|
Скажи мне, кто твой шеф?
Сергей СТЕПАНОВ
И я скажу тебе, как долго ты продержишься в этой компании. Прочность будущего союза «босс-сотрудник» во многом зависит от принятого в организации стиля руководства, определить который поможет ряд характерных признаков.
Из входного интервью: HR: Как Вы относитесь к авторитарному стилю руководства? Кандидат: Авторитарный авторитарному рознь… HR: Ну, если, к примеру, руководитель бросается в подчиненных пепельницами? Кандидат (в ужасе): Господи, как же вы работаете?! HR (пожав плечами): - Уворачиваемся…
Авторитарный/директивный стиль
Категоричность: На презентации своей продукции (чая и кофе), Максим предложил клиенту - генеральному директору и владельцу крупного холдинга - широкий ассортимент. Клиент без колебаний заказал для офиса один сорт чая и один сорт кофе. Максим предположил, что, возможно, сотрудники холдинга захотят попробовать и другие сорта, на что последовал категоричный ответ: «Не захотят! Они будут пить только тот сорт чая, который люблю я!».
Директивность: Конечно, выбор чая или кофе (вернее, его отсутствие) в офисе компании не может стать для нового сотрудника верным признаком того, что компанией руководит тиран и деспот. Директивный стиль управления можно распознать и по более традиционным признакам. Если вам при приеме на работу предлагают ознакомиться с внутренними приказами предприятия, и вы видите, что в них зарегламентирован буквально каждый «чих» сотрудников, - это уже повод задуматься.
Грубость и раздражительность: Во время собеседования с HR-менеджером, Ольга услышала громкую брань в коридоре. «Это кричит наш генеральный директор», - спокойно прокомментировала девушка, и тут Ольга поняла, что ни за какие деньги не станет здесь работать. Действительно, по манере руководителя разговаривать с подчиненными понятно, какая схема взаимоотношений принята в этой фирме. Не стоит тешить себя иллюзиями, что уж с вами-то шеф не позволит себе грубого обращения. Другое дело, если вы легко приспосабливаетесь к работе в режиме бурного прессинга.
Пустые коридоры в офисе тоже иногда служат указанием на авторитарный стиль, а не на повышенную занятость сотрудников. Часто в таких организациях всем доподлинно известно, когда руководитель делает обход - лучше в коридоре не показываться.
Подозрительность: Для решения очередного кадрового вопроса Вере, HR-директору торгового предприятия, потребовалась подпись генерального директора. Шеф поинтересовался, на каком основании составлен документ. «Статья такая-то Трудового кодекса РФ», - отрапортовала Вера. «Принесите мне кодекс», - потребовал шеф. «Вот», - протянула кодекс Вера спустя две минуты. «Мелковато написано, я не вижу. Сделай копию с увеличением», - велел шеф… И поняла Вера, что нет ей никакой веры. С тех пор она всегда являлась к шефу с полной доказательной базой. Приспособилась.
Анархичный/либеральный стиль
Отсутствие целеустремленности: Вместе с дипломом МВА Николай принес в свою компанию ряд решений по модернизации производства. Однако одной его энергии оказалось недостаточно, чтобы эти проекты реализовались: одобрения генерального директора они не получили. Как выяснилось, они даже не были рассмотрены, т.к. управленец был вполне доволен текущим положением дел. Повторная попытка рационализаторства также потерпела фиаско, и Николай понял: чтобы самореализоваться, ему лучше подыскать другого работодателя.
Боязнь конфликтов: Вконец намучавшись с отсутствием дисциплины курьеров, начальник АХО пожаловался генеральному директору компании. Тот передал службу доставки в подчинение руководителю секретариата. Несмотря на полную загруженность своего собственного отдела, руководитель секретариата безоговорочно принял новый штат. Пассивность этого менеджера и его нежелание разжигать конфликт с директором или с начальником АХО привели к тому, что дисциплина упала и в секретариате.
Панибратство: Во многих западных компаниях руководство внешне поощряет дружеские, тесные отношения. Каждый сотрудник имеет право «запросто» зайти к шефу по любому вопросу. Но - внимание! - сделать это можно не более трех раз за все время работы в организации. В противном случае сотрудник нарушает корпоративную этику, как бы устанавливая с начальников нежелательные панибратские отношения. В российских компаниях правило «трех визитов» не заведено, и нерегламентированное панибратство часто приводит к тому, что руководитель теряет авторитет.
Демократичный/коллегиальный стиль
Начальник поощряет самостоятельные действия сотрудников, делегирует полномочия, в коллективе мягкий климат - вам повезло, ваш начальник ангел! Поддерживать имидж демократичной компании стремятся практически все. Но на практике чаще встречается смешанный тип управления, на определение которого потребуется больше времени. И тогда решающим в выборе «быть или не быть» вам в этой компании, станет мотивация. Что для вас приоритетно:
доход (и вы научитесь мастерки уворачиваться от пепельницы шефа); карьера (и вы сможете грамотно использовать безынициативность руководителя); душевный покой (и вы либо научитесь жить по установленным регламентам, либо поменяете работу)…
Список характеристик стилей руководства, а также варианты симбиоза «шеф-подчиненный» можно продолжить. Ждем ваших историй!
Насколько важно понять стиль руководства для закрепления в компании?
Константин Мельников, генеральный директор компании «Пентаграмма Групп»: Люди охотнее взаимодействуют с «такими же, как они». Если босс не склонен отдавать себе отчет в том, что возможны и другие (кроме предпочитаемого им) стили работы, то у специалиста просто нет выбора - он будет вынужден «подражать» или «подыгрывать» боссу. Это автоматически придаст специалисту статус «своего парня» в глазах шефа.
Если руководитель понимает, что целое подразделение «Урфин Джусов» не продуктивно, он старается добиться эффекта «синергии» через управление личностными различиями. Другими словами, поощряет «непохожесть».
Так, например, в Америке уважительно относятся к личностным различиям (стилям работы) сотрудников. Популярными инструментом для определения этих различий является индикатор типов личности Майерс - Бриггс (позволяет узнать предпочитаемые способы или стили сбора информации, принятия решений, и ряд других параметров). Для сохранения «баланса интересов и стилей», если кто-то из сотрудников увольняется, HR-департамент подбирает на эту вакансию человека того же типа (по MBTI), который работал ранее. Более того, всем сотрудникам известен набор психологических типов организации, что позволяет им выбирать оптимальную тактику работы (разумеется, тип босса тоже все знают). При этом шеф четко осознает ограничения своего стиля работы в сочетании со стилями его подчиненных и настроен на поиск разумных компромиссов.
Роман Мутасов, директор по персоналу АКГ «Развитие бизнес-систем»: Как правило, стиль работы руководителя связан с корпоративной культурой компании. Поэтому босс должен сам определить на этапе собеседования, подходит ли специалист ему лично и компании в целом. Собеседование - это коммуникация. При этом руководитель получает «обратную связь» о специалисте не только напрямую, но и через других сотрудников. Поэтому новичку нужно понять не только своего руководителя, но и компанию.
В моей практике был случай, когда в компании с коллегиально-демократичным стилем руководства не прижился новый middle-менеджер, исповедовавший административно-бюрократический стиль общения с топ-менеджментом и авторитарный - со своими подчиненными.
Литература по теме:
- Босс многоликий. Найти стиль своего руководства. СПб.: Питер, 2002 / Уэллс С. - Искусство и наука стратегии лидерства: Новый подход к корпоративному управлению. М.: Фаир-пресс, 2004 / Фридман М., Трегоу Б. - Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004 / Кэ де Ври Манфред - Истинный профессионализм. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004 / Майстер Д.
Тест
ВАШ СТИЛЬ РУКОВОДСТВА
* Помощница потеряла важный документ. Вы отчитываете виновницу, а потом обнаруживаете документ в своем столе, который сами положили его в непривычное место. Как вы поступите? А. Промолчите, чтобы не уронить своего авторитета - 1 Б. Обратите недоразумение в шутку, посетовав на беспорядок в своем столе - 3 В. Извинитесь, признав, что и начальник не всегда бывает прав - 2
* На корпоративной вечеринке ваш подчиненный выпил лишнего и повел себя неприлично. А. Это серьезный повод для взыскания или даже для увольнения - судя по его поведению, человек он несдержанный и ненадежный - 1 Б. Подумаешь! Кто из нас без греха? - 3 В. Вы при случае намекнете сотруднику, что недовольны его поведением - 2
* Успехи вашей фирмы позволяют вам материально поощрить сотрудников. Какую форму вы выберите? А. Дадите премию тем, кто, по вашему мнению, ее наиболее достоин - 1 Б. Истратите премиальный фонд на организацию вечеринки - 3 В. Созовете общее собрание для обсуждения вопроса, как распределить премию - 2
* Среди ваших подчиненных есть пара неплохих работников, однако вызывают у вас личную антипатию. А. Вы постараетесь от них избавиться - 1 Б. Ничего страшного - ведь среди ваших сотрудников немало и симпатичных людей - 3 В. Постараетесь ограничить общение с ними деловыми вопросами - 2
* Допускаете ли вы критику в свой адрес? А. Иногда можно позволить недовольным «выпустить пар», но смутьянов следует взять на заметку - 1 Б. В принципе вы это допускаете, хотя и не придаете критике серьезного значения - 3 В. Ваши подчиненные знают, что вы даже бываете благодарны за конструктивную критику - 2
РЕЗУЛЬТАТЫ
5-7 баллов. В отношениях с подчиненными вы явно тяготеете к авторитарному стилю, считаете себя вправе почти всецело распоряжаться их деятельностью и даже личной судьбой. Многие вас, вероятно, уважают, но и побаиваются. Старайтесь оптимально использовать первое и не злоупотреблять вторым.
8-12 баллов. В отношениях с подчиненными вы, похоже, сумели найти оптимальный стиль, обычно называемый демократичным. Постарайтесь и впредь придерживаться этой стратегии, и она наверняка обеспечит вам успех.
13-15 баллов. У подчиненных вы пользуетесь репутацией либерала, готового всегда пойти навстречу их интересам. Вы не докучаете сотрудникам постоянным надзором, готовы простить им мелкие оплошности. Но не поторопились ли вы променять авторитет руководителя на имидж «своего парня»? В ситуациях, по-настоящему ответственных, такая стратегия может и подвести.
|