|
|
Венедикт Ерофеев: "Безвозвратно ушли в прошлое те времена, когда меня не существовало"
В первый раз я позвонила Венедикту Ерофееву с подачи Вениамина Каверина осенью 1989 года. Незадолго до этого брала у Каверина интервью на его даче в Переделкино. Вениамин Александрович был приветлив, охоч до разговоров и, в противовес нехолодной погоде, плотно упакован в дубленку, шапку и валенки. Пожилая домоправительница со страшным вывернутым веком (это веко, признаюсь, поначалу весьма меня напугало) внесла поднос с чаем и сладостями. 'А вы знаете, - спросил Вениамин Александрович, с аппетитом доедая печенье, - что скоро в альманахе 'Весть', к которому я имею отношение, выйдет 'Москва - Петушки' Ерофеева?'... Каверин был точен: альманах вышел, и в 'Литературной газете' мы напечатали об этом небольшой материал. Вениамин Александрович помог отыскать и телефон автора 'Петушков'. На звонок шепотом ответила жена Ерофеева, Галина: 'О каком интервью идет речь? Ерофеев болен, ему так плохо, что и не знаю, сможет ли он вообще когда-нибудь дать интервью!' Однако милостиво разрешила 'позванивать'. Я звонила каждый день. Сводки о состоянии здоровья были неутешительны. Но спустя две недели Галина сказала: 'Хотите поговорить - приезжайте немедленно!'. Примчавшись на Флотскую, 17, на тринадцатый этаж, я была введена в маленькую, не более десяти квадратных метров комнату, где на широкой тахте, в испачканной блевотиной постели, подперев рукой голову, полулежал автор знаменитой поэмы. Большие синие глаза, спутанная копна волос с проседью и марлечка на шее, прикрывающая оперированное горло. Эта марлечка, колыхавшаяся при малейшем движении, пугала так же сильно, как вывернутое веко каверинской домоправительницы. Когда же Ерофеев приблизил к горлу микрофон и жуткий металлический голос проскрежетал слова приветствия, ноги мои и вовсе подкосились. Кое-как опустившись на краешек стоящего у постели кресла, я стала что-то лепетать в ответ. Привыкший, видимо, к подобной реакции, Ерофеев исподлобья наблюдал за моими попытками взять себя в руки и пил из малюсенькой рюмочки коньяк, поднесенный женой. 'Видишь, из какой посуды приходится пить? Врачи рекомендовали, - объяснил он, - водку и портвейн, сказали, не пить, только коньяк, и только такими дозами. Очень помогает, когда боли. Хочешь, Галя и тебе нальет такую же рюмочку?'. 'Мальчик мой!' - говорила Галина, видя, как он кривится от боли, и вносила новую рюмочку. Выпив таких рюмочек несколько кряду и убедившись, что горе-интервьюерша пришла-таки в себя, инициативу разговора Ерофеев перехватил и, отпихнув письмо с вопросами и реверансами, которое я успела ему подсунуть, принялся сам меня экзаменовать. В тот день он был в ударе - шутил, острил, подначивал. И в результате не дал никакого интервью. 'Может быть, вы предпочитаете ответить на вопросы письменно?' - спрашиваю. 'Конечно, предпочитаю, - отвечает, - непременно предпочитаю'. 'Ты ведь не обманешь ее, Веничка? - воркует отчего-то проникшаяся ко мне Галина. 'Нет, эту деваху я не обману!' - бодро скрежещет Ерофеев. Галина с сомнением качает головой, а 'деваха', окрыленная, упархивает. Дни идут за днями, обещанных ответов нет, по телефону - уверения: 'Завтра - обязательно...' И хотя уже понимаю, что - 'ни завтра, ни послезавтра...', звоню вновь и вновь. Наконец не выдерживает Галина: 'Слушай, тебе вправду интервью нужно? Тогда приезжай сама! Ты до сих пор не поняла? Он писать не будет'. Снова мчусь на Флотскую, не успев даже известить об этом нашего фотокорреспондента Владимира Богданова (эту мою оплошность он до сих пор мне не может простить). Ерофеев - аккуратный, причесанный, выбритый. Постель - белоснежная. Поднимается с тахты. Переходим на кухню, где у окна - маленький стол, а по стенам - полки с книгами. 'Смотри, какие у меня книги! - хвастает Ерофеев. - Замечательные! Эта вот недавно там вышла. 'Моя маленькая лениниана'... Я с трепетом включаю диктофон и устанавливаю на столике между нами, но так нервничаю, что решаю на всякий случай дублировать запись в блокноте. Беседуем долго, Ерофеев говорит медленно, с паузами, пленка крутится, я тоже успеваю записывать ручкой практически дословно, и, исписав пухлый блокнот, довольно улыбаюсь. А когда включаю для проверки диктофон, хороший, добротный, никогда еще меня не подводивший диктофон 'Sony', оказывается (мистика какая-то), что голос Венедикта Васильевича не записался, ни слова нет, лишь легкий гудящий звук. Через неделю приезжаю вновь с готовым уже материалом и бутылкой армянского коньяка, которую дала себе зарок обязательно принести. Ерофеев открывает дверь самолично, и я, впервые видя его во весь рост, поражаюсь, какой он высокий. Галины нет, но вот-вот будет. Сегодня у них выход в свет, некое мероприятие в Союзе писателей, связанное с Ерофеевым. Виновник предстоящего собрания одет в синие джинсы, синюю рубашку (под цвет глаз), синие носки и готов к выходу. На кухне его уже дожидается какой-то немолодой господин, и Ерофеев быстро прочитывает привезенную статью и внизу пишет: 'Годится. Достоверно. Не очень глупо. Вен. Ероф.'. Радости моей пределов нет... В редакции 'Литературной газеты', куда я возвращаюсь и сдаю материал, из него вырубают целые куски. Крамола! 'Как это возможно - мерить значимость собрата-писателя тем, сколько он, Ерофеев, нальет ему водки?!' 'Как это возможно - так говорить о МГУ?!'... 'Рубит' сам замглавного, курирующий литературные отделы. На мои стенания и крики о пощаде спокойно отвечает: 'Хочешь, вообще не будем печатать?' Я не хочу! Я этого совсем не хочу и потому бегу звонить Ерофеевым. Говорю с Галиной. Та что-то вяло отвечает: Ерофееву снова нехорошо. Статья выходит кастрированной 3 января 1990 года. Ерофеев больше слышать обо мне не желает и разговаривать отказывается наотрез. Я, вспоминая его обычные шуточки и педантичность, с которой он все-все записывает в свои дневники и записные книжки, холодею, представив те эпитеты, которыми он меня теперь награждает. Два месяца спустя Ерофеев смилостивился и сделал вид, что простил. Повторил только уже брошенную в интервью фразу: 'Не понимаю, отчего вы все такие 'зачехленные'?..' Светлый человек Венедикт Ерофеев умирал нехорошо, долго, мрачно. Болезнь (рак горла), начавшаяся летом 1985 года, ко времени нашей встречи уже доедала свою жертву. Оставались считанные месяцы. Ерофеев больше жить не мог, хоть вкус к ней, к жизни, у него не пропал, а склонность к иронии - тем более. В те дни все вокруг обсуждали перипетии скандала, разразившегося вокруг журнала 'Октябрь' и его главного редактора Анатолия Ананьева. В печати бурлили страсти, особенно старались газета 'Литературная Россия' и журнал 'Наш современник'. Как же, именно в 'Октябре' были напечатаны главы из 'крамольной' книги Андрея Синявского 'Прогулки с Пушкиным'. Ерофеевы тоже обсуждали эту ситуацию. 'Как ты думаешь, - спросила меня Галина, беспокоившаяся за судьбу Ананьева, - что они с ним сделают?' Ерофеев отреагировал мгновенно: 'А ничего не сделают, ну, подумаешь, повесят его, а на грудь табличку прикрепят: 'Наш современник'. После его кончины я часто общалась с Галиной Ерофеевой, пережившей, впрочем, мужа всего на несколько лет, однажды шагнувшей с балкона того самого тринадцатого этажа в 'космос', именно в тот день и тот час, когда, по каким-то ее загадочным расчетам, должна была состояться 'их с Веничкой космическая встреча'. Она часто приходила ко мне в редакцию, приносила 'на хранение' ерофеевские архивы, записные книжки, дневники, даже конверты с деньгами, которые вдруг стали к ней стекаться: гонорары за поставленные у нас в стране и за рубежом пьесы мужа. Я храню тот первый блокнот (он уже, правда, вовсе не пухлый, облетела и куда-то затерялась мягкая обложка) и другие записки и материалы как зеницу ока. С тех пор кое-что уже напечатано. В том числе и злополучные, забракованные строгим редакционным цензором отрывки. Но остались записи, которые так никогда и не были опубликованы. Возможно, пришло время вернуться к 'пухлому блокноту' еще раз, напечатать все - от начала до конца. - Венедикт Васильевич, вам, наверное, нестерпимо хочется работать? - А какие-то определенные наметки есть? - А почему? - Как же Портнов будет ставить, если говорит, что не может? - А из прозы что-то новое пишете? - Как получилось, что вы, Ерофеев, так рано стали 'зрячим'? Встретил как-то своего одноклассника... До чего же невозможно они себя ведут! Так нельзя, надо вести себя посветлее! А они стали, как говорят артиллеристы, 'зачехленными'. Я им сказал как-то: 'Ну почему вы все паскуднее год от года? Побойтесь если не Бога, то хоть меня!'. Все хотят выйти в крупные начальники. Так вот, встретил как-то своего одноклассника, он сказал: 'Ерофеев, когда я буду крупным начальником, ты будешь лежать под забором (это был 1968 год), и я со своим дипломатом пройду вдоль тебя - и сплюну. - И стал? - В 1988 году в Лондоне был переиздан 'Энциклопедический словарь русской литературы с 1917 года' Вольфганга Козака. Это, пожалуй, пока единственный справочник, где говорится о вас, но многие сведения не верны. Что бы вы сказали о себе для будущего справочника? Важно, что в 1954 году отца освободили. Мне он понарассказал такое, что тебе и не снилось. То есть, что это такое - быть начальником станции, которую занимают то русские, то финны, то немцы, а потом все снова, и при этом исполнять свои обязанности. А я-то, дурак, когда видел в небе самолеты - то финские, то немецкие, - махал платочком и приплясывал. Мне было ровно три с половиной года. Отцу было дьявольски плохо занимать должность начальника станции, которая то в одних руках, то в других, и в конце концов стать 'предателем родины'. Это теперь понять трудно. С первого по десятый класс у меня не было ни одной четверки, а когда схлопотал одну, мама меня побила по попочке. Кончил школу и впервые в жизни пересек Полярный круг, поехал поступать в МГУ. Ехал в поезде и про себя пел песню Долматовского 'Наш дворец - величавая крепость науки'. Когда я пришел в эту 'величавую крепость', услышал: 'По отделениям! Делай - раз! По отделениям! Делай - три! Руки по швам!'. И был немедленно разочарован. Но за три семестра у меня опять не было ни одной четверки. И все же меня отчислили. А потом - работал. Сначала - на стройке, затем - грузчиком, потом - приемщиком винной стеклотары, потом - забыл, как называется должность - на Украине. Плюнул на Москву... - В 'Словаре' о вас есть и такое утверждение: Ерофеев, 'по слухам, знает латынь, любит музыку. По имеющимся сведениям, он рано стал алкоголиком...' С латынью ладил всегда. Я ее не знаю, но я в нее влюблен. Если бы меня спросили, в какой язык я влюблен, то выбрал бы не французский, а латынь. Недавно, в 1984 году, кончил Курсы немецкого языка на Дорогомиловской. Сдал на 'отлично' все экзамены. - Вы ведь и в студенческие годы писали прозу? - А когда дали свое первое интервью? - Что из написанного дороже всего? - Любите читать о себе рецензии? - В 'Словаре' сказано также: 'Судьба его неизвестна...' - В одном из ваших интервью есть слова: 'С языком просто, мой антиязык от антижизни...' - Давайте поговорим о литературе. - А кто оказал на вас влияние? Меня интересует английская литература начала прошлого века, от Байрона до Вальтера Скотта (не как романист, а как поэт в блестящих переводах нашего Жуковского). - А если говорить о Библии? - Из-за Библии? - Что для вас Библия? Мне очень не нравятся праведные речи Василия Белова по радио. Я сегодня еще раз послушал его выступление. Знаю его как писателя - и не люблю. Он вдруг ударился в антисталинизм. А где он был раньше? Я измеряю размах и значимость писателя тем, сколько бы я ему налил, если бы он вошел в мой дом. Отчего бы не мерить такой меркой? Белову я бы не налил ни капли, Астафьеву - 15 граммов, Распутину - граммов 100. Василю Быкову - целый стакан с мениском. А тем более Алесю Адамовичу. А больше и некому. Фазиль Искандер пусть сам бегает за выпивкой в своих тренировочных штанах. Я его не люблю за его невлюбленность ни во что и любование самим собой. О ком еще говорить? Неужели об Айтматове, которого я удавил бы своими руками? - Не находите, что это максимализм? - Каждый писатель может сказать, что живет в максималистское время... - А из мужчин? Кушнера люблю, мне понравился он тем, что когда в 1975 году звонил из Ленинграда, то признался: 'Я единственный раз в жизни перепился, когда вы, Ерофеев, были у меня в гостях'. Он иногда бывает слишком антологичен. Я его тогда обвинил в отсутствии дерзости. Для писателя это, по-моему, необходимое качество. Он согласился. - А с кем чувствуете духовную близость? - А вы следите за молодыми? - А представители 'другой прозы'? - А в литературной борьбе? - Как вы относитесь к Булгакову? - А в ХХ веке кого любите? - А Набоков нравится? - А у него равнодушия не замечаете? - А Солженицын? Он вне абонемента? Что может дать сейчас публикация 'Гулага'? - Вы перечитываете ваши вещи? - А когда их перечитываете, что испытываете? - Не хочется ничего переделать, доделать? - А если бы 'Петушки' не были написаны, вы их смогли бы написать сейчас? - О чем вы жалеете? - Говорят, у вас пропал роман 'Шостакович'. Не возникало желания его восстановить? - А вам не снятся ваши тексты? - А что было толчком к написанию 'Вальпургиевой ночи'? - А почему такая классическая форма? - А к прозе не тянет? - Постановки пьес удовлетворяют? - А вы свою волю как-то выражали? - На родину вас не тянет? - Почему Венедикт? - Вот где истоки 'Вальпургиевой ночи'! (*) В записных книжках Венедикт Ерофеев указывает другого автора этого сообщения - радио 'Свобода' - и другую дату: 1985 год.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|