|
|
Хозяева Интернет-ларьков
Начнем с того, что за громким термином "Интернет-магазины" скрываются обычные ларьки, вроде тех, коими утыканы городские улицы. (Я даже скажу, что оборот многих уличных ларьков многократно превосходит оборот большинства их сетевых собратьев.) А называются так пышно эти ларьки в Интернете только для солидности их владельцев, как-никак многие имеют высшее образование и сообразно ему должны отвечать на вопрос "Чем занимаешься?". Вот и я, разве мог подумать, что, окончив МГУ и защитив диссертацию, стану хозяином обычного ларька? А ведь именно так и случилось. В том, что мой проект в Интернет, по сути, ничем не отличается от обычного уличного ларька, торгующего пивом, сникерсами и тампаксами, видимо, и есть главное осознание, лежащее в основе построения принципов его функционирования. Понимание того, что Сеть с точки зрения фундаментальных теорий пока ничего нового не привнесла в основы предпринимательства, постепенно остужает горячие головы новых e-бизнесменов. Те же, кто это уже понял, получают значительное преимущество перед конкурентами. Можно свысока смотреть на продавщицу, изнывающую от жары в душной пластиковой коробке, и воротить нос от амбре, исходящего от ее пристанища, но не следует забывать, что ей приходится решать не менее сложные задачи, чем вам. А с точки зрения подхода к построению бизнеса, возможно, она делает это более эффективно. Не верите? Давайте посмотрим. Представьте, что вы случайно услышали о том, что скоро где-то за чертой города мэр собирается строить новый микрорайон. Вы точно не знаете, где это место, но все же высшее образование позволяет вам с большой вероятностью сообразить, где находится искомый пункт. В этом месте расположен маленький поселок, людей там мало, получают они немного, а на работу и за продуктами ездят в город, но вас это не смущает, и вы открываете магазин. Сразу покупаете самое современное торговое оборудование: погрузчики, конвейеры, автоматы, упаковщики, все компьютеризируете по высшему разряду, обучаете персонал, одеваете в фирменную одежду, нанимаете охранное агентство и год смотрите на случайных зевак. Но вы ждете, что скоро в этом месте вырастет большой густонаселенный город - и вы в самом центре. Правда, иногда хочется взять и кому-нибудь продать за большие деньги такой замечательный проект. Но вообще-то вы уверены, что самое главное, чтобы магазин был, и вы его пытаетесь поддержать его на плаву до счастливого момента. Ту же цель, согласитесь, преследуют и e-бизнесмены, тратя сотни тысяч долларов на закупку дорогого оборудования, разработку суперсистем, набор высокооплачиваемых специалистов, прокладку оптоволоконных каналов и бог знает чего еще. И это лишь ради того, чтобы в день продавать товара, эквивалентного по стоимости двадцати ящикам пива из обычного пивного ларька. Отличие бизнесменов, поставивших на Сеть, только в одном: они верят, что скоро их магазин будет стоять в центре самого большого города под названием Интернет. Оставим им их мечта, а сами поговорим о деле. О том, как сейчас зарабатывать продажей песка в пустыне погонщикам верблюдов. Как ни крути, а деньги зарабатывать надо, даже если ваша цель - продать бизнес целиком. Убыточный бизнес никому не нужен. Да и вообще, покупают редко и не всех, так что будет полезнее изначально построить бизнес, который приносит деньги. Вы можете рассчитывать на то, что ваших средств хватит до счастливого момента покупки вашего проекта или появления инвестора, но, по известным законам, деньги закончатся, и проект придется закрыть ровно за месяц до того, как появится ваш "золотой" инвестор, который купит менее успешный проект, и вам будет стопроцентно известно, что он искал именно ваш проект. Поначалу вера в компьютерные технологии толкает будущих бизнесменов потратить безумные деньги на оборудование и программное обеспечение. Все, очарованные собственным гениальным замыслом, готовятся к наплыву покупателей если не в день открытия, то, по крайней мере, в ближайшее время, поэтому заплатить десяток тысяч, например, за самую лучшую СУБД и поставить кластер под Unix на FibreChannel - не проблема. И даже осознание того, что это может пригодиться только в будущем, не останавливает, ведь они уверены, что будущее наступает всегда. К сожалению, будущее иногда не наступает, вместо него приходит смерть - смерть проекту, разумеется, ну и деньгам, которые никогда не вернутся. Никто вас не осудит, если ваш Интернет-магазин будет построен на бесплатных продуктах типа FreeBSD и mySQL, главное, чтобы он работал и приносил деньги. Решать задачи следует по мере их появления. Ни бойтесь взрыва интереса к проекту, интерес будет расти постепенно, и вы легко сможете спланировать потенциальные запросы к технологии и оборудованию. Не торопитесь решать все будущие проблемы еще и потому, что оборудование и технологии дешевеют, и… всегда опережают реальные потребности. С той же верой в технологии владельцы Интернет-магазинов набирают персонал. Практика уже действующих магазинов показывает, что ставка делалась на специалистов в области информационных технологий, а также в любой другой, но только не в области торговли. Глубокое убеждение, что все сделает компьютер, - гарантия, что долгое время из настоящих магазинов клиенты не перейдут к молодым конкурентам. Можно вложить большие деньги в программное обеспечение и много платить выпускникам ВМК или МИФИ, но продавать они никогда не научатся. Можно продавать дешевле, даже без наценки, размещать много рекламы, постоянно проводить маркетинговый акции, но ваш реальный оборот будет значительно отставать от оборота менее крикливых конкурентов. Лично я уверен, что мне категорически запрещено продавать - это немедленная смерть, поэтому я и не занимаюсь этим. Еще один из факторов, который действует на ваши нервы, - это информация об уже работающих проектах. Причем эта информация одних тянет на подвиги: видя чужой успех, они думают, "а чем я хуже?"; другие, наоборот, решают, что место уже занято и нечего дергаться. Ни те, ни другие не правы. Практически вся информация, которую вы узнаете о российском Интернет-рынке, по меньшей мере неточна. Начнем с сообщений о многомиллионных покупках известных проектов. Не бойтесь: если вас интересуют реальные деньги, полученные владельцами, отбросьте лишний ноль-два и получите более правдоподобную цифру. Если сложить все опубликованные суммы инвестиций в российский Интернет, то результат будет сравним с размером транша МВФ, переговоры о котором велись на уровне правительства страны. Далее идут заявления об оборотах и числе сделок. Здесь вы тоже должны аккуратно делить предоставленные результаты. Поставьте себя на их место, представьте, что вам нужно в маркетинговых целях и в глазах будущих инвесторов выглядеть убедительно, к тому же покупателю тоже важно знать, что он покупает там, где покупают другие. Ну и насколько вы помножите реальные показатели? Если на число "пи" (это примерно втрое), то вы среднестатистический e-бизнесмен! Почему именно это число, надеюсь, понятно :-). Пусть ни те, ни другие цифры вас не смущают и не отпугивают. Они ничего не значат! Как не значит большинство результатов исследований аудитории Интернета и многие рейтинги. Если вы собираетесь открывать магазин завтра - исходите из мысли, что в среднем в месяц в Сеть заходит 1 миллион пользователей, из которого - максимум 50 тысяч покупателей на все магазины (ежемесячно). Исследуя обороты, используйте другой метод, чтобы получить точные результаты: отберите те виды товаров, которые вы планируете продавать, узнайте, кто их поставляет на рынок (поверьте, это в лучшем случае не более нескольких десятков поставщиков), договоритесь с кладовщиками (это тоже не дорого, расчет известно в чем) и посчитайте оборот любого игрока. В дальнейшем не придется даже их обзванивать: в очередной раз для получения точных цифр вы уже будете знать относительно каждого магазина, на сколько он "округляет". Этот метод несложный, самый дешевый и, главное, абсолютно точный и, наконец, полезный: вы познакомитесь с поставщиками! Все это общие темы. Конкретно при реализации проекта возникает много технических, административных, финансовых и прочих вопросов. У меня не было особого желания наставить вас на путь истинный или отговорить от безнадежного замысла, я говорил на темы, которые видны невооруженным глазом: это УЖЕ современные реалии, это УЖЕ характерно для многих игроков на рынке электронной коммерции. Я говорил о самых "громких" звуках, задающих ритм. В известном произведении Равеля солирует барабан, если вы его не слышите - не спешите открывать Интернет-магазин.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|