|
|
Начальник над компьютерами. В просторечии - сисадмин
Чем лучше работает системный администратор, тем реже руководители компании вспоминают о его существовании. Но такую роскошь могут позволить себе только те, кто тщательно и со знанием дела подошли к подбору человека, отвечающего за компьютерные проблемы. Каким должен быть этот специалист и как его искать? В просторечии - сисадмин-Влюбой фирме есть два «особо опасных сотрудника» - главный бухгалтер и системный администратор, - шутит Ярослав Филиппов, исполнительный директор компании ISP Commsol, занимающейся предоставлением доступа в Интернет и телематических услуг. - Действительно, ошибки этих специалистов долго остаются никем не замеченными, и наружу они выходят только тогда, когда серьезные операционные сбои или финансовые потери становятся всем очевидны. Проконтролировать сисадмина очень непросто: для этого требуются специальные знания, которыми обладает далеко не каждый генеральный директор. Системный администратор появляется в штате фирмы в тот момент, когда владелец решает объединить свои первые два-три компьютера в локальную сеть. С ростом предприятия в подчинении сисадмина может оказаться до двух человек. Но при этом он по-прежнему останется высококвалифицированным исполнителем, подбирающим технические инструменты для решения задач, поставленных генеральным директором. И лишь в тот момент, когда число сотрудников компании превысит сто человек, может возникнуть потребность в IT-директоре. В отличие от системного администратора он является членом управляющей команды, тесно взаимодействует с другими топ-менеджерами, самостоятельно разрабатывает и внедряет IT-стратегию предприятия. IT-директор выступает своеобразным переводчиком стратегий и задач компании на компьютерный язык. Например, если компания решила снизить цены на свои услуги за счет снижения их себестоимости, то задача IT-директора - создать программу, позволяющую отслеживать затраты организации и тем самым способствующую снижению издержек. Для менее крупных фирм должность IT-директора неактуальна. - У нас работает около 20 сотрудников, и мы обходимся одним системным администратором, - рассказывает Наталья Дробь, ведущий менеджер кадрового агентства «Коннект Персонал», специализирующегося на подборе IT-специалистов. - Его основные задачи - поддержка локальной вычислительной сети, обеспечение доступа в Интернет, поддержка и развитие web-сайта, установка и настройка программного обеспечения, upgrade имеющейся техники, архивация данных, а также защита информации от вирусов и коммерческого шпионажа. - В разных компаниях системный администратор может играть совершенно разные роли. Это зависит исключительно от требований владельца, - считает Максим Меметов, заместитель генерального директора компании «Бинтер». - Бывает, что сисадмин - мастер на все руки, которому можно поручить любую техническую задачу, от протяжки кабельных сетей до настройки программного обеспечения. Бывает, что генеральный директор останавливает выбор на узкопрофильном специалисте, отвечающем исключительно за бесперебойную и эффективную работу компьютерной сети. Кроме того, системный администратор должен понимать бизнес компании, в которой он работает. Если, к примеру, у предприятия падает уровень продаж и фирма по какой-то причине начинает терять своих клиентов, то именно сисадмин должен посоветовать своему руководству установить CRM-систему (программу по работе с клиентами). От того, насколько этот специалист будет компетентен в своих решениях, зависит технологическое превосходство компании над конкурентами. Самый продвинутыйНайти квалифицированного системщика среди выпускников краткосрочных курсов компьютерной грамотности вряд ли удастся. Хороший системный администратор - это специалист с высшим техническим или физико-математическим образованием. - Только высшее образование позволяет сотруднику системно мыслить, структурировать полученную информацию, оценивать все риски и последствия своих действий, - справедливо замечает Сергей Васьков, директор департамента IT-аутсорсинга группы компаний Rial Systems. По мнению Андрея Платонова, IT-менеджера компании Tayle, предпочтение стоит отдать тем кандидатам на вакансию, которые закончили вуз по таким специальностям, как, например, «Компьютерные системы и сети», «Операционные системы управления». В частности, в Москве таких специалистов готовят в МГТУ им. Баумана, физико-техническом институте (МФТИ), инженерно-физическом институте (МИФИ), авиационном институте (МАИ) и на факультете вычислительной математики и кибернетики МГУ им. Ломоносова. - Такое образование дает нужный кругозор. А более глубокие, специфические знания, необходимые, например, при работе со сложным и редким оборудованием, специалист приобретает в процессе работы, - считает Андрей Платонов. Чтобы стать хорошим системщиком, нужна как минимум трехлетняя практика. Но вне зависимости от стажа работы сисадмин должен следить за всеми новинками рынка высоких технологий, читать специализированную литературу, быть в курсе последних изменений в мире IT. И, разумеется, периодически повышать свою квалификацию, что позволит ему генерировать новые идеи и придумывать нестандартные подходы к решению различных технических задач. Однако у желания обучаться есть и обратная сторона. - Нередко, пользуясь некомпетентностью начальства в области IT, системные администраторы за счет компании получают навыки, необходимые главным образом для карьерного роста на стороне, - замечает Максим Меметов из компании «Бинтер». - Поэтому руководителю следует внимательно относиться к желанию сисадмина «чему-нибудь по-учиться» и всегда задавать вопрос: как с помощью новых знаний вы сможете оптимизировать IT-структуру именно в нашей компании? Увлекающийся, но верныйХороший сисадмин - человек увлеченный. Ему доставляет удовольствие разбираться в особенностях новых моделей оборудования, чинить не подающую признаков жизни технику. Он въедлив и дотошен, умеет находить причины проблем, а не просто их устранять. - Системный администратор должен обладать и таким качеством, как креативность. Оно выражается в умении находить несколько решений для поставленной руководством задачи, - считает Ярослав Филиппов из компании ISP Commsol. - Кроме того, на эту должность стоит назначать специалиста, ориентированного на эксперименты. Правда, это качество должно сочетаться с высокой ответственностью. Встречаются такие новаторские натуры, которые проводят свои опыты на работающих серверах, причем в самый разгар рабочего дня. Это может не только привести к остановке производственного процесса, но и вообще испортить оборудование. Системный администратор должен уметь отстаивать свою точку зрения, не бояться указывать руководству на его ошибки. Ведь генеральный директор, как правило, не имеет достаточных знаний в области IT и может предложить неверный, даже опасный путь. - В ситуации, когда начальство поручает системному администратору большой объем работы и назначает срок «на вчера», сисадмину важно не растеряться и доказать, что в столь сжатые сроки можно предложить лишь временное решение, - говорит Максим Меметов из компании «Бинтер». При этом действительно хороший специалист, умеющий отстаивать свою точку зрения, должен быть доходчивым, говорить на понятном для своих начальников и коллег языке. В силу специфики своей профессии сисадмин имеет доступ ко многим секретам компании. Теоретически он может их продать, уничтожить информацию, нанеся тем самым фирме непоправимый ущерб. Поэтому такое качество этого специалиста, как лояльность, не менее важно, чем техническая грамотность. - Увольнение сисадмина может оказаться очень болезненным, - утверждает Андрей Платонов из компании Tayle. - В случае если сис-админ не найдет общего языка с руководством, его непорядочные действия могут привести к самым тяжелым последствиям. Например, в определенный момент после его увольнения могут вдруг сбиться все настройки сети и компьютеров, в результате чего компания понесет серьезные убытки. Непорядочный сисадмин может заразить всю офисную сеть каким-либо вирусом, удалить важную информацию, скопировать закрытые клиентские базы данных и продать конкурентам, что опять же приведет к убыткам или даже «клинической смерти» компании. Если фирма пользуется модемным доступом в Интернет, то системный администратор даже после своего увольнения может еще долгое время, зная пароли, пользоваться Интернетом за счёт фирмы бесплатно. Методы поискаПрактика показывает, что газетные объявления, знакомые и Интернет - не лучшие каналы для поиска такого сотрудника. Правильнее всего обратиться в кадровые агентства, специализирующиеся на подборе IT-специалистов (такие, как «Коннект Персонал», Bellz, «Рутек», ComtellPersonal, «Империя Кадров», «Визави Консалт», «Амплуа», «Персонал Комплект» и др.). Благодаря такой фокусировке они способны обеспечить более качественные услуги, чем обычные кадровые агентства. И шансы найти с их помощью настоящего профессионала весьма высоки. - Опытное кадровое агентство может подобрать кандидата за две недели со дня подписания договора, - свидетельствует Наталья Дробь из компании «Коннект Персонал». Подобные специализированные агентства знают все современные требования, предъявляемые к IT-специалистам. Но самое главное - они могут провести глубокую оценку их профессиональных навыков, что будет крайне сложно сделать руководителю компании, имеющему лишь приблизительное представление о специальных компетенциях системного администратора. В реальности работодатель может проверить только его личные качества и оценить опыт работы. Главное, что требуется от работодателя, решившего искать сис-админа через агентство, - это четко сформулировать задачи, для решения которых компании нужен системный администратор. Впрочем, многие компании выбирают кардинально иной путь решения кадровых проблем в области IT. Они полностью отдают обслуживание корпоративных систем на аутсорсинг, что часто оказывается более выгодным, чем создавать собственную техническую службу. - На мой взгляд, аутсорсинг IT-услуг - наиболее оптимальный вариант для небольшой компании, в которой информационные технологии выполняют вспомогательную функцию, - считает Андрей Платонов из компании Tayle. - Для таких фирм аутсорсинг удобнее потому, что позволяет скон-центрировать все внимание на основном направлении деятельности, - приводит свой аргумент Максим Меметов. Пожалуй, единственный минус аутсорсинговых компаний состоит в том, что они не всегда способны оперативно решать проблемы заказчика. А иногда, особенно если компьютерная cистема отлажена не идеально, после передачи ее на обслуживание внешней компании возможны и сбои. Сложно также найти компанию, оказывающую весь спектр услуг на должном уровне. В такой ситуации некоторые предприятия находят выход в передаче на сторону лишь части IT-задач. - Мы доверили сторонней организации сопровождение и развитие web-сайта, технологическую поддержку многоканальной телефонии, сопровождение бухгалтерии, web-хостинг. А системное администрирование, поддержание локальной сети и разработку собственного программного обеспечения оставили за своим техническим отделом, - делится опытом Юрий Федоров, президент компании «Партер». - Это позволяет нам более эффективно управлять информационными ресурсами. В любом случае, выгоды аутсорсинга каждой компании придется просчитывать самостоятельно. И делать это стоит не реже, чем раз в полгода. - Эффективность работы сисадмина можно оценить следующим образом: на каждый доллар, вложенный в IT-систему, компания должна получить как минимум десять, - считает Наталья Дробь. - Если перед сисадмином была поставлена задача разработать или установить готовую CRM-систему, стоит сравнить стоимость проекта с доходом, который приносят новые клиенты. Руководствуясь этим принципом, можно принимать и кадровые решения, связанные с приемом на работу, увольнением IT-специалистов, заменой или переводом на аутсорсинг всей технической службы. КАДРОВАЯ ЗАЯВКА НА ВАКАНСИЮ СИСТЕМНОГО АДМИНИСТРАТОРАСпециальные компетенции (знания и навыки, связанные со спецификой должности)
Общие компетенции (индивидуально-личностные характеристики)
Чем лучше работает системный администратор, тем реже руководители компании вспоминают о его существовании. Но такую роскошь могут позволить себе только те, кто тщательно и со знанием дела подошли к подбору человека, отвечающего за компьютерные проблемы. Каким должен быть этот специалист и как его искать? КАК ОЦЕНИТЬ ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ПРЕТЕНДЕНТА? ВОПРОСЫ ДЛЯ СОБЕСЕДОВАНИЯ
Что касается профессиональных качеств претендента, то работодателю, не являющемуся специалистом в сфере информационных технологий, будет невозможно оценить их объективно. Можно сделать только косвенные выводы на основе анализа послужного списка претендента. Но наверняка убедиться в его профессионализме можно будет только с помощью эксперта одного из кадровых агентств, специализирующихся на подборе IT-персонала. Таблицу подготовила директор по персоналу компании Johnson&Johnson Russia Светлана Иванова.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|