|
|
Эссенциальные нутриенты: Ситуация на рынке БАД
Пока объем рынка БАД меньше, чем объем рынка лекарственных препаратов. По весьма приблизительным оценкам, он составляет: Европейский Союз: 10 млрд долл. США (11% объема рынка лекарственных препаратов). По другим странам мира аналогичные величины, в силу объективных причин, весьма приблизительны, однако рост потребления этой группы товаров (5-7% в год) значительно превышает рост потребления синтетических лекарств. Анализ национальных исследований, посвященных самостоятельному лечению и заботе о своем здоровье, показал, что некоторые закономерности являются общими для многих стран мира. У людей, независимо от того, в какой стране они проживают, могут возникать одинаковые незначительные нарушения здоровья. Наиболее часто встречаются такие недомогания, как простуда, головная боль, нарушения пищеварения, боль в мышцах. Процент случаев легких заболеваний, при которых широко используются БАД, варьирует в широких пределах. В среднем при лечении около четверти всех заболеваний на Западе так или иначе используются БАД. Интересно, что потребители в разных странах, отвечая на просьбу сравнить БАДы и медикаменты, считают БАД столь же эффективными, как и лекарственные препараты. В последние годы БАД в виде таблеток, капсул, настоек, бальзамов и т.п. стали широкодоступным атрибутом отечественной розничной торговли, по крайней мере в столице и крупных городах России. КЛАССИФИКАЦИЯ БАД Проблема классификации БАД с рыночной точки зрения важна для составления каталогов и прайс-листов, формирования и оптимизации торгового ассортимента, выделения приоритетных направлений совершенствования качества продукции, выкладки товаров, удобной для покупателей и т.п. В то же время нельзя не признать, что эта проблема до сих пор далека от разрешения. В России чаще всего используется упрощенная (нутрицевтики и парафармацевтики) или расширенная функциональная (по специфике воздействия на системы организма) классификация БАД. В США выделяются 4 сегмента: травы и травяной чай; витамины, минералы, ферменты; пищевые добавки для спортсменов; обогащенные пищевые продукты. Позиция маркетолога - не навязать классификацию товара потребителю, а выявить у него интуитивно сформированные принципы соответствующей группировки в зависимости от ситуаций использования товара. Применение методологии психометрического анализа позволило количественно описать реакцию потребителей на БАД (уточнить весомость отдельных атрибутов, характеристик товара), а дальнейшая обработка полученной информации с помощью методов многомерной статистики (факторного анализа) выявила "покупательскую классификацию" БАД, которая существенно отличается от научной. Глазами рядовых потребителей весь ассортимент БАД делится на 5 групп: общеукрепляющие; профилактические и лечебные по отношению к отдельным системам организма; онкологические (антираковые); очищающие организм и способствующие похудению; антиалкогольные и антикурительные. Российский рынок БАД в весьма специфических отечественных условиях характеризуется многочисленными "болезнями становления и роста", а именно варьирующим качеством продукции, необоснованностью рекламных аргументов, отступлением от норм этикетирования, недобросовестной конкуренцией и так далее. Все это приводит к разочарованию многих потребителей, к дискредитации несомненно актуальной идеи - повышении полноценности диеты и укрепления здоровья за счет регулярного приема БАД. ЕМКОСТЬ РОССИЙСКОГО РЫНКА БАД И ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО РЕСУРСА На протяжении двух последних лет в Госсанэпиднадзоре РФ было зарегистрировано порядка 1000 новых БАД. Приведенные в нем данные свидетельствуют, что до некоторого момента активность процессов регистрации неуклонно росла, но во второй половине 1999 г. наметилась тенденция к стабилизации количества регистрируемых БАД. Возможная причина этого - преимущественное выведение на рынок только БАД, прошедших квалифицированную клиническую апробацию. Это сопровождалось утратой интереса к большинству "древних секретов", которые нередко являлись таковыми и для производителей. В последнее время можно отметить значительно возросшую регистрационную активность российских производителей. Доля регистрируемых российских БАД в течение 1999 г. возросла на 12% по сравнению с предыдущим периодом. Это отражает активизацию российского сектора рынка БАД, который до недавнего времени был под полным зарубежным контролем. Пик экспансии зарубежных БАД пришелся на начало 90-х годов вместе с проникновением в нашу жизнь многих атрибутов западного образа жизни.
Кандидат биологических наук
Доцент РЭА им. Г.В. Плеханова
В.П. Карагодин
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|