Клуб выпускников МГУ (Московский Государственный Университет)
 

Эссенциальные нутриенты: Ситуация на рынке БАД

Пока объем рынка БАД меньше, чем объем рынка лекарственных препаратов. По весьма приблизительным оценкам, он составляет:

Европейский Союз: 10 млрд долл. США (11% объема рынка лекарственных препаратов).
США: 15 млрд долл. США (25% объема рынка лекарственных препаратов)
Япония: 6 млрд долл.США (15% объема рынка лекарственных препаратов)

По другим странам мира аналогичные величины, в силу объективных причин, весьма приблизительны, однако рост потребления этой группы товаров (5-7% в год) значительно превышает рост потребления синтетических лекарств.

Анализ национальных исследований, посвященных самостоятельному лечению и заботе о своем здоровье, показал, что некоторые закономерности являются общими для многих стран мира. У людей, независимо от того, в какой стране они проживают, могут возникать одинаковые незначительные нарушения здоровья. Наиболее часто встречаются такие недомогания, как простуда, головная боль, нарушения пищеварения, боль в мышцах. Процент случаев легких заболеваний, при которых широко используются БАД, варьирует в широких пределах. В среднем при лечении около четверти всех заболеваний на Западе так или иначе используются БАД. Интересно, что потребители в разных странах, отвечая на просьбу сравнить БАДы и медикаменты, считают БАД столь же эффективными, как и лекарственные препараты. 

В последние годы БАД в виде таблеток, капсул, настоек, бальзамов и т.п. стали широкодоступным атрибутом отечественной розничной торговли, по крайней мере в столице и крупных городах России.

КЛАССИФИКАЦИЯ БАД 

Проблема классификации БАД с рыночной точки зрения важна для составления каталогов и прайс-листов, формирования и оптимизации торгового ассортимента, выделения приоритетных направлений совершенствования качества продукции, выкладки товаров, удобной для покупателей и т.п. В то же время нельзя не признать, что эта проблема до сих пор далека от разрешения. В России чаще всего используется упрощенная (нутрицевтики и парафармацевтики) или расширенная функциональная (по специфике воздействия на системы организма) классификация БАД. В США выделяются 4 сегмента: травы и травяной чай; витамины, минералы, ферменты; пищевые добавки для спортсменов; обогащенные пищевые продукты.

Позиция маркетолога - не навязать классификацию товара потребителю, а выявить у него интуитивно сформированные принципы соответствующей группировки в зависимости от ситуаций использования товара. Применение методологии психометрического анализа позволило количественно описать реакцию потребителей на БАД (уточнить весомость отдельных атрибутов, характеристик товара), а дальнейшая обработка полученной информации с помощью методов многомерной статистики (факторного анализа) выявила "покупательскую классификацию" БАД, которая существенно отличается от научной. Глазами рядовых потребителей весь ассортимент БАД делится на 5 групп: общеукрепляющие; профилактические и лечебные по отношению к отдельным системам организма; онкологические (антираковые); очищающие организм и способствующие похудению; антиалкогольные и антикурительные. 

Российский рынок БАД в весьма специфических отечественных условиях характеризуется многочисленными "болезнями становления и роста", а именно варьирующим качеством продукции, необоснованностью рекламных аргументов, отступлением от норм этикетирования, недобросовестной конкуренцией и так далее. Все это приводит к разочарованию многих потребителей, к дискредитации несомненно актуальной идеи - повышении полноценности диеты и укрепления здоровья за счет регулярного приема БАД. 

ЕМКОСТЬ РОССИЙСКОГО РЫНКА БАД И ФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО РЕСУРСА

По оценкам, основанным на официальных данных по объемам производства и импорта БАД в РФ, экспертном определении объемов продаж крупнейших компаний (в том числе практикующих "сетевую" дистрибьюцию), частоте покупок БАД населением, емкость российского рынка биодобавок в стоимостном выражении превышает 1 млрд. долларов в год.
Доля отечественных производителей в формировании товарного ресурса российского рынка БАД, с учетом доступных данных экономической статистики и экспертных оценок, в натуральном выражении (в условных единицах - усредненных упаковках препаратов), составляет в настоящее время 65-70%, остальное приходится на импортную продукцию. В связи с существенным послекризисным сокращением доли импорта в формировании товарного ресурса (динамика сокращения импорта разная по разным группам БАД), для отечественных производителей БАД открылись новые возможности роста, что привело к регистрации в последние годы новых предприятий, общее число которых уже превышает 200.

На протяжении двух последних лет в Госсанэпиднадзоре РФ было зарегистрировано порядка 1000 новых БАД. Приведенные в нем данные свидетельствуют, что до некоторого момента активность процессов регистрации неуклонно росла, но во второй половине 1999 г. наметилась тенденция к стабилизации количества регистрируемых БАД. Возможная причина этого - преимущественное выведение на рынок только БАД, прошедших квалифицированную клиническую апробацию. Это сопровождалось утратой интереса к большинству "древних секретов", которые нередко являлись таковыми и для производителей.

В последнее время можно отметить значительно возросшую регистрационную активность российских производителей. Доля регистрируемых российских БАД в течение 1999 г. возросла на 12% по сравнению с предыдущим периодом. Это отражает активизацию российского сектора рынка БАД, который до недавнего времени был под полным зарубежным контролем. Пик экспансии зарубежных БАД пришелся на начало 90-х годов вместе с проникновением в нашу жизнь многих атрибутов западного образа жизни.
Бросается в глаза весьма высокая (порядка 60%) доля БАД, действие которых направлено на центральную и периферическую нервную систему. Ранее действие огромного количества БАД декларировалось как тонизирующее и общеукрепляющее, без детализации его механизмов. Поэтому важный вывод следующий: наблюдаемая пока несбалансированность совокупности БАД, зарегистрированных в РФ, открывает неплохие перспективы для производителей, делающих ставку на продукцию с четко определенной направленностью действия, и тем самым выгодно отличающуюся от основной массы БАД. Обращает на себя внимание рост доли продукции, реализуемой через аптечные учреждения. Это лишний раз подтверждает существование и выгодность тенденции сближения некоторых БАД с лекарственными средствами - авторитет продукции, купленной в аптеке, гораздо выше.

 

Кандидат биологических наук
Доцент РЭА им. Г.В. Плеханова
В.П. Карагодин
Страница сайта http://moscowuniversityclub.ru
Оригинал находится по адресу http://moscowuniversityclub.ru/home.asp?artId=8649