|
|
Артемий Троицкий: «О Полине Смоловой я никогда ничего не слышал»
Человека, который слушает Coldplay, Arctic monkeys либо Porcupine tree, вряд ли расстроил тот факт, что в финале "Евровидения" Россия заняла 2-е место, а белорусская участница Полина Смолова не прошла даже во второй тур. Товарищи, которых эти факты все-таки травмировали, приводят в защиту своих кумиров не музыкальные, а политические аргументы. Не любят, мол, в мире россиян и белорусов. Не любят и мстят, как могут.
Выслушивать очередную порцию жалоб о подстроенных итогах голосования и превращении фестиваля в балаган "БелГазета" оказалась не готова: в конце концов, сам этот смотр многим представляется дурной самопародией. И интереса заслуживает не то, кто конкретно на нем побеждает, а то, почему такие конкурсы в принципе существуют и кто слушает музыку, на них представленную. "Евровидение" мы твердо решили обсудить с бывалым рокером, человеком, непосредственно не замешанным в подготовке ни российской, ни белорусской делегации, критиком, репутация которого не вызывает сомнений. Узнав о том, что патриарх русского рока и теоретик попсы Артемий ТРОИЦКИЙ "Евровидение-2006" не смотрел из принципиальных соображений, обозреватель "БелГазеты" обрадовался: стало понятно, что говорить интервьюирующий и интервьюируемый будут на одном языке. - Почему вы не смотрели "Евровидение-2006"? - Я его никогда толком не смотрел. Во второй половине 90-х гг. мне приходилось это делать по долгу службы. Тогда победителей фестиваля еще выбирал не народ, а жюри, и я несколько раз в этом жюри присутствовал. Приходилось всю эту мутоту прослушивать от начала до конца. По собственной воле желания смотреть это у меня как-то не возникало. "Евровидение" не имеет никакого отношения ни к музыке, ни к музыкальной индустрии. Со времен ABBA реальных звезд этот конкурс на свет не произвел, никаких хитов за последние лет 30 не выстрелил. "Евровидение" - это какая-то совершенно отдельная тема, с одной стороны - смешная, с другой - патриотическая, с третьей - идейная, но уж никак не музыкальная. КОМУ - БЫКИ, КОМУ - "ЕВРОВИДЕНИЕ" - Благодаря чему это шоу пользуется такой популярностью и кто, на ваш взгляд, его зритель? - "Евровидение" - это такой традиционный, патриархальный институт. В разных городах мира есть свои экзотические особенности. По улицам Памплоны бегают быки, по Садовому кольцу Москвы проходит забег-эстафета. "Евровидение" - такая же экзотическая традиция. Если бы кого-то в "Евровидении" привлекала музыка, песни-победительницы становились бы если не мировыми, то хотя бы европейскими хитами, а их исполнители превращались бы в звезд. За исключением ABBA и, может быть, Селин Дион таких случаев не было. Песни-победительницы забывались на следующий же день после окончания конкурса. "Евровидение" - это какая-то спортивно-патриотическая игра. Люди смотрят это в последнюю очередь ради музыки. Их привлекает дух соревнования и общая помпезность шоу. Живучесть конкурса объясняется и тем, что в нем участвует очень много стран, которые никому в Европе неизвестны: балтийские государства, Кипр, Люксембург… Для них "Евровидение" - уникальный шанс о себе заявить. Если бы не "Евровидение", вряд ли бы кто-то узнал о существовании такой страны, как Андорра. Конкурс дает шанс абсолютным аутсайдерам, микроскопическим периферийным государствам, оказаться на всеобщем обозрении и в этом его безусловное положительное качество. Кстати, из-за этого в маленьких странах "Евровидение" имеет культовое значение. В Литве, Латвии и Эстонии, на Мальте и на Кипре "Евровидение" - едва ли не главное культурное событие года. - Очень похожая ситуация наблюдается и в Беларуси, где значение "Евровидения" явно преувеличивается… - Я боюсь, что так происходит потому, что Беларусь - страна небольшая, ничем ярким себя в мире не зарекомендовавшая в последнее время. Кроме, разумеется, нескольких сомнительных выборов и их последствий… РАЙМОНД ПАУЛС - ПОСЛЕДНИЙ ШАНС РОССИИ - Можно ли назвать музыку, звучащую из года в год на "Евровидении", классической попсой? Как-никак традиционная попса эволюционирует, саунд же "Евровидения" остается неизменным вот уже столько лет. Это какой-то особый жанр? - Критиками этот жанр обычно определяется как "еврошлягер". По формату это близко к попсе, но попсе не совсем обычного плана. Мэйнстрим сегодняшней попсы обусловливается англосаксонскими и афроамериканскими традициями (типичные представители этого направления - Робби Уильямс и Кайли Миног), "Евровидение" же - попса с традиционным европейским уклоном. Условно говоря, на музыкальный формат этого конкурса оказали влияние не "Битлз", Элвис Пресли и Стиви Уандер, а немецкий шлягер и шведская группа ABBA . Если рассуждать в привычных нам советских категориях, у нас в 1970-80-е был один абсолютно "евровизийный" композитор - Раймонд Паулс. Если бы СССР участвовал тогда в "Евровидении", то, могу точно сказать, хиты Паулса "Листья желтые", "Вернисаж", "Миллион алых роз" выигрывали бы конкурсы один за другим. "СО ЗВЕЗДАМИ ТАМ СОВСЕМ ПЛОХО" - Вы утверждаете, что никто, кроме ABBA и Селин Дион, после конкурса не раскрутился. А как же "Тату", получившие в 2003г. 3-е место и мировую известность? - "Тату" на "Евровидении" были не открыты, а, напротив, закрыты. Группа выскочила на "Евровидение", уже будучи знаменитой. Выступили они там настолько отвратительно, что победить им не помогла даже популярность. Артистов, известных в европейском и уж тем более в мировом масштабе, на "Евровидении" не было уже много-много лет. Страны, поставляющие на мировой рынок известных артистов (в Европе это Англия, Швеция и Ирландия), не направляют на этот конкурс знаменитостей. Другие, например Италия, в "Евровидении" вообще не участвуют, оно им совершенно неинтересно. Так что со звездами на "Евровидении" совсем плохо. - Вы когда-нибудь слышали о Полине Смоловой или Анжелике Агурбаш? Они были белорусскими участницами "Евровидения" в 2005-06гг. - О Полине Смоловой я никогда ничего не слышал. Об Анжелике Агурбаш я что-то слышал, но, по-моему, в связи с Филиппом Киркоровым. - Вы согласны с тем, что победа на "Евровидении" явно неформатной группы Lordi , относящей себя к сегменту hard`n`heavy , стала протестом зрителей против традиций конкурса? - Не надо в итогах "Евровидения" искать какие-то глобальные тенденции. Финны из Lordi были просто яркой группой, которая продемонстрировала самое броское, запоминающееся шоу на всем этом несчастном "Евровидении". Когда ты посмотрел 20-30 примерно одинаковых выступлений на околоанглийском языке, выбираешь тех, кто тебя хоть чем-нибудь зацепил. А поскольку одежда, манеры, танцы-пляски и т.д. на "Евровидении" гораздо более значимы, чем музыкальное наполнение выступлений, совершенно естественно, что яркие финны выиграли. Очевидно, что Lordi - это какая-то пародийная группа. Больше всего они мне напоминают один подзабытый американский хард-роковый коллектив, который называется Kiss . Их я всегда воспринимал скорее как пародийную группу, нежели как серьезный рок. Lordi - это современный Kiss . "И ПЕСНЯ У НЕГО АБСОЛЮТНО НИКАКАЯ" - После того как Россия заняла второе место на "Евровидении", ряд общественных деятелей, например депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов, заявили о политическом подтексте произошедшего. И задались вопросом: почему Россию не любят в мире? В проигрыше Димы Билана был политический подтекст? - Дима Билан ни в коем случае не является выдающимся артистом, и песня у него абсолютно никакая. Но тем не менее он занял на конкурсе второе место. Попал он на него исключительно за счет тех стран, в которых есть серьезная русскоязычная диаспора. Его поддержали Украина, Беларусь, Молдова, Литва, Латвия и Израиль. Что же касается политического подтекста, то здесь три нюанса. Во-первых, голосование на "Евровидении" действительно предопределяется симпатиями и антипатиями аудитории к той или иной стране. Во-вторых, Россию в Европе действительно не любят и, я считаю, не любят заслуженно. Совсем недавно она была свободной и открытой страной, и ее любили. Сейчас она вновь мнит себя сверхдержавой. На этот раз, правда, какого-то экзотического энергетического разлива. Россия играет своими нефтегазовыми мускулами, и вряд ли кому-то в Европе может понравиться это зрелище. Я не считаю, что проигрыш России является политикой. На "Евровидении" голосует народ, а не партийные функционеры. Поэтому инсинуации всяких идиотов типа Митрофанова о том, что против нас интригуют, - полная фигня. За исполнителей голосуют люди, сидя в своих креслах напротив телевизоров. Никакие государственные пропагандисты, партии, премьер-министры, НАТО и прочие враги России не в состоянии навязать телезрителям свое мнение. Единственный, кто интригует против России, - это сама Россия, которая своей политикой настроила против себя всю Европу.СПРАВКА "БелГазеты". Артемий Троицкий родился в 1955г. в Ярославле. С 1968г. по 1988г. жил в Чехословакии, в 1982-89гг. работал в Лондоне. Стал первым в Москве ди-джеем: в 1972-74гг. вел дискотеки в главном корпусе МГУ. Первая большая статья - о Deep Purple в журнале "Ровесник" (1975). В 80-х гг. Троицкий занялся организацией подпольных рок-концертов и фестивалей. В 90-х был ведущим программы "Кафе Обломов" на НТВ. В 1995г. основал и стал первым главным редактором русского Playboy. В 1999г. Троицкий делал программу "Культтовары" на канале "Культура". В настоящее время ведет передачи на FM -радиостанциях и читает лекции в МГУ. Автор книги "Я введу вас в мир поп".
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|