Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Десять лет на том же месте. Открылась Х Московская международная ярмарка современного искусства "Арт Манеж"

Открылась Х Московская международная ярмарка современного искусства "Арт Манеж"
В обстоятельствах десятилетнего артманежного юбилея нельзя не вспомнить историю вопроса. Противостояние двух главных столичных художественных ярмарок, «Арт Манежа» и «Арт Москвы», начиналось в 1996-м - первые эксперименты по созданию «идеальной модели художественного рынка» остались тогда позади, ниша окультуренной торговли искусством пока пустовала.

Молодая компания «Экспо-Парк», созданная Василием Бычковым и кантовавшаяся в ту пору в хлипком домике на задворках МГУ, пришла к финишу - то есть, к организации художественной ярмарки нового поколения - первой, на полгода обогнав команду почти одновременно стартовавшего проекта в Манеже. Что важно, успев приватизировать название (мало кто помнит, что поначалу манежная ярмарка претендовала на то же наименование).

Первая «Арт Москва» открылась в последний день мая-1996. Это была не идеальная, а, как показали последующие события, самая реальная модель если не российского, то, во всяком случае, московского арт-рынка на излете ХХ столетия. Помимо «Арт Москвы», в том же году «Экспо-Парк» предпринял первую и последнюю попытку устройства еще одной, всероссийской ярмарки. Но проект успеха не имел: потенциальные участники копили теперь деньги для первого декабрьского «Арт Манежа». Тем более что его художественной программой взялись руководить Вильям Мейланд и Ксения Богемская - известные искусствоведы, стремившиеся компенсировать вопиющую «рыночность» некоторых экспозиций созданием программы некоммерческих проектов. Важный впоследствии вопрос «С кем вы, мастера культуры?» на этом историческом этапе еще не стоял, и галереи искренне не считали необходимым выбирать, к оргкомитету которой из ярмарок им следовало бы льнуть сильнее.

1999-й оказался несчастливым годом для молодого художественного рынка. Весеннюю «Арт Москву» не удалось провести из-за финансовых затруднений. «Мы хотим, чтобы в дальнейшем ярмарка стала регулярным ежегодным смотром современного искусства», - утверждал директор Манежа Станислав Каракаш в приветствии к первым участникам «Арт Манежа». Однако тучи сгустились и над его детищем: в канун выборов столичного мэра городские власти тогда внезапно решили продлить работавшую в Манеже градостроительную выставку «Шаг в третье тысячелетие. Архитектурно-строительная концепция Москвы до 2020 года». Конфликт удалось разрешить; заварушка же вокруг возможного срыва крупного арт-проекта с тех пор так и осталась самым заметным вмешательством городских властей в формирование художественного рынка столицы.

По замыслу Александра Якута и Ольги Лопуховой (в тот год они сменили уволенный из-за скандальной «антиклерикальной» акции Авдея Тер-Оганьяна тандем Мейланд - Богемская), очередная ярмарка в Манеже должна была стать площадкой, на которой наконец-то сойдутся художественные миры Запада и Востока. Их ярмарка получилась более стильной (хотя и более пустынной), чем предыдущие, но уже в следующем декабре Каракаш попытался скрестить, а не противопоставить актуальное искусство и рынок; вместо Якута в оргкомитет «Арт Манежа 2000» удалось залучить Владимира Овчаренко из галереи «Риджина», но галереи, составлявшие ядро актуальной «Арт Москвы», в Манеже снова не появились. В результате - вновь оказались особенно заметны экспозиции того сорта искусства, что в будни и в стенах ЦДХ не часто обнаружишь.

В последние годы «Арт Манеж» уже не тщится приукрашивать собственное лицо. Здесь давно нет должности художественного руководителя, организаторы ярмарки просто торгуют площадями. О прошлом в этот раз напоминают только гигантские обложки артманежных каталогов прошлых лет, размещенные при входе. Да еще экспозиции постоянных участников. Как и десять лет назад, публику ждет стенд галереи «Зеро»; неподалеку «Пан-Дан» и «Сегодня». А вот любимая многими галерея «Манеж», лишившаяся после лужковской «реконструкции» собственного помещения в манежных стенах, на время юбилейной ярмарки расположилась справа от входа. Там в вечер вернисажа было наиболее оживленно: бойцы вспоминали минувшие дни. «Арт Манеж 2005» закроется завтра вечером.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 13.12.2005  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100