|
|
Парк культуры
Известный венский музей предложил бесплатный вход для всех посетителей, рискнувших раздеться. Музей Леопольда, одна из респектабельных галерей столицы Австрии, шокировала консерваторов акцией, посвященной открытию выставки «Голая правда». Посетители музея, пришедшие на выставку голыми или в купальных костюмах, освобождались от платы за вход, составляющей полновесные 9 евро. Порадовавшись на входе и насладившись живописью, на выходе поклонники искусства получили каталог с репродукциями картин участников выставки.
Обвинить организаторов выставки в грубом пиаре мешают два обстоятельства. Во-первых, чудовищная жара, царящая этим летом в Европе, значительно изменила взгляды общества на публичную наготу. Сорок градусов в тени загоняют людей в фонтаны и импровизированные пляжи, возникшие на берегах рек в европейских столицах. Руководство галереи Леопольда сочло, что прохладные, снабженные системами климат-контроля помещения музея сами по себе могут вызывать интерес публики в такую погоду. Позволить посетителям раздеться - просто логичный акт милосердия. Как заметила владелица галереи Элизабет Леопольд, «мы находим обнаженное тело столь же прекрасным, сколь и одетое. Если кто-то придет из похоти, нам придется это просто принять».Более веской причиной для появления в музейных залах обнаженных посетителей стала тема самой выставки, посвященной эротическому искусству начала двадцатого века. «Голая правда» представляет работы Эгона Шиле, Густава Климта, Оскара Кокошки и других художников модерна, увлекавшихся эротическими образами. Надо заметить, что в 1900-х годах их творчество встречало такое же непонимание, какое у части общества сегодня может вызвать акция галереи Леопольда. Эгон Шиле, гениальный по общему признанию художник, отсидел в тюрьме по обвинению в создании порнографии. Были неприятности и у других живописцев - досталось, в частности, и Климту после того, как он создал знаменитый «Поцелуй». Критики не скупились на эпитеты «непристойность», «осквернение», «порнография». Так что появление обнаженных посетителей музея можно рассматривать как победу художников, восхищавшихся красотой и чувственность обнаженного тела сто лет назад. Коммерческий директор галереи Петер Вайнхойпль подтверждает такую точку зрения: «Эгон Шиле был бы в наши дни таким же бунтарем. Мы бы хотели, чтобы он сегодня был здесь». Трудно сказать, что бы сделал Шиле - художники арт-нуво были изрядными снобами, и вид голых австрийских тел разной степени несовершенства мог бы повергнуть его в глубокое раздражение. Трудно назвать его и мучеником - он был сложным человеком, любившим эпатировать общество, шокированное не столько самими рисунками художника, сколько их демонстрацией детям, в тюрьме же он отсидел меньше месяца.Тем не менее акция галереи Леопольда выглядит свежим и веселым предприятием, особенно для католической Австрии, до сих пор остающейся самой консервативной страной в Европе. Если современные художники, вроде Спенсера Туника, уже радовали публику возможность раздеться, то респектабельные площадки предпринимают столь радикальные акции едва ли не впервые.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|