|
|
Авангардный соцреализм
На выставке Александра Дейнеки в Третьяковской галерее
У открывшейся на Крымском Валу выставки Александра Дейнеки любопытное название. Как уверяют организаторы, самому художнику оно наверняка бы понравилось. Строчку «Работать, строить и не ныть!» подсмотрели на одном из плакатов Дейнеки. И теперь так озаглавлена экспозиция, состоящая из живописных полотен, эскизов, скульптур, полиграфии и мозаик Александра Дейнеки. Все это богатство доставили на Крымский Вал из Курской картинной галереи им. Дейнеки, Пермской государственной художественной галереи, Русского музея, частных собраний. А несколько полотен буквально сняли с валов в самой Третьяковке и отреставрировали специально к выставке. Если согласиться с мнением о том, что некоторые художники не просто пишут, а творят образы своего времени, то Александр Дейнека как раз из их числа. Москва, например, просто обязана художнику своими архитектурными визитными карточками. Он участвовал в оформлении главного здания МГУ на Ленинских горах, павильонов ВДНХ, московского метро. Воспоминания о советской эпохе материализуются на его полотнах. И не только в России. Запад, основательно изучив отечественный авангард, все с большим вниманием относится к советскому соцреализму. И первый в этом ряду - Александр Дейнека, продолжатель авангардных традиций на новой почве. Советский художник создал целый ряд образов и символов, на который ориентировалось не одно поколение (недаром репродукции работ Дейнеки - частые гости школьных учебников). Главные мотивы - спорт, труд, авиация. Главные герои - рабочие, футболисты, шахтеры и бесчисленные самолеты. На выставке в Третьяковке есть и привычные работы: юные «будущие летчики», разглядывающие застывший в небе самолет, или защитники Севастополя, мужественно бросающиеся навстречу смерти. А есть еще не виденные столичными зрителями отреставрированные «Запорожцы» и привезенный из Курска «Футболист», который представлял Россию на двух венецианских биеннале. По воспоминаниям современников, Александр Дейнека был большим оптимистом, считавшим, что в жизни стоит идти только вперед и бороться за свое счастье. В общем, «работать, строить и не ныть». Герои Дейнеки буквально дышат силой и уверенностью, что бы они ни делали - спускались в шахту, шли на бой или участвовали в эстафете. Художник одинаково жизнеутверждающ, изображая парижское кафе (Дейнека много путешествовал и, кстати, был хорошо знаком с европейским искусством) или лиричные натюрморты с сухоцветами. И даже краски художника полны невероятной энергией. Достаточно взглянуть на его колхозницу в маково-красном платье, едущую на велосипеде на фоне изумрудно-зеленых лесов.
ФЕДОР АСТАФЬЕВ
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|