Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Артемий Троицкий: «О Полине Смоловой я никогда ничего не слышал»

Человека, который слушает Coldplay, Arctic monkeys либо Porcupine tree, вряд ли расстроил тот факт, что в финале "Евровидения" Россия заняла 2-е место, а белорусская участница Полина Смолова не прошла даже во второй тур. Товарищи, которых эти факты все-таки травмировали, приводят в защиту своих кумиров не музыкальные, а политические аргументы. Не любят, мол, в мире россиян и белорусов. Не любят и мстят, как могут.


Люди, страдающие от пролета наших на фестивале, трактовали победу финской hard'n'heavy группы Lordi как протест европейской аудитории против деградирующего "Евровидения". После того как умница Дима Билан уступил победное место каким-то наряженным в маски клоунам, престижный конкурс превратился в фарс, утверждали они.

Выслушивать очередную порцию жалоб о подстроенных итогах голосования и превращении фестиваля в балаган "БелГазета" оказалась не готова: в конце концов, сам этот смотр многим представляется дурной самопародией. И интереса заслуживает не то, кто конкретно на нем побеждает, а то, почему такие конкурсы в принципе существуют и кто слушает музыку, на них представленную.

"Евровидение" мы твердо решили обсудить с бывалым рокером, человеком, непосредственно не замешанным в подготовке ни российской, ни белорусской делегации, критиком, репутация которого не вызывает сомнений. Узнав о том, что патриарх русского рока и теоретик попсы Артемий ТРОИЦКИЙ "Евровидение-2006" не смотрел из принципиальных соображений, обозреватель "БелГазеты" обрадовался: стало понятно, что говорить интервьюирующий и интервьюируемый будут на одном языке.

- Почему вы не смотрели "Евровидение-2006"?

- Я его никогда толком не смотрел. Во второй половине 90-х гг. мне приходилось это делать по долгу службы. Тогда победителей фестиваля еще выбирал не народ, а жюри, и я несколько раз в этом жюри присутствовал. Приходилось всю эту мутоту прослушивать от начала до конца. По собственной воле желания смотреть это у меня как-то не возникало.

"Евровидение" не имеет никакого отношения ни к музыке, ни к музыкальной индустрии. Со времен ABBA реальных звезд этот конкурс на свет не произвел, никаких хитов за последние лет 30 не выстрелил. "Евровидение" - это какая-то совершенно отдельная тема, с одной стороны - смешная, с другой - патриотическая, с третьей - идейная, но уж никак не музыкальная.

КОМУ - БЫКИ, КОМУ - "ЕВРОВИДЕНИЕ"

- Благодаря чему это шоу пользуется такой популярностью и кто, на ваш взгляд, его зритель?

- "Евровидение" - это такой традиционный, патриархальный институт. В разных городах мира есть свои экзотические особенности. По улицам Памплоны бегают быки, по Садовому кольцу Москвы проходит забег-эстафета. "Евровидение" - такая же экзотическая традиция.

Если бы кого-то в "Евровидении" привлекала музыка, песни-победительницы становились бы если не мировыми, то хотя бы европейскими хитами, а их исполнители превращались бы в звезд. За исключением ABBA и, может быть, Селин Дион таких случаев не было. Песни-победительницы забывались на следующий же день после окончания конкурса.

"Евровидение" - это какая-то спортивно-патриотическая игра. Люди смотрят это в последнюю очередь ради музыки. Их привлекает дух соревнования и общая помпезность шоу.

Живучесть конкурса объясняется и тем, что в нем участвует очень много стран, которые никому в Европе неизвестны: балтийские государства, Кипр, Люксембург… Для них "Евровидение" - уникальный шанс о себе заявить. Если бы не "Евровидение", вряд ли бы кто-то узнал о существовании такой страны, как Андорра. Конкурс дает шанс абсолютным аутсайдерам, микроскопическим периферийным государствам, оказаться на всеобщем обозрении и в этом его безусловное положительное качество.

Кстати, из-за этого в маленьких странах "Евровидение" имеет культовое значение. В Литве, Латвии и Эстонии, на Мальте и на Кипре "Евровидение" - едва ли не главное культурное событие года.

- Очень похожая ситуация наблюдается и в Беларуси, где значение "Евровидения" явно преувеличивается…

- Я боюсь, что так происходит потому, что Беларусь - страна небольшая, ничем ярким себя в мире не зарекомендовавшая в последнее время. Кроме, разумеется, нескольких сомнительных выборов и их последствий…

РАЙМОНД ПАУЛС - ПОСЛЕДНИЙ ШАНС РОССИИ

- Можно ли назвать музыку, звучащую из года в год на "Евровидении", классической попсой? Как-никак традиционная попса эволюционирует, саунд же "Евровидения" остается неизменным вот уже столько лет. Это какой-то особый жанр?

- Критиками этот жанр обычно определяется как "еврошлягер". По формату это близко к попсе, но попсе не совсем обычного плана. Мэйнстрим сегодняшней попсы обусловливается англосаксонскими и афроамериканскими традициями (типичные представители этого направления - Робби Уильямс и Кайли Миног), "Евровидение" же - попса с традиционным европейским уклоном. Условно говоря, на музыкальный формат этого конкурса оказали влияние не "Битлз", Элвис Пресли и Стиви Уандер, а немецкий шлягер и шведская группа ABBA . Если рассуждать в привычных нам советских категориях, у нас в 1970-80-е был один абсолютно "евровизийный" композитор - Раймонд Паулс. Если бы СССР участвовал тогда в "Евровидении", то, могу точно сказать, хиты Паулса "Листья желтые", "Вернисаж", "Миллион алых роз" выигрывали бы конкурсы один за другим.

"СО ЗВЕЗДАМИ ТАМ СОВСЕМ ПЛОХО"

- Вы утверждаете, что никто, кроме ABBA и Селин Дион, после конкурса не раскрутился. А как же "Тату", получившие в 2003г. 3-е место и мировую известность?

- "Тату" на "Евровидении" были не открыты, а, напротив, закрыты. Группа выскочила на "Евровидение", уже будучи знаменитой. Выступили они там настолько отвратительно, что победить им не помогла даже популярность.

Артистов, известных в европейском и уж тем более в мировом масштабе, на "Евровидении" не было уже много-много лет. Страны, поставляющие на мировой рынок известных артистов (в Европе это Англия, Швеция и Ирландия), не направляют на этот конкурс знаменитостей. Другие, например Италия, в "Евровидении" вообще не участвуют, оно им совершенно неинтересно. Так что со звездами на "Евровидении" совсем плохо.

- Вы когда-нибудь слышали о Полине Смоловой или Анжелике Агурбаш? Они были белорусскими участницами "Евровидения" в 2005-06гг.

- О Полине Смоловой я никогда ничего не слышал. Об Анжелике Агурбаш я что-то слышал, но, по-моему, в связи с Филиппом Киркоровым.

- Вы согласны с тем, что победа на "Евровидении" явно неформатной группы Lordi , относящей себя к сегменту hard`n`heavy , стала протестом зрителей против традиций конкурса?

- Не надо в итогах "Евровидения" искать какие-то глобальные тенденции. Финны из Lordi были просто яркой группой, которая продемонстрировала самое броское, запоминающееся шоу на всем этом несчастном "Евровидении". Когда ты посмотрел 20-30 примерно одинаковых выступлений на околоанглийском языке, выбираешь тех, кто тебя хоть чем-нибудь зацепил.

А поскольку одежда, манеры, танцы-пляски и т.д. на "Евровидении" гораздо более значимы, чем музыкальное наполнение выступлений, совершенно естественно, что яркие финны выиграли. Очевидно, что Lordi - это какая-то пародийная группа. Больше всего они мне напоминают один подзабытый американский хард-роковый коллектив, который называется Kiss . Их я всегда воспринимал скорее как пародийную группу, нежели как серьезный рок. Lordi - это современный Kiss .

"И ПЕСНЯ У НЕГО АБСОЛЮТНО НИКАКАЯ"

- После того как Россия заняла второе место на "Евровидении", ряд общественных деятелей, например депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов, заявили о политическом подтексте произошедшего. И задались вопросом: почему Россию не любят в мире? В проигрыше Димы Билана был политический подтекст?

- Дима Билан ни в коем случае не является выдающимся артистом, и песня у него абсолютно никакая. Но тем не менее он занял на конкурсе второе место. Попал он на него исключительно за счет тех стран, в которых есть серьезная русскоязычная диаспора. Его поддержали Украина, Беларусь, Молдова, Литва, Латвия и Израиль.

Что же касается политического подтекста, то здесь три нюанса. Во-первых, голосование на "Евровидении" действительно предопределяется симпатиями и антипатиями аудитории к той или иной стране. Во-вторых, Россию в Европе действительно не любят и, я считаю, не любят заслуженно. Совсем недавно она была свободной и открытой страной, и ее любили. Сейчас она вновь мнит себя сверхдержавой. На этот раз, правда, какого-то экзотического энергетического разлива. Россия играет своими нефтегазовыми мускулами, и вряд ли кому-то в Европе может понравиться это зрелище. Я не считаю, что проигрыш России является политикой. На "Евровидении" голосует народ, а не партийные функционеры. Поэтому инсинуации всяких идиотов типа Митрофанова о том, что против нас интригуют, - полная фигня.

За исполнителей голосуют люди, сидя в своих креслах напротив телевизоров. Никакие государственные пропагандисты, партии, премьер-министры, НАТО и прочие враги России не в состоянии навязать телезрителям свое мнение. Единственный, кто интригует против России, - это сама Россия, которая своей политикой настроила против себя всю Европу.СПРАВКА "БелГазеты". Артемий Троицкий родился в 1955г. в Ярославле. С 1968г. по 1988г. жил в Чехословакии, в 1982-89гг. работал в Лондоне. Стал первым в Москве ди-джеем: в 1972-74гг. вел дискотеки в главном корпусе МГУ. Первая большая статья - о Deep Purple в журнале "Ровесник" (1975). В 80-х гг. Троицкий занялся организацией подпольных рок-концертов и фестивалей. В 90-х был ведущим программы "Кафе Обломов" на НТВ. В 1995г. основал и стал первым главным редактором русского Playboy. В 1999г. Троицкий делал программу "Культтовары" на канале "Культура". В настоящее время ведет передачи на FM -радиостанциях и читает лекции в МГУ. Автор книги "Я введу вас в мир поп".

Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=4949