|
|
Ты не должен сгореть на работе! (проблемы «выгорания» часть I)
Внимание! Госторгинспекция предупреждает: Праздника нет... Однажды ты приходишь на работу и понимаешь, что тебе всё… мягко говоря, надоело. Ты встаёшь за прилавок, надеваешь бэйджик, надеваешь улыбку, но чувствуешь, что это не то. Неискренне, ненатурально, да и никому, по сути, не надо… Когда появляются покупатели, ты ведёшь себя как всегда, ты так же вежлив, так же предупредителен, так же профессионален - навыки никуда не делись, они всегда с тобой, вот только праздника нет... В магазин, как всегда раз в день заходит босс и, заметив твой унылый вид, спрашивает, не хочешь ли ты сходить в отпуск. Едва сдерживаешься, чтобы не объяснить, куда надо сходить ему с его заботой о подчинённых но, переведя дух, отвечаешь, что всё нормально... Весь день ты отмечаешь, что никакой радости работа не приносит, и к концу дня признаёшься себе, что просто не знаешь, что тебя вообще тут держит. Зарплата, конечно, неплохая, коллеги отнюдь не противные, начальство - вообще такое, что многие друзья откровенно завидуют... вот только праздника нет... надоело всё. По дороге домой ты понимаешь, что усталость - это главное, что сейчас есть в тебе... Дома срываешься на домашних, рыча в ответ на «что случилось?»: «Всё нормально», а после третьего раза добавляя «да отстань от меня, наконец!» Куда уехал цирк? Поздравляю! Скорее всего, тебя настигла профессиональная болезнь хороших продавцов. Она называется «выгорание». Помнишь выражение «сгорел на работе»? Так вот, это про тебя. Или будет про тебя, если ты эту проблему в ближайшее время не решишь. Что это действительно проблема - даже не сомневайся! Можешь рассказывать боссу, коллегам и домашним, что у тебя всё в порядке: они тебя любят и сделают вид, что поверили. Я не люблю тебя, потому что не знаю. И буду говорить так, как есть. Да, Вот ещё: прежде чем продолжить, ответь: если завтра тебе повысят зарплату на 20% - всё станет хорошо? (Если ответ «да», то это не «выгорание» и можешь радостно перелистывать страницы. Если же твой ответ «а что это изменит?», надо читать до конца). перспективы. Для тебя: Если ты не выберешься из этого состояния, то впереди тебя, скорее всего, ждут: - депрессия[1]; Для фирмы: (Понимаю, что тебя это сейчас не волнует, но текст читают и руководители предприятий) - Эффективность работника снижается катастрофически; что происходит? В. Биркмайер (W.Birkmayer) в 1962 году ввёл в психологию термин «Минус-симптомы». Потерпи выдержку из психологического словаря: Минус-симптомы: Симптомы психических нарушений, которые характеризуются пропаданием ранее бывших свойств... Похоже? По многочисленным наблюдениям, в случае «выгорания» развиваются сначала душевные минус-симптомы, затем эмоциональные вместе с вегетативными. Человек постепенно «затягивается» в эту воронку, выбраться из которой крайне тяжело, а зачастую и невозможно без квалифицированной помощи. Чтобы решить, как с чем-то бороться, необходимо сначала понять с чем. Моя версия причин «выгорания» такова: Большинство из нас знакомы с т.н. «Пирамидой потребностей», предложенной Абрахамом Маслоу (Abraham Maslow)[4]: 5 - потребность в самоактуализации, (высший уровень иерархии) 4 - потребность в уважении и признании; 3 - потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе; 2 - потребность в безопасности; 1 - физиологические потребности; (низший уровень) Основа идеи «пирамиды» в том, что человек вначале удовлетворяет потребность более низкого уровня и только после этого переходит к следующему. Это обозначено стрелочками слева. Так вот, я предполагаю, что "выгорание" вызвано тем, что продавец блокируется где-то на 3-м уровне. Хорошо, если не на 2-м: во многих компаниях продавцы ставятся недостаточно высоко на «социальной лестнице компании» (Руководители, читающие текст, не надо кидаться рассказывать про «у нас не так» - «во многих» не значит ни «во всех» ни «именно у вас»!). Далее, о самоактуализации продавца речь вообще ни в какой компании не идёт. Я таких примеров не нашёл. В любом случае, на второй ли ступени застрял, на третьей - не важно. Невозможность "подъёма по лестнице" блокирует одну из базовых потребностей- потребность в развитии. Отсюда всё остальное. Зато тут же и ключик к этой двери. Что делать? Есть два направления, в которых можно наступать. Первое. менеджерское, то есть для руководителя. Об этом - в следующих двух статьях. Второе. Самопомощь. То есть для тебя. Об этом - подробнее. Сначала, как фундамент преобразований, необходимо признать существование проблемы. Если текст тебя заинтересовал, первый шаг к этому сделан. Следующий этап, определиться со своими жизненными целями. Сложновато, но вполне реально. Продолжи предложение: Самое главное в моей жизни, это... (формулировку следует пересмотреть завтра, послезавтра и ещё раз - через неделю. Если не изменишь, значит, так тому и быть). Далее. Разобраться со своей самооценкой. Научиться снимать психологическую напряжённость. Для этого существует масса методов, начиная от популярного когда-то аутотренинга, медитаций и до современных методов телесно-ориентированной психотерапии. Самое лёгкое, приятное и эффективное: Для мужчин - сходить поиграть в футбол, волейбол, баскетбол, в общем - любую командную игру с мячом, для женщин - сходить потанцевать. (Мужчины! Сходить на футбол поболеть за «Спартак» и попить пива - не считается! Алкоголь тебе, кстати, сейчас крайне не рекомендован!) Далее - на выбор, что больше понравится: - Почитать литературу по теме "психогигиена" и рядом с ней. Список- в конце текста. - Пойти учиться (не по теме своей работы!): например, вышивке или пению, а может быть, освоить компьютерную программу Corel Draw... Так ты получишь новые впечатления, навыки и эмоции. - Найди хобби/сменить хобби Кажется, вовсе «не о том» совет, да? На самом деле - очень близко к предыдущему. Цель та же - новые эмоции, новые впечатления. - Займись time-management-ом (управление временем), но "освободившееся" в результате время направь не на работу, а на "себя, любимого" и близких людей. Свои служебные обязанности ты станешь в результате выполнять быстрее и появится «лишнее» время. На что его потратить? Если бы не задача борьбы с «выгоранием», можно было потратить это время на профессиональный и карьерный рост. Ну а сейчас - потрать его на то, на что обычно времени не очень-то хватает. Заведи «дневник хороших событий». Что это такое? Методика проста и потрясающе эффективна. Берёшь тетрадь или блокнот. Приятные глазу и руке. Ручку - специально для записей в дневник. Кладёшь на определённое место. Выделяешь время. Оно может быть конкретное: «22:00-22:15», или относительное: «15 минут за полчаса до того, как лечь спать». Далее предельно просто. Каждый вечер (важно не пропускать!) записываешь в этот дневник всё, что было хорошего за день. Причём «хорошего» - любого уровня. И похвала шефа и премия в размере годового оклада и красивая птичка за окном, всё одинаково важно для этого дневника! Сначала будет трудно, но с каждым вечером получаться будет всё легче, а удовольствие будет всё больше. Результат придёт максимум через две недели. Главное соблюдать перечисленные условия и НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не заносить в дневник то, что хорошим событием не является. И, наконец, последнее. Если ни один из советов не пришёлся тебе по душе. Если ты говоришь, прочитав текст: «всё это игры, а у меня настоящая проблема!» Набраться смелости и записаться на приём к хорошему психотерапевту. (Кто знает, почему в России для этого нужна смелость, а не только деньги и желание, как во всём мире?) Если и это тебе не подходит, пусть твой начальник, который вероятно, тоже читает текст, меня простит, но я советую тебе поменять работу. Поменять кардинально. Не фирму, а именно обязанности - заняться чем-то совершенно для тебя новым. Вот, собственно и всё. Праздник обязательно вернётся… Я желаю вам успеха в вашем бизнесе! P.S. Обещанный список литературы: Э. Шостром «Анти - Карнеги Или Человек - Актуализатор» Продолжение статьи читайте здесь
[1] Определение посмотри в словаре. [2] Я имею в виду психосоматические заболевания. (Это примечание для профессионалов, остальные смотрят в словаре) [3] Для руководителей будет отдельная статья по этой же теме. [4] Отношение к этой теории "убито" её несколько упрощённым использованием в маркетинге. (спорим, большинство маркетологов впервые познакомилось с ней благодаря Ф.Котлеру, а многие даже считают, что Абрахам Гарольд Маслоу - маркетолог?)
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|