|
Мы публикуем размышления выпускника физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова кандидата физико-математических наук Алексея Сгибнева о проблемах преподавания в Университете. Решение вопросов, которые затрагивает автор, или хотя бы выявление «больных мест» в системе вузовского образования, на наш взгляд, очень важно и значимо.
Автор:
Алексей
|
Дата: 21.02.2007 15:04 |
| Во многом согласен с Алексеем. Хочу добавить следующее. Как я понимаю, одна из проблем состоит в том, что у нас очень возрастной профессорско-преподавательский состав. Большая часть наиболее работоспособных (в смысле написания научных работ) преподавателей уехала за рубеж. В итоге научная работа у нас ведется по темам 60 годов. А там уже ничего сделать невозможно. Т.е. реально наука не развивается, перспективных проектов и направлений нет, и поэтому молодежь средних способностей, которая не может самостоятельно, без содействия руководителя пробиться, попросту не нужна. |
Ответить на сообщение » |
Автор:
Сергей
|
Дата: 17.02.2007 14:19 |
| Я окончил мгу около 2 лет тому назад. Ситуация с выбором выпускниками мгу своих будущих профессий действительно соотвествует описанию Алексея. Статистику привести трудно, но самые популярные направления для мехматян - программирование (или тех. поддержка), менеджмент, финансовая сфера. Сделать из мгу (или из отдельных факультетов) "кузницу гениев" - будущих ведущих ученых, путем простого ограничения набора и ужесточения правил приема невозможно. Для любого роста (тем более научного) нужна среда (самые разные люди, как по iq, так по темпераменту) и эту среду мгу полностью обеспечивает. Заставить преподавателей быть активными, добрыми, инициативными, думающими о будущем своих студенов, чудесными ораторами и организаторами, психологами, постоянно подкидывающими новые задачи и непрерывно совершентсвующими свои методики - тоже малореально, преподаватели такие же как и мы - живые люди со своим проблемами и мечтами. Скорее надо идти по пути развития инициативы внутри самих студенческих коллективов. Эту задачу необходимо возлагать на лидеров потоков. (понятно, что нечто подобное уже было). А отсекать "лишних" людей надо не путем усложнения задач на экзаменов, а путем поддержания особой атмосферы внутри коллектива мгу - это трудно сформулировать, но все чувствуют некое объединяющее начало - оно выражается в гордости за альмаматер, в желании быть первым во всем, в чувстве трепета перед "храмом науки" и самое главное в желании доказать себе и тем кто вокруг, что ты действительно достоин получить диплом мгу, добиться признания и похвалы ведущих преподавателей своей кафедры - те кому все это чуждо сами отсеятся на первом-втором курсе. |
Ответить на сообщение » |
Автор:
Виктор
|
Дата: 17.02.2007 11:23 |
| Я согласен с актуальностью идей Алексея, но как выпускник физфака 80-х годов, могу констатировать, что здесь затронуты проблемы целого комплекса системы высшего образования. Почти весь негатив о котором говорится в статье имел место и двадцать лет назад. Университет готовит кадры для себя или "в никуда". Выпускник ищет себя сам и, чаще всего, не получает ни каких "подъемных" в смысле лабораторий, компьютеров, руководителей или методик. Это скорее плохо, чем хорошо, потому что имея кажущуюся самостоятельность, с дипломом в кармане, только навный может посчитать, что наука может существовать и развиваться без поддержки и потребности общества и государства. |
Ответить на сообщение » |
|