Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы

Конференция Про политику

Наш сайт не политизирован... и если вы все-таки хотите высказать что-то "политическое", то специально для этого на сайте подготовлено это место...

 
Добавить сообщение »

Тема "Выборы Президента России 2008"

Автор:  Тимур Дата: 01.05.2011 19:37
Генеральному секретарю ООН господину Пан Ги Муну

30 апреля 2011 года в Республике Татарстан в городе Набережные Челны в Парке Победы состоялся митинг «В защиту русского языка» в системе образования Республики Татарстан. Организатором была Ольга Самсон от имени русских родителей города Набережные Челны. Активисты и лидеры СТМ «Азатлык» и ТОЦ пришли так же на этот митинг с целью выразить своё мнение по этому вопросу. До проведения русскими митинга на представителей ТОЦ и «Азатлык» оказывалось давление, их вызывали в прокуратуру и вручили предостережение прокуратуры города Набережные Челны о недопустимости осуществления экстремисткой деятельности.
Конституция Татарстана декларирует два государственных языка (татарский и русский) на территории Республики Татарстан.
Согласно Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов принятой резолюцией 61/295 Генеральной Ассамблеи от 13 сентября 2007 года:
статья 14
1. Коренные народы имеют право создавать и контролировать свои системы образования и учебные заведения, обеспечивающие образование на их родных языках, таким образом, чтобы это соответствовало свойственным их культуре методам преподавания и обучения.
2. Лица, принадлежащие к коренным народам, в особенности дети, имеют право на получение государственного образования всех уровней и во всех формах без какой-либо дискриминации.
3. Государства совместно с коренными народами принимают действенные меры для того, чтобы принадлежащие к коренным народам лица, в особенности дети, в том числе проживающие вне своих общин, имели, когда это возможно, доступ к образованию с учетом их культурных традиций и на их языке.
Мы защитники татарского языка, опираясь на эти статьи, выступали на митинге за сохранение татарского языка в образовании. Наша деятельность никак не может констатироваться как экстремистская согласно Конституции Татарстана и декларации ООН. Но представители прокуратуры по указке ФСБ предъявляют обвинения в экстремизме. Документы прикреплены к письму.
Одним из требований митингующих было «ВЕРНУТЬ В ШКОЛЫ РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕХ ОБЪЕМОВ, В КАКИХ ОН ПРЕПОДАЕТСЯ ДЕТЯМ НА ОСТАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ». Почему правоохранительные органы разрешают нарушать Конституцию Татарстана, где татарский язык обязателен в образовании, а защитников Конституции Татарстана Рафиса Кашапова, Зиннура Аглиуллина, Наиля Набиуллина и других задерживают сотрудники силовых структур, обвиняют в экстремизме, национализме, преследуют и судят? Просим Вашей помощи, чтобы резолюции ООН соблюдались на территории России и в Татарстане.
Татарский Общественный Центр (ТОЦ), Союз Татарской Молодежи «Азатлык».
http://tatar-centr.blogspot.com/2011/05/blog-post_01.html
Ответить на сообщение »

 
Автор:  Rim Дата: 25.04.2011 22:27
Президенту Республики Татарстан
Минниханову Р.Н.
Государственному Советнику
Республики Татарстан Шаймиеву М.Ш.
Муфтию ДУМ Республики Татарстан Файзову И. А.

Построим вместе мечеть «Джамиг»!

Мы активисты Татарского общественного центра города Набережные Челны обращаемся к вам с открытым письмом от имени жителей города Набережных Челнов, Елабуги, Менделеевска, Нижнекамска и близлежащих районов. Мы обращаемся к вам по вопросу, имеющему большое значение для нашего города и в целом для Татарстана и исламского мира. Речь пойдет о соборной мечети «Джамиг», строительство которого из-за нехваток финансирования на грани срыва.
В Набережных Челнах в начале 1992 года в концертном зале мэрии им. Сары Садыковой с участием широкой общественности более 700 человек, открытым голосованием было принято решение о строительстве главной мечети города - Соборной мечети «Сююмбике». Позже был выделен земельный участок, выполнен проект привязки всех сооружений комплекса мечети в генеральном плане города.
22 июля 1992 года в Набережных Челнах состоялось торжественное открытие мечети «Таубе» («Покаяние»), на второй день 23 июля на месте строительство мечети «Сююмбике» с участием широкой общественности был совершен коллективный намаз, с участием имамов всех мечетей города и представителей 48 зарубежных исламских стран, в том числе посла Королевства Саудовской Аравии. Было принято решение о строительстве главной мечети города - Соборной мечети «Сююмбике». Однако в то время мэр города Рафгат Алтынбаев вышел против строительства мечети. Многих это возмутило.
2 апреля 1993 года у парадного хода мэрии многотысячная масса людей после пятничного намаза за считанные минуты с помощи тяжелой техникой снесли железобетонные заборы, которые окружали территорию будущей мечети и установили временный импровизированный минарет и строительный вагон.
Начались строительные работы. Были случаи поджогов техники, но на такие провокации никто внимания не обращал. Однако после возведения фундамента строительство прекратилось из-за нехватки денег.
В конце 2005 года площадью 5 га. в собственность мечети «Сююмбике» было тайно продана местным татарским бизнесменам, после чего 2 февраля 2006 года Татарский общественный центр выступил с заявлением, осуждающем продажу земли, предназначавшейся для строительства соборной мечети «Сююмбике» и обратился президенту Татарстана Шаймиеву М.Ш., копия заявлении было опубликовано в газеты «Звезда Поволжья». Отрывки из заявления: «Уважаемый Минтимер Шарипович!
Продажа земли произведена скрытно от общественности города, мы узнали позже об этом лишь из газеты. Эта земля вакуфная и ни в коем случае не подлежит продаже, по канонам Ислама эта продажа является святотатством, особенно в месяце Рамазан, когда следует совершать добрые дела, угодные Аллаху.
1. Признать продажу вакуфной земли, принадлежащей соборной мечети «Сююмбике» коммерческим структурам, незаконной.
2. Вернуть проданную землю площадью 5 га в собственность мечети «Сююмбике».
3. Без промедления начать строительство мечети «Сююмбике». Мы обращаемся к Вам как гаранту прав и свобод граждан Татарстана, в том числе мусульман».
Руководство Татарстана приняло положительное решение, земля под строительство мечети было возвращено. Изначально мечеть «Сююмбике» собирались строить по проекту архитектора Маркиза Басырова. Но почему-то позже был утвержден другой вариант. На всё воля Всевышнего!
Начался новый этап строительство мечети уже под другим названием, первый камень под фундамент мечети «Джамиг» ("Соборная") был заложен в торжественной обстановке в ноябре 2009 года. К строительству самой большой мечети в Татарстане приступили в Набережных Челнах.
В торжественной церемонии закладки первого блока мечети приняли участие мэр Набережных Челнов Ильдар Халиков, сотрудники мэрии, а также имам казанской мечети Кул Шариф, заместитель председателя ДУМ РТ Рамиль Юнусов.
На строительство мечети уйдет около 300 миллионов рублей. Но возможно, по ходу реализации проекта эта сумма увеличится. По проекту, городская соборная мечеть будет находиться возле здания мэрии города со стороны проспекта Сююмбике.
Мечеть «Джамиг» должна стать новой частью архитектуры нашего города. Она будет иметь два 78-метровых и два 45-метровых минарета, что позволит видеть ее и с берега Камы, и на подъездах к городу. Проектировал мечеть заслуженный архитектор РТ Айвар Сатаров. Объект строится из монолитного железобетона, а снаружи будет облицован мрамором. Внутри мечети все будет устроено по последнему слову техники, включая лифты и кондиционеры.
По словам имама-мухтасиба Набережных Челнов Альфаса Гайфуллина, мечеть «Джамиг» будет самой большой из всех мусульманских мечетей Татарстана. Главный вестибюль должен вмещать 3200 человек. В 4-хэтажной мечети будут находиться медресе, библиотека и торговые ряды с продукцией халяль, а также комната для никаха.
Впрочем, мечеть «Джамиг» по-сути уже функционирует. Малик хазрат Ибрагимов, имам-хатыйб соборной мечети «Джамиг». Во временном здании совершают пятничные намазы. Как отмечает имам мечети, последнее месяцы, количество верующих значительно выросло.
В октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного, соборная мечеть татар-мусульман была разрушена. Соборная мечеть полвека тому назад служила своему народу и украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой и богатой библиотекой. В июне 2005 года в Казани открылась воссозданная мечеть Кул-Шариф. Открытие мечети было приурочено к торжествам, посвященным 1000-летию столицы Татарстана. Мечеть был назван в честь её последнего имама сеида Кул-Шарифа, одного из предводителей обороны Казани. Мы активисты Татарского общественного центра надеялись, что и в Набережных Челнах будет построена Соборная мечеть «Сююмбике». Образ царицы Сююмбике сохранился в памяти народа и до сих пор еще в народе живут легенды.
Если бы наше желание сбылось, тогда в городе Казани Соборная мечеть «Кул-Шариф» и Соборная мечеть «Сююмбике» в Набережных Челнах были бы символами наших городов и народы этих городов духовно объединились бы. Мы не должны забыть о духовном возрождении, а именно потребности в принадлежности к своему народу, к его религии, истории, языку и культуре, потребности народа в уважении и самоуважении, потребности веры во Всевышнего, а также любви к Родине и в реализации себя служению народу.
Мы татары, пройдя через все национальные унижения, беды, лишения и страдания, должны найти в себе духовное начало и утвердиться в нем - постигнуть и принять свое духовное естество и призвание. Только в процессе обретения своего духовного начала татарский народ обретет надежду на будущее. Именно Ислам для нас является нашим духовным началом. Преображение через идеалы гуманизма, добра и милосердия - вот та дорога, которая ведет нас к спасению и духовному возрождению.
Мы уверены, оказывая помощь строительству мечети «Джамиг», вы помогаете процветанию будущего нашего народа!
Настоящее обращение принято на еженедельном общегородском собрании ТОЦ.

Председатель собрания,
председатель ТОЦ Рафис Кашапов.
Секретарь собрания Сания Вахитова.
Ответить на сообщение »
 
Автор:  Rim Дата: 17.04.2011 11:08
Родной язык спасают на площадях

Около двухсот человек собралось сегодня в десять утра на митинг в защиту русского языка, организованный обществом русской культуры РТ (ОРК). Митингующие развернули свои плакаты напротив здания минобрнауки РТ. Казанцы требовали дать родителям право выбирать тип стандарта изучения русского языка самостоятельно. Сейчас, по их мнению, наблюдается нехороший крен: как родной в республике изучается татарский язык, русскому же отводится роль второстепенного.

Примечательно, что такое положение вещей тревожит уже не только русских, но и самих татар.

«Пять часов татарского! А русский – четыре часа!»

«Вы что, офигели?!» – озвучил в мегафон буквально витавший в воздухе вопрос к чиновникам пришедший на митинг бывший преподаватель КХТИ Наиль Гизатуллин. Уже после митинга пенсионер объяснил корреспонденту 116.ru причину своего гнева: «У второго внука тройки появились. Тимурка, говорю, это правда, что ли? Смотрю в дневник: пять часов татарского! А русский – четыре часа. Ну так же нельзя!».

Милиционеры, под чутким присмотром которых происходил митинг, тоже блюли, как могли, чистоту русского языка. По-своему. За использование неформатных словечек вроде «офигели» выступающих одергивали. Периодически вспоминая про правила дорожного движения, загоняли митингующих с журналистами с проезжей части на тротуар. На дорогу же пришедшие вылезали из-за тесноты – в этом плане выбранная для митинга площадка оказалась крайне неудобной. Кстати, как оказалось, изначально общество русской культуры планировало занять площадь 1 мая. Да чиновники отсоветовали.

«Сказали: «Раз вы по поводу образования, проводите у минобраза», – пояснил корреспонденту 116.ru председатель ОРК, профессор социологии Казанского университета Александр Салагаев. – Мы не стали спорить. Хотя место не очень удобное: снег не расчищен, сыро».

«Не хотите учить татарский, скоро начнете учить китайский!»

Выяснить, под кого власти забронировали удобное место, труда не составило. В тот же день и в то же время на площади 1 мая проводили пикет, переросший в митинг, татарские националисты. Они тоже защищали язык. Правда, татарский. Особенно грозно на фоне Спасской башни Казанского кремля смотрелись лозунги «Чемодан – вокзал – Россия» и «Не хотите учить татарский, скоро начнете учить китайский!».

«Ущемляются права татарского народа, – попенял 116.ru член президиума всетатарского общественного центра (ВТОЦ) имени Марата Мулюкова Рафис Кашапов. – География, биология, геометрия изучаются на русском языке. Если народ хочет на своем родном языке обучаться, он 100 процентов должен иметь на это право!»

Сам Кашапов и члены ВТОЦ приехали из Набережных Челнов. Челнинцев в итоге собралось 30 человек. Казанцы же, посетовал представитель ВТОЦ, митинг хоть и поддержали, пришли в явно недостаточном количестве. «Всего здесь было 70-80, может, 100 человек», – оценил масштабы мероприятия Кашапов и заявил, что ВТОЦ будет готовиться к более масштабным акциям, которые возможно уже в мае пройдут во всех крупных городах Татарстана.

Провокация? Нет, мудрый поступок властей

Малое количество собравшихся в защиту татарского языка, возможно, объясняется путаницей со временем. Изначально ВТОЦ и сочувствующие планировали начать свою акцию в 12:30 – уже после того, как на Кремлевской улягутся страсти вокруг языка русского. Но в итоге (по каким причинам, правда, не совсем понятно) все сложилось именно так, что защитники русского языка вспомнили нехорошее слово: провокация. Дело в том, что часть митингующих на 1 мая решила нанести визит своим соседям. Дальше слов, к счастью, не зашло.

«Они (защитники татарского языка. – прим. авт.) заявлялись на пикет на 12:30, – пояснил 116.ru Салагаев. – Разрешение на это время дали. И то, что они собрались сейчас параллельно с нами, и группа пришла сюда, спорили с нашими участниками… Это на провокацию похоже. Потому что в Интернете была такая информация: "мы придем, разгоним и так далее"».

А вот Кашапов, напротив, заверил нашего корреспондента в том, что столкновений удалось избежать как раз благодаря тому, что власти всё мудро «разрулили».

«Наиль Набиуллин, лидер СТМ «Азатлык», обратился со своим письмом, и русское движение отодвинули в сторону – чтоб не было драки, противостояния. Мы же видим: на Манежной столкнулись кавказцы с русскими. Здесь более мудро поступили, потому что Муса Джалиль – это наш герой. Нам как-то ближе у памятника Мусе Джалилю. И хотя они (ОРК. – прим. авт.) раньше подали заявку, их отодвинули в сторону».

«В следующий раз мы соберем уже около тысячи человек»

Так или иначе, защитники русского языка сегодня свои требования озвучили. Как сообщил 116.ru Салагаев, уже одно намерение провести митинг помогло сдвинуть ситуацию с мертвой точки.

«Мы ведем переговоры с министром (глава минобрнауки РТ Альберт Гильмутдинов. – прим. авт.), и вначале было полное непонимание, две встречи были просто пустые, – посетовал председатель ОРК. – Он (министр. – прим. авт.) говорил, что все хорошо. А в последний раз пообещал подумать над нашим предложением. В поддержку этого предложения мы и организовали сегодняшний митинг. Последняя встреча была во вторник, нам сказали: "Рассмотрим, в следующий вторник ответ дадим"».

Впрочем, на очередной ответ из министерства в обществе русской культуры не сильно надеются. Копии резолюции митинга обещают отправить Минниханову и Медведеву. А если это не сработает, готовы выйти на новый митинг. По мнению Салагаева, в следующий раз удастся собрать уже около тысячи человек. Полностью с требованиями митингующих можно ознакомиться здесь.

Иван ТАРАНОВ, специально для 116.ru

Фото Сергея Елагина: http://www.business-gazeta.ru/photo/448/39046/#
Ответить на сообщение »
 
Автор:  Nur Дата: 09.04.2011 10:13
Поддержим татарскую молодежь!

Русские шовинисты Татарстана обратились к министру образования и науки РФ Андрею Фурсенко с просьбой защитить русский язык. Продолжение противостояния: http://tatar-centr.blogspot.com/2011/04/blog-post_03.html
По данным агентства «Татар-Информ», под письмом подписались более 60 человек. По их словам, необходимо защитить интересы русскоговорящих детей региона.
16 апреля они намерены выйти на митинг в Казани с требованиями изменить "националистическое законодательство Татарстана" и отправить в отставку министра образования республики Альберта Гильмутдинова. В этот же день татарская молодежь города Казани также проведет акцию в защиту татарского языка в 10:00 на территории Кремля у памятника Мусы Джалилю, куда я тоже получил приглашение от лидера Союза татарской молодежи «Азатлык» Наиля Набиуллина http://vkontakte.ru/event25876980.
Напоминаю за три года в республике Татарстан закрыли 175 школ и гимназий. Все они оказались татарскими, а на данное время на стадии ликвидации находится татарская гимназия № 29 г. Набережные Челны. Смогу ли я участвовать на данном мероприятии, не знаю, но могу предложить темы для плакатов:
1. Сөй гомерне, сөй халыкны, сөй халыкның дөньясын!
2. Нет - закрытию татарских школ в Татарстане!
3. Мы помним 1552 год!
4. ЕГЭ - это гильотина для нерусских народов!
5. Татар яшьләре! Милли хәрәкәттәге әби-бабаларабызны алыштырыгыз!
6. Восстановить статус 175 татарских школ!
7. Татар халкының хокукларын дөнья җәмәгатьчелеге дәрәҗәсендә яклыйк!
8. Безнең милләт үлгәнме, әллә йоклаган гынамы?
9. Нет народа – нет проблем!
10. Когда будет покаяние за насильственное крещение и русификацию татар?
11. Татар халкы! Аврлыклар алдында тезләнмә!
12. Татары! Не знать родного языка – это позор!

Член Президиума ВТОЦ им. Марата Мулюкова - Рафис Кашапов.
Ответить на сообщение »
 
Автор:  Nur Дата: 23.03.2011 07:46
В Набережных Челнах закрывается татарская гимназия №29

15 марта начальник ГУНО г.Набережные Челны Рамиль Халимов официально объявил группе представителей родительского комитета татарской гимназии №29 о предстоящем слиянии с гимназией №77 с ликвидацией татарской гимназии как юридического лица.

Причина проблемы
В связи с реформой системы образования и переходом на подушевое финансирование перед министерством образования стоит задача по сокращению расходов. В связи с этим закрываются сельские школы, выводятся в автономные учреждения городские школы. С логикой министерства образования не согласны многие, но чиновники к «гласу народа» не прислушиваются и планомерно выполняют поставленную сверху «установку».
В г.Набережные Челны в конце 80-х начале 90-х годов в 61 школе обучалось 89 тысяч детей. В связи с нехваткой мест в школах обучение велось в 2 смены. Нередко в одной школе обучалось более 2000 детей. Причиной такого беби-бума было строительство КамАЗа и приезд в город большого количества молодежи в 1970-1985 гг. Пик рождаемости пришелся в городе на 1986г. Затем рождаемость пошла на спад, как вследствие перестройки и кризиса, так и вследствие уменьшения притока молодежи извне. Своя молодежь уже родила, а приезжей было мало. Так как не было детей, опустели детские сады. В г.Набережные Челны освободилось более 50 детских садов. Тогда тоже в целях экономии решили либо продать садики, либо перепрофилировать, в том числе под школы, в которых так ощущался дефицит.
В связи со снижением рождаемости в 90-х годах к 2010 г. на 70 школ осталось 45000 учеников, т.е. в среднем 640 учеников на школу при нормативе 950 учеников.
В «нулевые» в связи с экономическим ростом, мер по поддержке рождаемости, демографическим циклом г.Набережные Челны, когда начали рожать уже коренные челнинцы, рожденные в 80-е годы, начал наблюдаться и рост заполняемости детских садов, в конечном итоге приведший к дефициту мест и обращению внимания на эту проблему самого Президента РТ.
Однако история с закрытием детских садов повторяется теперь уже со школами. Как говорится, история ни чему не учит! У сиюминутных чиновников опять появился соблазн в целях экономии закрыть чего-нибудь. Например, школы.
А когда дети из детсадов вырастут, опять придется организовывать 2 смены и тушить новый «пожар». Предпосылки к тому уже сейчас есть – если в прошлые года школы набирали по 1-2 начальных класса, то теперь их уже 3-4 класса.

Официальный повод.
В 27 комплексе (микрорайоне) г.Набережные Челны имеются 27, 28-я общеобразовательная школа и 29 татарская гимназия. Ученики этих школ проживают недалеко от школы. Также в этом комплексе имеется платная 77 гимназия, расположенная в здании бывшего детского сада. Ученики в эту школу собираются со всего города, т.е. школа не привязана к району проживания детей.
Гимназия № 77 в связи с обозначенной Президентом РТ программой по обеспечению детей 3-6 лет местами в детских садах, подлежит переселению. Пару лет назад были предприняты попытки переселить 77 гимназию в 27, 28, 51 школы. Однако, в связи сопротивлением родителей решения не были приняты.
Так как другие школы уже дали отпор, в 2011г. начальник ГУНО Рамиль Халимов решил теперь уже подселить ее в 29-ю татарскую. Директор этой школы молодой, «он не посмеет отказать» решил видимо он.
Остается неясным, почему пытаются переселить 77-ю гимназию именно в том же 27-м комплексе – она же не привязана к району проживания детей. Гипотеза: это просто желание коллектива преподавателей 77 гимназии, видимо это они где-то рядом живут.
ГУНО в свою очередь надумало следующие поводы для объединения школ: 29- гимназия на 13-м месте (последнем) среди гимназий города по каким-то там показателям. (хотя в городе 70 школ), у гимназии плохие показатели по сдаче ЕГЭ (хотя по 2010 году она в крепких «середнячках» на 30 месте, притом что татарские дети сдают ЕГЭ на русском языке.), школа малочисленна ( 539 детей, притом что в городе немало школ и с меньшей численностью).

Суть проблемы.
В г.Набережные Челны официально статус татарской школы имеют 11 школ. Часть из них не имеет начальной школы. Но ни в одной из них обучение не ведется на татарском языке!!! Путем постоянных реформ, внедрением ЕГЭ обучение постепенно переведено на русский язык. Все что осталось – это культурные мероприятия и среда развития татарских детей.
И этого оказывается мало: начальник ГУНО, сам по национальности татарин, при выборе из семидесяти школ, принимает решение о закрытии именно татарской школы. Был бы он русским, его логика была бы еще понятной. Но в данном случае, чем он руководствуется? Или кто его надоумил?

Решение проблемы.
Родительским комитетом гимназии принято решение отстаивать свои права всеми доступными способами.
Письма с просьбами о помощи в сохранении школы направлены главе администрации г.Набережные Челны В.Г.Шайхразиеву, депутатам Разилю Валиеву, Туфану Миннулину, Министру образования Альберту Гильметдинову, председателю челнинского отделения ТОЦ Рафису Кашапову, руководителю Татарского Конгресса Ринату Закирову.
Направлены письма в городские и республиканские СМИ.
В ответ на наше обращение на пленуме ВТОЦ принято решение о проведении акции протеста в защиту татарской гимназии №29 в Набережных Челнах 2 апреля 2011г.
В связи с чем, родительский комитет собирает на данную акцию родителей учеников школы, выпускников школы, интеллигенцию г.Набережные Челны и всех, кому не безразлично будущее татар!
Р.Р.Ахметов, кандидат экономических наук, член родительского комитета гимназии №29.
Ответить на сообщение »
 
Автор:  Тимур Дата: 17.03.2011 20:26
Шаймиев vs Медведев

Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев, ныне занимающий пост государственного советника этого региона, в своем недавнем интервью ИА «Интерфакс» заявил, что «по мере демократического развития нашей страны проблем в межнациональном плане меньше не станет». Ныне второй человек в республике видит одним из способов разрешения межнациональных вопросов в создании на федеральном уровне уполномоченного органа по национальной политике, что фактически означает призыв к созданию Министерства по делам национальностей России, против идеи которого ранее выступал президент России Дмитрий Медведев, считая, появления такого учреждения еще большим увеличением бюрократического аппарата государства, что приведет лишь к росту численности чиновников и малоэффективности их деятельности.

В то же время одним из возможных органов, который мог бы взять на себя вопросы национальной политики в стране, Шаймиев назвал верхнюю палату российского парламента — Совет Федерации, роль которого, по мнению госсоветника, можно было бы усилить.

Мы решили узнать что думают об этих заявлениях первого президента Татарстана политологи, эксперты в области этнорелигиозных исследований, представители русского и татарского национального движений.

Заведующий кафедрой политологии, социологии и менеджмента Казанского технического университета (КАИ) Владимир Беляев заявил, что «полностью согласен с Минтимером Шаймиевым»: «Нужно создать Государственный комитет по национальным и религиозным отношениям, во главе которого поставить грамотного этнолога, например, Валерия Тишкова, директора Института этнологии и антропологии». На вопрос «Не приведет ли новое учреждение к дублированию функций специальных отделов по национальным вопросам, которые и так имеются в Министерстве культуры, Министерстве образования и науки и Министерстве регионального развития», казанский политолог ответил, что слабо справляются со своими проблемами, а иногда даже наносят еще больший урон обществу: «Минкульт постоянно выдает деньги на создание антироссийских и русофобских фильмов „Сволочи“, «Московская сага“ и пр., Минобр надо полностью расформировать, поскольку оно себя дискредитировало уничтожением советской системы образования». Что же касается усиления роли Совета Федерации РФ и передачи сферы межнациональных отношений в его ведомство, то Беляев считает неудачным предложением, поскольку на практике верхняя палата российского парламента «состоит из лоббистов, не разбирающихся в национальной политике, а часто и не живущих в регионах, от которых они направлены».

Эксперт Казанского Центра региональных и этнорелигиозных исследований Яна Амелина поддерживает полностью идею создания Министерства по делам национальностей России: «Разговоры о том, что в период своего существования это министерство не оказало существенного влияния на ход событий или что на его функционирование будет уходить много средств, представляются несерьезными». «Очевидно, что проблемы развития национальных культур или национального образования, которыми занимаются соответствующие отделы в профильных министерствах (и, судя по реакции общественности, делают это из рук вон плохо) — всего лишь малая часть огромного „национального вопроса“, который необходимо решать безотлагательно», — рассуждает эксперт и считает, что «новый Миннац, прежде всего, должен сформулировать основные принципы национальной (и религиозной) политики, отсутствие которых ведет государство к краху, что после декабрьских событий на Манежной площади очевидно уже для всех». Яна Амелина уверена, что «эффективность работы любого министерства зависит от наличия у него полномочий, грамотной, болеющей за дело команды профессионалов, а также достойного финансирования: есть три этих составляющих — не вижу причин для плохой работы». Впрочем, констатирует эксперт, нынешняя ситуация такова, что, возможно, лучше плохая, но хоть какая-то работа по решению национального вопроса, чем вовсе никакой под лозунгами экономии федерального бюджета. Предложение Шаймиева усилить роль Совета Федерации Яна Амелина считает бессмысленной: «Как его не реформируй, не сможет взять на себя функции Миннаца: эту работу, как и любую другую, должны выполнять профессионалы, причем на постоянной и системной основе». По ее мнению, государство обязано привлекать к обсуждению национальной проблематики и выработки предложений по решению вопросов в этой сфере на федеральном и региональном уровне экспертов в области этнорелигиозных исследований, а не ограничиваться лишь совещаниями чиновников, которые зачастую превращаются в дежурные и выполняются они «для галочки».

Представители русской общественности Татарстана также солидарны с идеями Минтимера Шаймиева. Активист молодежного крыла Общества русской культуры Татарстана Михаил Федько считает, что в стране “ есть необходимость в создании Министерства по делам национальностей России». «То чем федеральные власти не занимались многие года, выливается в события, вроде недавних, на Манежной площади в Москве. Разумеется, можно потом „разобраться со всеми кто гадил“, оправдать выделяемые на борьбу с экстремизмом средства, но вот проблемы межэтнических отношений отчего-то не исчезают», — полагает Михаил. Один из лидеров русской национально ориентированной молодежи Татарстана надеяться, что-либо уже из существующих или же из возможно созданных (вроде того же Миннаца) госучреждений «всерьез займется проблемами русского народа, тогда можно будет говорить о том, что курс выбранной президентом России национальной политики или предложения Шаймиева являются верными». «Без решения проблем русского народа, в том числе и в Татарстане, где долго закрывали на это глаза, зависит само существование Российской Федерации как единого государства», — уверен молодой активист Общества русской культуры Татарстана.

Не остались в стороне и татарские националисты, высказавшие свое мнение по поводу заявлений первого президента Татарстана.

Так, к примеру, председатель набережночелнинского отделения Татарского общественного центра Рафис Кашапов смотрит на все заявления Минтимера Шаймиева как на попытку «удержать хотя бы те позиции Татарстана в вопросах национальной политике, за которые он боролся в начале 1990-х гг.». Лидер челнинских тоцевцев уверен, что при наличии Миннаца в России «той ситуации, что произошла на Манежной площади, не было бы», при этом, правда, не пояснил как конкретно чиновники смогли бы предотвратить возмущение русской молодежи жестоким убийством футбольного болельщика кавказцем, которого потом отпустили на свободу. Сам Кашапов хотел бы, чтобы «духовные и политические руководители современной России извинились за совершенные в прошлом злодеяния против нерусских народов», причем, татарский националист федеральным властям предлагает брать пример с Иоанна Павла II, извинившегося за крестовые походы перед мусульманами, и послевоенных немцев, покаявшихся перед евреями за Холокост. Любопытно, что Рафис Кашапов заявил, что согласен с упразднением Республики Татарстан, «если нам, татарам, вернут все наши исторические земли: Казанское, Астраханское, Сибирское, Касимовское ханства».

Лидер Союза татарской молодежи «Азатлык» Наиль Набиуллин решил напомнить Минтимеру Шаймиеву содержание известной сказки «Шурале», написанной великим татарским поэтом Габдуллой Тукаем, чье 125-летие будет отмечаться скоро в Татарстане. В конце произведения есть такие слова: «Былтыр кыстырганны, быел кычкырмыйлар» ( «Если прищемил в прошлом году, об этом не кричат в этом»). Молодой татарский националист полагает, что «Шаймиев, который в свое время продал все успехи и завоевания татарского народа и суверенитета Москве, сегодня видимо пытается обелить себя тем, что начал беспокоиться за татарскую нацию». Поэтому словам госсоветника о его желании улучшить межнациональные отношения в России лидер «азатлыковцев» не верит, поскольку считает, что первый президент Татарстана лишь «пытается вернуться в реальную политику, желая в истории татарского народа остаться чистым и хорошим». Набиуллин придерживается того мнения, что «в сегодняшней системе внутриполитических отношений в стране Министерство по делам национальностей станет очередным бюрократическим аппаратом, функции которого будут существовать только на бумаге», поскольку «в результате политики России по уничтожению национальной культуры и национального образования нерусских народов никакой Миннац реально работать не будет».

Соратник Набиуллина по СТМ «Азатлык» Рафик Каримуллин на заявления Шаймиева с фактической критикой концепции национальной политики Дмитрия Медведева смотрит как «на проявление смелости только потому, что на нынешнем посту Шаймиеву нечего терять, да и ни каких реальных рычагов власти у него уже не имеется». Сам Каримуллин не возражает против создания Министерство по делам национальностей, однако при условии, что там не будут «сидеть те же самые старые депутаты, и его чиновники не должны быть в большинстве своем только русскими». «Если Миннац и создавать, то в нем должны работать в том числе и представители нерусских народов, причём заинтересованные в судьбе своего этноса, а не те, которым важно только поскорее занять должность с хорошей зарплатой», — рассуждает «азатлыковец». Место и роль Миннаца Каримуллин видит также в его участии в деле «сохранения национального образования», что подразумевает изъятие этого вопроса из сферы компетенции Министерство образования и науки, которое занимается фактически «ассимиляцией нерусских народов».

Резюмируя все вышесказанное различными вузовскими, экспертными и общественно-политическими кругами Татарстана по поводу высказываний Шаймиева, который в последнее время, действительно, стал больше делать политические заявления, можно придти к любопытному выводу: предложения Государственного Советника находят больше понимания у русской общественности республики, чем у татарской, что наводит на разные размышления. Похоже, что татарские националисты не могут простить и забыть Шаймиеву ряд его действий в период нахождения его у власти в республике, по их мнению, в отношении татарского народа, в то время как русские Татарстана надеяться на его политическую мудрость, которая может быть проявиться не только в возрождении Свияжска и Булгара, чем он непосредственно сейчас занимается, но и в решении ряда других проблем русских нашего региона, о которых в последнее время так много они говорят и хотят быть услышанными и понятыми.
Раис Сулейманов
http://www.kazan-center.ru/osnovnye-razdely/14/106/
Ответить на сообщение »
 
Автор:  nur Дата: 13.03.2011 16:14
В память о Виле Хасаншина!


Хасаншин Виль Шакиртзянович родился 16 октября 1966 в селе Мусабай - Завод Тукаевского района Республики Татарстан. В 1986-1991 годы закончил факультет журналистики Казанского Государственного Университета. В 2004 году 4 октября он погиб в автокатастрофе на трассе Челны – Нижнекамск, проводить его в последний путь пришли многие: родные, бывшие коллеги, друзья, знакомые, соседи, но больше всех были его соратники. Стоит отметить, что не малый вклад он внес для развития национального движения Татарстана. Виль Хасаншин бизнесмен среднего уровня, общественник, был одним из организаторов Челнинского отделения Татарского Молодежного Союза «Азатлык», участвовал в работе Татарского Общественного Центра, Всемирного Конгресса Татар, спонсировал мероприятия для детей, проводимые в нашем городе. Он был одним из самых активных представителей татарской молодежи, всегда старался поддерживать не только морально, но и материально подрастающее поколение. При его поддержке в Челнах были проведены профильные смены для татарской молодежи "Мизгел", "Круглый стол", в котором приняла участие и казанская молодежь. Последние дни своей жизни он собирался создать новую татарскую молодежную организацию в Набережных Челнах. Однако его мечте не суждено было сбыться.
Виль Хасаншин прожил короткую, но очень яркую жизнь, был настоящим патриотом татарского народа, человеком, который постоянно находился в поиске информации, который мог найти общий язык со всеми. Да он был неординарной личностью, в сочетании быстрого ума, творчества, хватки и в то же время чрезвычайной степени воспитанности и моральных принципов. И мы можем открыто заявить, что он оставил после себя добрые дела и воспоминания в сердцах татарской молодежи!
Слава Аллаху! Сын и дочь гордятся своим отцом, учатся в высших учебных заведениях на отлично, прекрасно разговаривают на родном языке и живут по канонам Ислама. Воспитание детей для нас - это в первую очередь радость, за которую человек получает самое большое вознаграждение и продолжение своего рода достойных людей. И об этом должен задуматься каждый татарин и татарка, кого они оставляет после себя!
Как обстоят дела у нас казанских татар? Духовное положение, которого сегодня не хватает нашему обществу, является причиной моральной деградации. Общие сведения, татарский язык, наряду с английским, китайским, индийским, французским, испанским, немецким и другими языками, был признан ЮНЕСКО одним 14 развитых и широко употребляемых языков мира. Исчезновение родного языка - это один из важных факторов исчезновения нации.
Мы считаем, что в приобщении к духовным ценностям татарского народа, основополагающими являются Ислам, язык, история, культура. Это и есть спасение татарского народа.
Мы не забываем, что у нашего народа традиции благотворительности и меценатства уходят корнями в далекое прошлое. Историю татарского народа невозможно представить себе без таких людей, как Акчурины, Рамеевы, Хусаиновы. Они сыграли важную роль в непростом прошлом нашего народа. Меценатство и благотворительность всегда выражали лучшие качества человека. В религиозных канонах Ислама, рекомендовано одну сороковую часть своих доходов состоятельных людей, выделять на благотворительность - помощь одиноким, беспомощным, сиротам, инвалидам.
Как же относится деловая элита татарской нации к развитию и сохранению татарского культурного наследия – языка, традиций, религии и истории? Во многих странах мира меценатскую деятельность поддерживает и стимулирует правительство. Это отлаженная, четко структурированная система, которая формирует политику в сфере культуры и искусства. Существует ли она в Татарстане?
В Набережных Челнах работают около 16 тысяч индивидуальных предпринимателей и руководителей государственных предприятий. Значительную часть из них составляют татары. Однако тех людей, которые помогают развитию татарского культурного наследия всего лишь несколько десятков человек. Другая часть из этих состоятельных людей считают главным в своей жизни деньги и социальный статус. Они хвастаются своим материальным богатством, положением в обществе. Хвастаются тем, что купили, где отдыхали, с кем переспали. К чему же это приводит? Конечным итогом такой жизни нередко становится нравственный упадок, безразличие к жизни, наркомания, алкоголизм, разврат. Тем временем на Западе сложилась прочная культура, которая считает дурным тоном хвастаться своими деньгами и не только деньгами, а даже своим умом и образованием.
Татарская культура неотделима от гуманитарных национальных предметов - литературы, языка, истории которые, кстати, хотят полностью ликвидировать с программы школьного образования.
Надо верно ощутить - свою духовную жизнь и духовную жизнь своего народа, и творчески утвердить себя в силах и средствах, то есть, принять: татарский язык, татарскую историю, татарское общество, татарскую песню, татарское правосознание - как и свои собственные. Необходимо поддержать татарские газеты, радиовещания, ТВ, издании книг, школы и гимназии, религиозные объединения, творческую интеллигенцию. Несомненно, это приведет к духовному развитию общества в целом, что так не хватает нашему народу. Ведь к чему стремился Виль Хасаншин. Какой была бы нынче Республика Татарстан, если тысячи и тысячи состоятельных людей, в масштабе республики поступили бы, как Виль Хасаншин? Подумайте!

Член Президиума ВТОЦ им. Марата Мулюкова Рафис Кашапов.
Ответить на сообщение »
 
Автор:  15 октября - День Памяти татарского народа. Дата: 04.10.2010 21:26
В столице Татарстана Казани 15 октября (пятница) 2010 года пройдет
21-ый День памяти защитников Казани, павших при взятии города – 458-ая годовщина завоевания Казани войсками тирана Ивана Грозного. Организаторами мероприятия являются Всемирный форум татарской молодежи и движение нового поколения "Узебез" ("Мы сами") и Всетатарский общественный центр - ВТОЦ имени Марата Мулюкова. Это день преклонения перед мужеством и стойкостью всех, кто героически защищал нашу землю и принял мученическую смерть, защищая Казань в 1552 году.
Проведение Дня Памяти - это не пиар-акция. В этот день немногочисленные патриоты нашего народа воздают дань уважения своим славным предкам, создавшим процветающее цивилизованное татарское государство. Каждый уважающий себя татарин и татарка, должны помнить свою историю, важные события прошлого, в том числе героическую защиту своего независимого государства и его столицы – города Казани. В последние годы по проведению Дня Памяти взяли инициативу в свои руки студенты. В будущем татарская молодёжь полностью должна взять инициативу в свои руки и смелее принимать участие в политической жизни. Тогда молодые люди поймут, что их участие важно и необходимо. В этот день мы становимся ближе и сплоченней, еще четче понимаем, как много общего у разных поколений жителей Татарстана. Этот день – источник жизненной и нравственной силы нашего народа. И эта сила помогает нам идти вперед и побеждать трудности.
Не секрет, в последние годы российские правоохранительные органы препятствуют организации и проведению Дня Памяти. Неужели сейчас нам надо оказаться на краю пропасти, чтобы вспомнить свою историю и осознать ее важность? Взглянем на трагические даты других народов:
1. 21 мая - День Памяти и скорби, посвященный Дню памяти жертв Кавказской войны (1763-1864 гг.) – Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия.
2. 22 декабря - День национального траура в Мексике связан с годовщиной расстрела испанцами революционера Х. Морелоса и его соратников (1810-1815).
3. 31 марта - День национального траура в истории Азербайджана. В марте-апреле 1918 года в Азербайджане армяне совершили геноцид против азербайджанцев в Баку, Шамахе, Губе, Мугане, Лянкяране, где армянами были убиты свыше 50 тысяч азербайджанцев.
4. 4 июля – Холокост, День Памяти геноцида еврейского народа в годы второй мировой войны.
5. 6 и 9 августа - Дни Памяти жертвам бомбежки в Хиросиме и Нагасаки. В августе 1945 года США провели атомную бомбардировку двух японских городов.
6. 23 февраля - День геноцида вайнахских народов. В конце февраля 1944 года началась массовая депортация чеченцев и ингушей эта дата считается Днем национального траура вайнахских народов.
7. 18 мая - день траура крымскотатарского народа. 18 мая 1944 года по незаконным обвинениям органами власти СССР началась депортация коренного населения Крыма – крымских татар с их исторической Родины.
8. 16 марта - День национального траура курдов в память жертв 1988 года. В этот день иракские войска подвергли химической атаке курдский город Халабаджа. Погибло 5 тысяч человек.
9. 20 декабря - День национального траура в Панаме. В 1989 году США напали на столицу страны.
10. 12 июля - День траура по боснийским мусульманам, расстрелянных в 1995 году. Резню в Сребренице сербами считают самым кровавым преступлением в Европе со времен Второй мировой войны.
11. 11 сентября - день Траура по жертвам в Нью-Йорке. Погибло около 3 тысяч человек.
12. 12 апреля - День национального траура, в память о жертвах авиакатастрофы борта номер один Польши, которая произошла в Смоленской области.
Вспоминая трагические дни, все народы скорбят по погибшим в результате воруженных конфликтов и геноцида народов. Учитывая все вышеописанное и беря во внимание мировой опыт, у нас татар День Памяти должен быть днем всеобщего траура и в календаре должен официально отражаться как День Памяти.
Вот уже 20 лет татарская интеллигенция и лидеры национальных общественных организаций добиваются от властей Татарстана воздвижения монументального комплекса нашим предкам, павших смертью шахидов при взятии Казани в 1552 году, на площади под мечетью Кул Шариф. От ответа архиважного для всего татарского народа решения вопроса о сооружении памятника власти воздерживаются.
Кто же должен увековечить память воинов? В то же время в московском Кремле придумали и организовали пиар-акцию, так называемую «Куликовскую битву». Твердя, что это битва, является "переломным моментом в русской истории" тем самым, унижая тюркские народы и нас казанских татар. Сегодня множество дискуссий ведется учеными историками вокруг места битвы. Известно, что нет никаких археологических подтверждений: ни захоронений, ни оружия. Есть историки, утверждающие, что «Куликовская битва» происходила, чуть ли не в Москве. Мы замечаем в данном празднике известных правительственных чиновников, политических деятелей и православных религиозных служителей.
А в Татарстане на национальном дне траура не видно президента, министров, депутатов, директоров предприятий, ректоров институтов, директоров школ и имамов мечетей республики?
Мы обращаемся к главам администраций, директорам предприятий и бизнесменам, призываем оказать всяческое содействие, тем, кто желает поехать в Казань на День Памяти.
Также приглашаем принять активное участие в мероприятиях на Дне Памяти не только татар, но и русских, башкир, чувашей, мари, мордву, удмуртов и других, т.к. события 1552 года имели прямое отношение ко всем этим народам. Основные мероприятия в этот день проводятся в Казани. Сбор и начало траурного митинга на площади Свободы в 10.00 часов утра, после окончание митинга пройдёт шествие от площади Свободы до Кремля. Будет совершен молебен вновь воссозданной мечети республики - Кул Шариф в честь наших предков, отдавших свои жизни, защищая свою Родину. Кул-Шариф лично с оружием в руках сражался с войсками Ивана Грозного во время штурма Казани, пока не пал смертью героя и его отряд сражался до тех пор, пока не погибли все до единого. Этот факт является примером гордости для нас и одним из самых важных уроков духовного учителя мусульман.

Настоящее обращение – приглашение принято на еженедельном общегородском собрании НЧО ТОЦ.

Председатель собрания,
председатель НЧО ТОЦ Рафис Кашапов.
Секретарь собрания Фагим Валиев.
Ответить на сообщение »
 
Автор:  Ким Дата: 25.09.2010 16:43
Городу Набережные Челны – чистую воду!


В последние месяцы всё больше и больше обращаются к набережночелнинскому отделению ТОЦ граждане нашего города по поводу возобновления работы родника в Парке Победы. Среди обращающихся и немало ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда. Однако те, кто организовывал PR-акции в день 65-летия Победы в Великой отечественной войне, забыли о наших доблестных, уже немногочисленных ветеранах.
Мы обращаемся к кандидатам в депутаты и партиям нашего города с просьбой решения проблемы, связанного с родником. Если до 10 октября вода потечет из родника с помощью какого-либо кандидата или партии, мы уверены, что тысячи горожан и активисты Татарского общественного центра проголосуют именно за них.

Председатель НЧО ТОЦ Рафис Кашапов
http://tatar-centr.blogspot.com/2010/09/blog-post_25.html
Ответить на сообщение »
 
Автор:  Сания Вахитова Дата: 15.09.2010 21:20
Нас татар 12 миллионов!
Мы были миллионными народами и должны остаться ими!

Татары являются вторым по численности коренным этносом в Российской Империи. И как всякий крупный этнос, обладает довольно сложной внутренней структурой, и состоит из этнотерриториальных групп: волго-уральских, сибирских, астраханских, крымских татар и крещеных татар. Народная культура татар в своей основе едина. Народно-разговорный татарский язык является единым.
Татары относятся к числу немногих народов в Евразии, создавших самостоятельную тюрко-мусульманскую цивилизацию. Они прошли ряд этапов государственного развития, начиная с раннего (Волжская Булгария) и до позднего средневековья (Золотая Орда, Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское, Касимовское, Ногайское ханства).
Мы татары по численности занимаем второе место, после русских. Пока второе. Мы еще не знаем, какие результаты будут в октябрьской переписи населения.
Будем ли мы в плюсе, или окажемся в минусе зависит не только и не столько от нашей активности. Если учесть излишнюю политизированность переписной компании, то вряд ли мы сможем рассчитывать на успех. Когда еще было чтобы наши недруги так нагло и бесцеремонно проводили «башкиризацию» татар и сейчас собираются расчленить нашу нацию на десятки этнические группы. Недавно в средствах массовой информации вышла статья о том, что президент Рустам Хамитов заявил газете «Коммерсант», что на севере и западе Башкортостана живут не татары, а «татаро-язычные башкиры». Нет, это не российское изобретение. Подобную тактику успешно применяли европейские страны в своих колониях в Африке. Россия лишь переняла опыт европейских колонизаторов и решила испытать раздроблением нашу нацию, с целью ослабления и избавления от основного и самого мощного конкурента. Впрочем, слово «мощный» - это, пожалуй, слишком, поскольку в результате геноцида, которая длится вот уже более 4 с половиной веков, наша нация заметно ослабла, да и численность населения сокращается.
Следует помнить и детей от смешанных браков, где подростки выбирают «суперэтническую» принадлежность, каковой является русская нация. Если отметить численность русских и татар 1525 года – их было примерно по 7 миллионов. Причиной бурного размножения русской нации является, конечно же, не плодовитость, а истребление и русификация завоеванных народов.
Если по результатам переписи 1979 года нас было 10 миллионов, то 1989 году остались 7 миллионов, а по переписи 2002 года нас «насчитали» уже всего 5 миллиона. Поди разберись, то ли это результат геноцида, то ли это результат учетчиков, то ли это результат раздробление нации на более мелкие этносы – фальсификаторов Москвы. Не исключено и то и другое.
Если нация не способна удержать свою государственность, она попадает под влияние других и подвергается геноциду, постепенно теряет свой язык, религию, культуру, в конечном счете, погибает сама.
Путин в 2005-ом году сказал: «У нас многонациональная страна, и каждый народ, каждая маленькая этническая группа должна чувствовать себя в России комфортно, должна понимать, что это ее родной дом, другого такого дома у нее нет и не будет». Однако с его приходом национальная политика идёт в пропасть.
Смешно и глупо обманывать самих себя и хвастаться «"Без булдырабыз!" ("Мы можем!") если мы платим ясак (налог) 90% Москве, когда-то «варвар» Чингизхан требовал лишь то, что положено по закону Всевышнего Аллаха (шариат) то есть 10%.

Гамиль Камалетдинов – ветеран труда. Татарстан, г. Набережные Челны.
Письмо Гамиля Камалетдинова было прочитано на очередном общегородском собрании ТОЦ и одобрено единогласно.
Председатель собрания,
председатель НЧО ТОЦ Рафис Кашапов
Секретарь собрания Сания Вахитова
!
Ответить на сообщение »
 

Добавить сообщение »

Страница: ... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


  Рекомендовать »    
  Распечатать »
 
   
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100