Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Сколько стоит ресторан?

Возможно, вам всегда хотелось стать владельцем собственного бизнеса, но вы еще не определились какого именно. Возможно, ваша заветная мечта - стать известным ресторатором, таким как Андрей Деллос и Аркадий Новиков. В любом случае всегда интересно узнать, во сколько обойдется открытие бизнеса. Сегодня мы поговорим о том, сколько стоит открыть ресторан, и из каких этапов состоит подобный проект.

В качестве исходных данных мы использовали результаты исследования компании BusinessVision, которая рассчитала бизнес-план открытия ресторана в Москве. Для расчетной части проекта была принята следующая модель типового ресторана:

  • 100 посадочных мест (25 столиков);
  • площадь - 400 кв. м;
  • средняя ценовая категория (средний чек - $30);
  • кухня - европейская (как наиболее распространенная);
  • расположение - в пределах Садового Кольца, на оживленных, но не центральных улицах, поблизости от крупного бизнес-центра.

По оценке экспертов, именно небольшие рестораны средней ценовой категории в настоящее время являются наиболее востребованными и рентабельными. Удобное расположение и средние цены, а также активная PR-кампания, по расчетам специалистов, позволят ресторану выйти на высокие показатели посещаемости уже в первые 2-3 месяца.

Размер первоначальных инвестиций по проекту составляет $1,08 млн. Рентабельность проекта составит 17-19%, предполагаемые сроки окупаемости - 2 года. Проект рассчитан на 6 месяцев - от регистрации предприятия и заключения договора аренды до открытия заведения. Итак, что же должен знать будущий ресторатор?

О рынке

Сейчас в Москве функционирует около 10 тыс. заведений общепита, включая уличные точки, из которых лишь 2550 являются классическими ресторанами. В то же время в Париже количество точек общественного питания составляет более 14 тыс., в Нью-Йорке - более 35 тыс., причем среди них 17 тыс. приходится не рестораны и 11 тыс. на кафе.

Примерно 50-70% московских ресторанов и кафе расположены в пределах Садового кольца или в зонах непосредственной близости к нему, что объясняется тем, что центр города является более привлекательным местом для свободного времяпрепровождения и именно здесь расположено большинство бизнес-центров.

Динамика московского рынка общественного питания

Типы заведений Февраль 2001 Февраль 2002 Март 2003 Июнь 2004
Рестораны 624 687 744 785
Буфеты и закусочные 2569 2759 2552 1584
Бары и пабы 425 442 510 451
Уличные кафе 1438 1051 978 1289
Всего точек общепита 5056 4939 4784 4109

Однако несмотря на то, что ежегодно в Москве появляется 400 новых ресторанов, больше 70% закрываются или меняют владельца, не проработав и двух лет.

О категориях ресторанов

Наиболее насыщенным и наименее динамичным является сегмент элитных/дорогих ресторанов (средний чек превышает $50), который составляет порядка 4% от общего количества точек общественного питания. Чаще всего это заведения с узкой специализацией кухни и «именитыми» шеф-поварами. По данным компании «НВМ Маркетинг», выбирая ресторан «высокой кухни», посетители первостепенное значение придают престижу заведения, атмосфере, квалификации персонала. И только после этого посетители обращают внимание на качество кухни. Так что, если вы мечтаете стать владельцем элитного ресторана, не пытайтесь привлечь состоятельную клиентуру, в первую очередь, изумительно вкусной едой. Помимо этого вам будет интересно мнение экспертов, которые считают, что данный сегмент рынка общественного питания практически заполнен и в ближайшее время в нем вряд ли стоит ожидать появления большого числа новых заведений.

«Демократические» рестораны превалируют на рынке классических ресторанов Москвы и составляют порядка 95-96% от их общего числа. Заведения, представленные в этом сегменте, можно разделить на три группы. В первую входят рестораны со стоимостью обеда на одного человека без спиртного в районе $10-20. В данную категорию попадают как дешевые привокзальные заведения, так и вполне приличные сетевые рестораны, такие как «Елки-Палки», «Киш-Миш».

Структура рынка ресторанов Москвы по среднему чеку, 2004 г., %

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вторая категория демократических ресторанов - это заведения со средней стоимостью обеда на человека в районе $20-40. Главное их отличие от предыдущей группы в том, что они уже не рассчитаны на «проходную» публику. Продукты в таких ресторанах используют более дорогие и качественные, сервис достаточно демократичен, а интерьер «с изюминкой», но без особых излишеств. Среди демократических ресторанов эта категория наиболее многочисленна - 60-65%.

Третья категория «демократических» ресторанов - заведения более высокого класса, цена обеда в которых на одного человека без спиртного составляет $40-50. В подобных заведениях в состав блюд входят изысканные и редкие продукты, обязательно наличие «фирменного» стиля и хорошего повара. Клиенты таких ресторанов - люди со средним уровнем дохода и выше среднего, но не представители «элиты».

По мнению экспертов, все три названных выше категории будут активно развиваться, и именно в этом сегменте вероятно появление наиболее интересных и оригинальных концепций.

О целевой аудитории

Типичными посетителями демократических ресторанов среднеценового сегмента в Москве являются молодые мужчины и женщины (до 35 лет) с высшим образованием, каждый второй - женат или замужем. Семья человека, который регулярно посещает рестораны среднеценового сегмента, обычно состоит из трех человек, несколько реже - из двух или четырех человек. Большинство посетителей ресторанов этого сегмента - люди работающие и имеющие высокий доход. Большинство из них (86%) могут без труда позволить себе приобретать предметы длительного пользования. Большинство из них имеют личный транспорт и добираются до ресторана на нем или на такси. 68% респондентов пользуется интернетом, причем каждый четвертый представитель этой группы - активный пользователь, заходящий в сеть ежедневно. Посещение ресторанов - самый популярный способ проведения досуга для представителей данной группы. Каждый третий из них посещает кино и театры.

Наиболее характерная для мужчин частота посещения ресторана - 2-3 раза в неделю или раз в неделю. В то время как женщины ходят в ресторан 2-3 раза в месяц.

О кухне

Рестораны во всем мире оцениваются по четырем основным направлениям: кухня, вино, атмосфера, сервис. Особенностью ресторанного бизнеса России является иной порядок определяющих факторов: атмосфера, кухня, сервис, вино. Однако, по мнению экспертов, перемены в сторону повышения значимости кухни неизбежны.

Лидером потребительских предпочтений сегодня является европейская кухня, далее в порядке убывания популярности следуют итальянская и русская. Наиболее вероятные «хиты», по мнению экспертов, - это вьетнамская и китайская кухни. Они ближе к «демократическому» формату и по своей сути относятся к «недорогим» кухням.

О конкурентах

У всех заведений, претендующих на лидерство в том или ином среднеценовом формате, есть общие характеристики: они либо относятся к сетям, либо открыты именитыми рестораторами.

Наиболее именитыми рестораторами являются:

  • Аркадий Новиков (более 40 ресторанов, включая «Ваниль», «Белое солнце пустыни», «Сыр», «Царская охота». Демократические заведения - сеть трактиров «Елки-Палки»);
  • Андрей Деллос (ресторан «Пушкинъ». Демократические заведения - рестораны «Му-Му», «Шинок», «Бочка»);
  • Дмитрий Немировский (рестораны «Япона-мама», «Красный»);
  • Игорь Бухаров, Роман Рожниковский (рестораны «Ностальжи», «Репортер»);
  • Татьяна и Валерий Курбатские (ресторан «Марио»).

О тенденциях развития рынка

В 2004 году средний ценовой сегмент ресторанного рынка был наиболее динамичным и быстро растущим. Именно в этой нише открылось наибольшее количество ресторанов различных национальных кухонь и концепций. По оценкам экспертов, эта тенденция сохранится еще как минимум 3-5 лет. Причем наибольшее шансы на успех будут иметь сетевые заведения.

До недавнего времени основное значение для демократического ресторана имела оригинальная концепция и приемлемое соотношение цены и качества. В свете обостряющейся конкуренции эти параметры будут необходимыми, но недостаточными. Наибольшее значение будет иметь повышение уровня сервиса, развитие дисконтных программ, персонификация отношений с клиентами.

Среди «демократических» ресторанов будут преобладать заведения с небольшим количеством позиций в меню, предлагающие блюда, знакомые и понятные среднестатистическому жителю Москвы.

Наряду с сетевыми заведениями большие шансы на успех имеют и небольшие семейные заведения - уютные ресторанчики. Резкого всплеска интереса к подобным ресторанам эксперты не обещают, но перспективы роста и популярности у них, безусловно, есть.

Можно выделить еще одну тенденцию развития, характерную для всей индустрии питания: выход ресторанных компаний на непрофильные, но близкие по специфике рынки. Прежде всего, это точки розничной торговли продуктами питания (от гастрономических бутиков до сетевых бюджетных магазинов), которые рассматриваются как дополнение к ресторанному бизнесу и расширение уже популярного бренда. Еще один непрофильный бизнес, который будет активно развиваться многими ресторанами, является кейтеринг, организация которого на базе уже работающего заведения достаточно проста и низкозатратна.

Этапы реализации бизнес-плана

Если вы планируете открыть ресторан, вам необходимо четко представлять себе, из каких этапов будет состоять ваш проект, и в какую сумму вам обойдется каждый из них.

Этап Содержание этапа Ответственная организация
1 Регистрация юридического лица Регистрационная палата (комплект учредительных документов) Налоговая инспекция, внебюджетные фонды (постановка на учет)
2 Определение возможности использования конкретного помещения: Составление исходно-разрешительной документации Комитет по архитектуре (предстроительное заключение) Госводоканал, Госэнерго (заключение по инженерному обеспечения объекта) СЭС (заключение экологической экспертизы)
3 Аренда или покупка здания или нежилого помещения  
4 Составление архитектурно-строительной документации  
5 Строительные работы  
5.1 Составление акта-приемки по завершению строительства объекта Комиссия по приемке: · Муниципальные органы · СЭС · Комитет по архитекруре · Горводоканал · Горэнерго
5.2 Покупка и установка оборудования, мебели Генеральный подрядчик, субподрядчик
6 Получение разрешения на торговлю Префектура муниципального района (согласовательный лист для получения разрешения)
7 Сертификация предприятия Органы по сертификации продукции и услуг 
8 Согласование минимального ассортимента Префектура муниципального района (составление списка минимального ассортимента) СЭС (проверка списка на соответствие нормам)
9 Лицензирование, получение лицензий на право: · Производства, реализации продукции общественного питания · Розничной реализации алкогольных напитков · Розничной реализации табачных изделий Лицензионная палата
10 Регистрация контрольно-кассовой машины Центр технического контроля ККМ (договор на обслуживание ККМ) Налоговая инспекция (постановка ККМ на учет)
11 Организация транспорта для перевозки продуктов СЭС (получение санитарного паспорта)
12* Набор персонала Управляющий либо собственник (поиск сотрудников, оформление необходимых документов)
13 Составление технологических карт Заведующий производством
14 Составление винной карты Алкогольная компания (заключение договоров на поставку)
15 Составление меню Шеф-повар
16 Определение перечня необходимых продуктов Поставщики продовольствия (заключение договоров)
17 Составление прейскурантов Заведующий производством (управляющий, шеф-повар**)
18 PR и рекламная кампания ресторана Управляющий (менеджер по маркетингу, собственник)

* Поиск и набор сотрудников следует проводить уже на этом этапе. При этом ключевые позиции, такие как управляющий и шеф-повар, должны быть заполнены заранее, желательно на этапе 5.
** В зависимости от имеющихся позиций

По оценкам экспертов, основные затраты на юридические формальности при открытии ресторана (включая, регистрацию, согласование перепланировки, дизайн-проект, получение лицензий) составляют для заведения площадью 400 кв. м $16,4-99,5 тыс. Первоначальная «раскрутка» (включая рекламу в СМИ, церемонию открытия, создание сайта) в течение 2-3 месяцев вам обойдется в $58,8-114 тыс. Дальнейшая рекламная поддержка будет стоить $10-21,2 тыс.

Затраты на содержание персонала в количестве 40-46 человек (включая производственный и административный персонал) составят $15,4-18 тыс. ежемесячно. Стоимость оборудования и ПО для ресторана на 100 посадочных составит примерно $70 тыс.

Если внушительные суммы инвестиций и огромное количество государственных организаций, с которыми придется иметь дело, не способны остановить вас на пути к осуществлению мечты о создании ресторанного бизнеса, дерзайте.

Файлы для загрузки

  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 28.10.2005  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100