|
|
Здравствуйте, я ваш новый начальник
Екатерина МИНТУСОВА
C этой фразы началась не одна корпоративная революция. Может, все дело в интонации, с которой ее произносят? О том, как руководителю с первых минут завоевать уважение подчиненных, мы беседуем с председателем совета директоров консалтинговой группы «Кузьменков и партнеры» Ильей Кузьменковым и руководителем практики внутрикорпоративных коммуникаций Кириллом Зиньковским.
- Существуют ли правила, помогающие новому руководителю максимально легко и быстро войти в доверие к подчиненным?
И.К.: Многое зависит от организации. Условно разделим компании на «административные» и «лидерские». К первому типу относятся производственные фирмы и практически все организации государственного сектора, построенные по строгому иерархическому принципу, причем определяющим в них является бюрократическое начало. Второй тип - «лидерские» компании, где ключевое значение имеет корпоративная культура и творческая составляющая. К этому лагерю примыкают, в основном, консалтинговые, инновационные и креативные организации. В каждом из этих двух лагерей свои правила взаимоотношений «шеф-подчиненный». Во главе «административной» компании, как правило, стоит начальник, и это как раз тот случай, когда должность красит человека, а не наоборот. Сотрудники здесь изначально готовы подчиняться креслу. И.К.: Однако это не значит, что новому начальнику здесь не надо доказывать свое лидерство и силу: компетентностью, амбициями, способностями находить общий язык и с подчиненными, и с коллегами, и с высшим руководством. Демонстрация власти (пусть и формальная) просто необходима! Я бы посоветовал аккуратно поменять команду: оставив прежний штат, вы рискуете попасть в заложники. - Насколько далеко должен заходить шеф в смене команды? - В «лидерских» организациях ситуация прямо противоположная? Сотрудники присматриваются к новому шефу, и прежде чем выполнять его распоряжения, хотят убедиться, что это настоящий лидер. Войти в такой коллектив проще тому, чья харизма основана на опыте и мудрости: кто стремится постоянно опережать сотрудников в профессиональном развитии и создавать оптимальную платформу для работы, поддерживать и стимулировать энергетически. Часто в таких компаниях подчиненные пытаются оспорить лидерство руководителя. Бояться этого не стоит, ведь соревнование приводит к рождению творческих решений, дает импульс к развитию. - Но на ее выяснение потребуется время. Какие действия стоит совершить на первом этапе? - надо действовать быстро и самому. Изящное, мгновенное решение сложного вопроса, давно мучавшего компанию, - отличный ход, дающий карт-бланш на несколько лет. А вот от агитации и прямого переманивания на свою сторону лучше воздержаться - это могут принять за слабость. Наконец, многие заблуждаются, думая, что надо постараться быть хорошим для всех и со всеми. Это опасный путь, который может привести к потере уважения и атрибутов власти. «МОЛЧАНИЯ ЯГНЯТ» НЕ БУДЕТ
Нет ничего более сложного, чем в новой организации отстоять полномочия руководителя и доказать своим подчиненным, что вы - профессионал с большой буквы. Как шефу преодолеть сопротивление подчиненных, советует генеральный директор кадрового агентства Avenue Алексей Комаров.
Печально, но факт: половина топ-менеджеров не проходят испытательный срок из-за чрезмерных амбиций, а также неспособности вовремя понять и принять культуру организации и существующие в ней правила. Увы, далеко не все руководители готовы к повышенному вниманию к их личности и профессиональным результатам. А его не избежать! Сотрудники встречают нового топа настороженно: кто-то сам претендовал на его место, кто-то опасается, что он вторгнется в сферу влияния неформальных лидеров и создаст угрозу их положению. Наконец, негативный настрой сотрудников может быть вызван боязнью, что «чужак» потревожит их упорядоченный «график проживания» в организации. В моем опыте был случай, когда руководитель пришел на новое место из хорошо отлаженного отдела логистики иностранной компании, но не смог наладить контакт с менеджерами-операторами, принимавшими заказы на развоз товара клиентам. Не желая разъяснить функциональные задачи, топ проявлял жесткость. В ответ сотрудники стали саботировать все его указания (во многом с подачи их старого руководителя, смещенного в обычные менеджеры отдела). Несмотря на профессиональные навыки нового начальника, руководство не заняло его сторону: в течение испытательного срока он так и не сумел выстроить работу отдела логистики, и ему стали искать замену. В этой ситуации, как и во многих аналогичных, руководитель совершил типичные ошибки: - Стараясь завоевать авторитет «серьезного босса», новые руководители часто выражают свое мнение безапелляционно и нетерпимо, не учитывая правил, сложившихся в организации. - Тем же, кто хочет безболезненно и мягко войти в новый коллектив, завоевав выгодную репутацию руководителя, стоит помнить следующее: - Не забудьте при этом узнать, кто в организации неформальный лидер, чье мнение действительно на вес золота - с этими людьми лучше договориться и заручиться их поддержкой. Для этого можно организовывать периодические встречи с каждым из ключевых менеджеров и постепенно перетягивать их на свою сторону, делая из них агентов своего влияния. - Определите свои правила игры с подчиненными: не умничайте, не критикуйте, не «панибратствуйте», будьте предельно внимательны к окружающим. - Гибкость и общительность помогут вам расположить к себе новых подчиненных, однако не забудьте, что главное - оставаться собой. Личный опыт Настасья Иванова, генеральный директор «Национальной Дистрибьюторской Компании»: Я всегда старалась войти в положение каждого сотрудника, понять его мотивы и ожидания, чем ему нравится заниматься, а к чему душа не лежит. Если такой возможности у руководителя нет, то стоит больше уделять времени для общения с неформальными лидерами. Страх перед руководителем - не лучшее средство в управлении. К подчиненным нужно относится не только как к работникам, но и как к людям. Тогда сотрудники, как правило, раскрываются и готовы выполнять дополнительные задания, не входящие в их должностные инструкции. Однако, несмотря на уважение к подчиненным, не стоит забывать об аттестации персонала - люди должны находиться в тонусе. Полезная литература: Трикер Б. Карманный справочник директора. Основы корпоративного управления: от А до Я. М.: Олимп-Бизнес, 2002.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|