Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

ОЛЕГ ОВЧИННИКОВ: «В РОССИИ ДОЛЖЕН ПРОИЗОЙТИ ВРЕМЕННОЙ КАТАКЛИЗМ СО СДВИГОМ НА ПЯТЬДЕСЯТ ЛЕТ НАЗАД»

Информация к размышлению:

Писатель Олег Овчинников родился 30 марта 1973 года в городе Оренбурге, позже переехал в Москву. Окончил с красным дипломом факультет Вычислительной Математики и Кибернетики МГУ, где специализировался по компьютерной лингвистике. Работает программистом, занимается разработкой программного обеспечения. В литературе дебютировал в 1998 году, когда рассказ «Глубинка», ставший победителем конкурса «Альтернативная реальность», появился на страницах журнала «Если». Первый роман «Семь грехов радуги» опубликован в 2004 году в одноименном авторском сборнике. Автор романов «ProМетро» и «Арахно. В коконе смерти», десятков повестей и рассказов. В 2011 году вместе с Евгением Прошкиным принял участие в межавторском проекте «S.T.A.L.K.E.R.», роман «Смертники» уже вышел в свет, еще две книги ждут публикации. Лауреат премий «Сигма-Ф», «Интерпресскон», «Золотой кадуцей» и «Бронзовая улитка».

- Олег, я недавно беседовал с вашим соавтором по роману «Смертники» Евгением Прошкиным - к вам тот же вопрос, что и к нему: почему после долгого перерыва вы вернулись в литературу с «проектной» книгой и почему именно из серии «S.T.A.L.K.E.R.»?

- Ну да. Пять лет назад мы с Женей, взявшись за руки, ушли из литературы. Это произошло потому что, во-первых, на тот момент мы сказали читателю все, что хотели, а во-вторых, нам надо было зарабатывать деньги. В этом году мы вернулись, опять же по двум причинам. Во-первых, у нас снова есть, что сказать, а во-вторых, нам по-прежнему надо зарабатывать деньги. Наш уход коллеги по цеху восприняли с пониманием. Надеюсь, наше возвращение тоже не вызовет у них вопросов. Я рад, что мы с Женей снова в строю. Мне нравятся все наши книги: «Смертники», «Враг Монолита», «Палачи». Последним романом я даже горжусь. Однако хочу предупредить читателей: бойтесь текстов, написанных программистами. Эти люди имеют весьма слабое представление об окружающей реальности, но при этом их заблуждения настолько логичны, что вам поневоле захочется им поверить.

Пара слов о проектах в целом. Ни для кого не секрет, ради чего была придумана проектная литература. Разумеется, ради того, чтобы ни один подающий надежды автор никогда не написал КНИГУ. Скоро все, способные держать перо, выберут себе проекты по интересам. Кроме Святослава Логинова, который удалится в монастырь и станет сочинять рифмованные палиндромы на старославянском. Когда авторы надежно подсядут на проектную иглу, проект «Проекты» можно будет закрывать. Вернуться к пятитысячным тиражам и тысячным гонорарам они все равно не захотят. В конце концов, это и вправду унизительно. Некоторое время авторы еще побарахтаются, создавая нежизнеспособные гибриды вроде «Гумилев в метро» или «Сталкеры против сталтехов», а потом успокоятся и тихонько сопьются. Они уже сейчас в растерянности оттого, что летом права на серию «S.T.A.L.K.E.R.» уйдут от «АСТ» непонятно к кому, и авторы понятия не имеют, куда отсылать свои однотипные аннотации: «Так, шутя и постреливая, и добрались они до Четвертого энергоблока».

- Сюжеты ваших романов, кроме последнего, так или иначе вертятся вокруг распространенных фобий - самая показательная в этом смысле вещь «Арахно. В коконе смерти». Да и среди рассказов встречаются вещи с названиями вроде «Ридингофобии». Почему вас так привлекает мир человеческих страхов?

- Ну да, Прошкин интересуется измененными состояниями сознания, а Овчинников - человеческими страхами. Это распространенное заблуждение, которое пришла пора развеять. На самом деле Женя просто любит выпить, а я - всего боюсь. Чтобы раз и навсегда закрыть тему, приведу краткий перечень моих страхов. Я боюсь поскользнуться на дождевом черве. Боюсь, что зубная щетка проткнет мне щеку. Боюсь, что одеяло во сне задушит меня. Боюсь, что турникет в метро разрежет меня напополам. Боюсь, что с клавиатуры исчезнут все клавиши, кроме буквы «ё», и мне придёёёё ёё ёёёёё ёёё, ёё ёёёёёёёёё. И это только мои сегодняшние страхи. Стивен Кинг по сравнению со мной - отважный человек.

Ну, а если серьезно, роман «Арахно» был не о человеческих страхах, а как раз о проектной литературе.

- Издательства-»монстры» делают сегодня ставку прежде всего на «проектную» литературу. Практически все фантасты, которые что-то умеют, уже там, от Владимира Березина и Александра Громова до Андрея Лазарчука и Михаила Успенского. Параллельно те же «Эксмо» и «АСТ» печатают «фантастику под нефантастическими обложками» - Марию Галину, Ольгу Славникову, Дмитрия Быкова - и, вероятно по привычке, нескольких «патентованных» фантастов вроде Олди или Дивова. Остальные издатели публикуют преимущественно сочинения МТА, пишущих коряво, однообразно, но «бойко» и «лихо» - то есть, насколько я понимаю терминологию, узнаваемо. Все то, что не укладывается в эти стандарты, выдавливается в «малые» издательства: «Снежный ком М», «Шико», «Лайвбук»... Это то, что мы наблюдаем на рынке сегодня. Есть ли какие-то предпосылки для изменения ситуации - или на фантастике, той, которая не «от головы», но при этом печатается приличными тиражами, пора ставить крест?

- Вопрос, достойный Владимира Познера. Интервьюер в сотне слов выразил свою гражданскую позицию, и интервьюируемому осталось только хлопнуть глазами и сказать «Ну да».

Ну да. Предположу, что в ближайшее время крен в сторону проектов еще усилится. Вслед за «Метро 2033» появятся «Кремль 2222», «Путин 2016, Resurrection», «Печаль - две тысячи всегда», но годика через полтора всех их накроет проектом «Майя 2012». Примерно к этому времени интерес к проектам заметно поутихнет. Уже сейчас налицо кризис перепроизводства. В одной только серии «S.T.A.L.K.E.R.» выходит четыре романа в месяц. Трудно представить себе читателя, который успевает все это усваивать.

Добавлю, что всегда симпатизировал издательствам вроде «Снежного кома», выпускающим неформатную литературу. Я и сам опубликовал два романа в «Корпорации "Сомбра"», прежде чем дорос до издательства-«монстра».

- Вы начинали с рассказов, и сочинили их изрядное количество. Есть ли, на ваш взгляд, перспектива у «малой формы» в фантастике? Печатают ее сейчас охотно, но «на пьедестале» много лет подряд одни и те же люди: Лукин, Логинов, Дяченко, Каганов, Галина, в крайнем случае Колодан-Шаинян-Врочек-Наумов... Жемчужные зерна попадаются очень редко - хотя площадок для публикаций сейчас гораздо больше, чем в конце девяностых-начале нулевых. В чем, на ваш взгляд, причина?

- Ну да. Если говорить о журналах, специализирующихся на фантастике, то количество площадок выросло ровно вдвое. В 1991 году был единственный журнал «Если», сейчас к нему добавился «Полдень. XXI век». Киевская «Реальность фантастики», к сожалению, в последние годы редко выходит в бумажном виде. Остальные журналы, печатающие только фантастику, относятся к категории фэнзинов. Межавторские сборники рассказов по-прежнему вызывают интерес, хотя, на мой взгляд, и не такой заметный, как лет пять назад. Я традиционно стараюсь печататься в сборнике «Русская фантастика - 20**» издательства «Эксмо», неплохой рассказ написал для сборника «Мифы Мегаполиса-2», который скоро выйдет в «АСТ». За тематическими сборниками, которые собирает Сергей Чекмаев («Зомби в СССР», «Антитеррор 2020», «Русские против инопланетян») я слежу внимательно, но до участия в них пока не доходят руки. До рассказов ли нам, когда столько недобитой нечисти обретается в окрестностях Припяти?

Что касается весьма короткого списка авторов, которым удаются рассказы, будьте готовы к тому, что он станет еще короче. Врочек одним из первых написал роман по вселенной «Метро 2033», Колодан и Шаинян замечены в «Этногенезе», Наумов тоже рано или поздно отметится в проектах и перестанет тратить время на тексты, которыми нельзя ни прославиться, ни заработать. В скором времени писать рассказы будет один Святослав Логинов, но кто сейчас помнит старославянский?

- Олег, вы один из тех писателей, для которых литература - хобби, на хлеб насущный вы зарабатываете совсем другой работой. Как вы считаете, это нормальное положение дел? Что должно произойти в России, чтобы писатель мог пописывать и «с этого таки жить» - не надрывая пупок и не выдавая по три романа в год?

- Ну нет. Я не считаю такое положение дел нормальным. Я хотел бы писать хорошие, добрые книги, а вместо этого мне приходится, отработав восемь часов в офисе, садиться за компьютер и до двух часов ночи уничтожать мутантов в промышленных масштабах. С другой стороны мне не нравится, что профессиональный писатель, заполняя анкету на загранпаспорт, вынужден писать о годах своего творчества «ВРЕМЕННО НЕ РАБОТАЛ», потому что писатель в России - это не профессия. Ни записи в трудовой книжке, ни медицинской страховки, ни оплачиваемого отпуска, ни прочих социальных гарантий писателю не положено. Не говоря уже о пенсии.

В настоящее время ты либо пишешь много и кое-как сводишь концы с концами, либо пишешь мало и сидишь на шее у жены. Для того, чтобы писать редко и с удовольствием и жить при этом безбедно, предварительно тебе надо лет десять просуществовать в режиме «три романа в год». Исключений из этого правила практически нет.

Чтобы изменить существующее положение, в России должен произойти временной катаклизм со сдвигом на пятьдесят лет назад, когда профессия писателя еще пользовалась уважением у граждан и государства. Но это, пожалуй, уже фантастика.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 21.03.2011  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100