|
Виктор Ерофеев - телеведущий, метрополец и коктебелец
Все-таки не перевелись еще писатели на земле нашей. Потому что Виктор Ерофеев, посетивший на этой неделе Симферополь, не только маститый телеведущий, известный многим по программе «Апокриф», но и писатель, прежде всего писатель. Честно говоря, мне уже давно казалось, что литераторы - властители дум у нас перевелись (не считать же властителями популярных Сорокина, Пелевина или, к примеру, Дарью Донцову и иже с ней). Но увидел, услышал В. Ерофеева - и вновь убедился: нет, не перевелись. Виктор Владимирович по-прежнему на уровне, талантливо несет свой крест и верует.
Бунтарь из элитной семьи
Биография Виктора Ерофеева нестандартна и увлекательна. Его отец был крупным советским дипломатом, работал с А. Коллонтай, В. Молотовым, был личным переводчиком И. Сталина (переводил с французского). Ребенком Ерофеев жил в Париже, помнит, как родители ездили на «Пежо», модные парижанки носили юбки колоколом, а от мамы маняще пахло настоящими французскими духами. Детям работников МИДа запрещалось посещать французскую школу, поэтому ему пришлось учиться в школе при советском посольстве, а первые уроки французского, на котором он свободно говорит, брать у эмигрантки. Ребенок из элитной семьи (мать была тонкой женщиной, писала, любила и понимала литературу) вырос действительно умным, окончил затем филфак МГУ и аспирантуру Института мировой литературы. Но не захотел стать благополучным и послушным и просто прожигать жизнь тоже не захотел. Как некоторые дети из суперблагополучных семей, Ерофеев проявился бунтарем, да еще каким! Взял и написал эссе о самом маркизе де Саде, фигуре в те времена полузапретной. Оказывается, маркиз был отнюдь не сексуальным маньяком, не садистом, как упрощенно полагали многие, а недурственным философом и мыслителем. Следующая акция В. Ерофеева была и вовсе сверхрезонансной. Вместе с другом - писателем Евгением Поповым он организовал самиздатовский журнал «Метрополь», который стал настоящим вызовом официальной советской литературе. «Метрополь» оказался скандальным настолько (хотя ничего крамольного в нем не было, просто собранные под одной обложкой произведения хороших писателей - В. Аксенова, В. Высоцкого, А. Вознесенского и других), что отца Ерофеева решили снять с дипломатической работы, а за самим Виктором установил слежку КГБ. Виктор Ерофеев оказался перед страшной дилеммой: предать отца или товарищей. По собственному признанию, он, не изменив идее «Метрополя», «убил своего отца» и только недавно получил от папы полное прощение. А вот отец в те годы поступил самоотверженно: он отговорил сына писать покаянное письмо, пожертвовав своей дипломатической карьерой. Зато Виктор Ерофеев написал письмо генсеку Брежневу: дескать, если вы, Леонид Ильич, не оставите в покое моего отца, я повешусь. Ильич не откликнулся, Виктор не повесился. Жизнь катилась дальше, но зарубки в душе оставались глубокие. Потом обо всем этом Виктор Владимирович написал в романе «Хороший Сталин», изданном в 34 странах.
Крым остался в сердце навсегда
На встрече в Симферополе В. Ерофеев вспоминал, как вместе с Е. Поповым и Василием Аксеновым на зеленой аксеновской «Волге» они прибыли в Крым, в Коктебель, чтобы скрыться от московской травли «Метрополя», убежать, спрятаться, расслабиться. И именно здесь, в Крыму, за стаканом чачи еще один прекрасный писатель Фазиль Искандер сообщил Ерофееву и Попову, что они исключены из Союза советских писателей. В знак протеста против этого решения Василий Павлович Аксенов тогда эмигрировал. Много воды с тех пор утекло, отошел в историю «Метрополь», вот только Крым так и остался в сердце Виктора Ерофеева. У него теперь в Коктебеле дом, и он верит, что Коктебель перестанет быть отхожим местом, где все ходят с бутылками пива в руках, а потом заваливаются спать в кусты. Ерофеев верит, что возродится слава Коктебеля как писательской Мекки, волошинского уголка. Здесь хотел поселиться Андрей Макаревич, здесь поселился Эдвард Радзинский (кстати, дачу Радзинского буквально на днях обокрали, но это так, к слову), здесь часто бывает Борис Гребенщиков. А еще Ерофеев проводит в Коктебеле мини-фестиваль «Куриный бог» - творцы собираются в ерофеевском доме и ничего не делают, просто отдыхают, тем самым прекрасно проводя время.
Писатель и его миссия
«Мы еще учимся жить не на коленях» - такова была тема встречи с В. Ерофеевым в Крыму, встречи, организованной международным медиа-клубом «Формат А3». Слушать писателя было интересно. И абсолютно естественно, что умный человек говорил много умных вещей. Ерофеев был диссидентом в СССР - и в новой России он остается человеком с независимыми взглядами. В его произведениях отражаются не всегда благоприятные эстетические и этические изменения, произошедшие в сознании современного человека. По его мнению, на писателя возложена миссия почти пророка: ему важно понять не только сегодняшний момент, но и оценить его в движении всей русской истории. Ерофеев беспокоится о судьбе молодой российской демократии, хотя убежден, что «оранжевая» революция в России невозможна. Кому-то больше понравились рассуждения о религии, политике, смысле жизни, о многочисленных путешествиях, меня же тронули рассказы Виктора Владимировича о Крыме, Кара-Даге, Коктебеле, о родителях, которые до сих пор живы (и отцу, и маме В. Ерофеева по 89 лет). Виктора Ерофеева давно уже не путают с Веничкой Ерофеевым, автором знаменитой повести «Москва - Петушки». До 1988 года в СССР Виктора Ерофеева не печатали, зато теперь его романы выходят в России и за рубежом ежегодно. Роман «Русская красавица» стал международным бестселлером, он пользовался огромным успехом, за границей Ерофеева водили по книжным магазинам, где он бесконечно давал автографы. «Русская красавица», переведенная более чем на 20 языков, написана от лица Ирины Таракановой, провинциальной красавицы, приехавшей покорять Москву. После многочисленных любовных приключений она забеременела от призрака любимого мужчины. Роман заканчивается ее самоубийством. Это роман о вечном противостоянии мужского и женского начал, о конфликте России и Запада, о столкновении столицы и провинции, интеллигенции и власти, о любви и смерти. В формальном отношении это роман о границах романа как жанра. Но это - для литературоведов, многие же наши читатели воспринимали это произведение чуть ли не как порнографию. А вот за границей поклонники писателя интересовались: «Почему в «Красавице» совсем нет секса?» Вот и пойми их… По рассказу Виктора Ерофеева «Жизнь с идиотом» композитор Альфред Шнитке написал оперу, премьера которой состоялась в Амстердаме в 1992 году. По этому же рассказу был снят фильм (режиссер Александр Рогожкин). Идиота, на всякий случай, в рассказе звали Вова, и он подозрительно был похож на Владимира Ильича Ленина. Ерофеев - член исполнительного комитета Русского ПЕН-центра, лауреат премии имени Владимира Набокова, кавалер французского Ордена искусств и литературы (2006 год). Его телепрограмма «Апокриф» выходит на канале «Культура» вот уже восемь лет, что является долгим сроком для культурологической программы, это же не «Поле чудес». В. Ерофеев очень популярен в Европе: в Германии, Франции, Нидерландах, Польше его выступления собирают полные залы зрителей. Его действительно интересно слушать, он умен и совсем не эпатажен, хотя его и называют эпатажным писателем. Ему есть что сказать и ему не нужно казаться умнее, чем он есть на самом деле. По сегодняшним временам это редкость.
|