Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

«Ориентир для нас - IBM и Ericsson», - Сергей Асланян, президент компании «Ситроникс»

Сергей Асланян, президент "Ситроникс"Сергею Асланяну, возглавившему «Ситроникс» в октябре прошлого года, досталось непростое хозяйство. Компания, год назад разместившая акции на Лондонской бирже, успела с тех пор подешеветь вдвое, и неудивительно: прибыльная в 2006 г., к моменту прихода Асланяна она успела накопить $188 млн чистого убытка и $400 млн долгов. В интервью «Ведомостям» Асланян рассказал, как планирует вернуть капитализацию «Ситроникса» на прежний уровень.

 

- Прошлый год оказался для «Ситроникса» крайне неудачным. Чем вы это объясняете - ошибками в управлении или набором объективных обстоятельств?

- Это совокупность объективных обстоятельств, в первую очередь перенос на 2008 г. нескольких крупных контрактов нашего телекоммуникационного подразделения. Вдобавок в прошлом году мы стали применять консервативный подход к бухгалтерскому учету: создали резерв под списание выпущенной ранее продукции на случай, если на нее не будет спроса. «Ситроникс» - молодая компания, она создавалась путем приобретения лучших технологических активов, которые можно было купить в странах СНГ и Европы. Греческий Intracom Telecom, украинский «Квазар-микро», чешский Strom были успешными компаниями, но за короткий период их было трудно интегрировать в единый организм. Главная задача нового руководства - превратить «Ситроникс» из группы компаний холдинга в единый концерн с четким управлением из штаб-квартиры.

- Будете строить «вертикаль власти»?

- Реструктуризация уже происходит. Мы централизуем управление, прежде всего в области НИОКР, производства, продаж, маркетинга и коммуникаций. Раньше за определение номенклатуры перспективных продуктов, НИОКР и управление продажами отвечали бизнес-подразделения, а штаб-квартира решала только финансовые и стратегические вопросы. Теперь все основные функции стратегического управления передаются в корпоративный центр, а в ведении бизнес-направлений остается операционная деятельность. В течение нескольких месяцев мы сменили 80% управляющей команды. Мы считаем, что все это положительно отразится на наших финансовых показателях.

- Когда компания станет прибыльной?

- Этот год станет прибыльным по OIBDA. Кстати, негативная тенденция была переломлена уже в IV квартале прошлого года. Сейчас наша цель - вернуть капитализацию на уровень размещения на Лондонской бирже в феврале 2007 г.

- Неужели реструктуризации будет достаточно, чтобы удвоить капитализацию?

- Мы сокращаем операционные издержки и персонал - в этом, я бы даже сказал, мы уже в конце пути. Правда, не везде удается провести изменения быстро: в Чехии, например, социальные органы требуют, чтобы в течение определенного периода место сохранялось за увольняемым сотрудником. Всего в телекоммуникационном подразделении у нас стало меньше примерно на 700 сотрудников - на 300 в России и 400 в Чехии.

- А насколько могут сократиться операционные издержки в целом?

- В телекоммуникационном подразделении, которое принесло нам в прошлом году основные убытки, - на 20-25%. Думаю, это произойдет уже к концу III квартала 2008 г.

- А каков ваш прогноз роста выручки в 2008 г.?

- Мы ждем, что рынки, на которых мы работаем, вырастут на 17-18%, а мы опередим их.

- Как структурирован бизнес «Ситроникса»?

- У нас три основных направления (телекоммуникационное, микроэлектронное и IT-бизнес) и два венчурных (выпуск потребительской электроники и контрактная сборка). Около 45% выручки приносит IT-бизнес, телекоммуникации - 35%, микроэлектроника - 17%, потребительская электроника и контрактная сборка - 4%.

- Если главный виновник убыточности «Ситроникса» - телекоммуникационный бизнес, может, стоит в нем что-то поменять?

- Мы сосредоточимся на выпуске продуктов, которые смогут занять заметную долю на рынке и принесут отдачу в течение 3-5 лет. Продуктовый портфель будет формироваться из трех источников - это собственные центры разработки, совместные разработки с российскими и международными технологическими партнерами (успешные примеры - Cisco и Ericsson) и приобретение перспективных разработок через фонд Coral/Sistema Strategic Fund.

- А что за контракты с МТС и МГТС были перенесены на более поздние сроки? И каковы шансы «Ситроникса» получить их сейчас?

- Это два контракта - на создание сети третьего поколения (3G) для МТС и на модернизацию сетей МГТС. В проекте МТС мы уже начали участвовать вместе с Ericsson, с МГТС ведем переговоры. Инвесторов всегда тревожило, что бизнес «Ситроникса» зависит от заказов АФК «Система». Но по итогам 2007 г. объем заказов от компаний «Системы» составил менее 20% выручки нашего телекоммуникационного подразделения.

- Всего за два года эта доля сократилась почти впятеро. Как будете выходить из положения?

- Мы находим новых заказчиков. Недавно подписали договор с правительством Сирии на 40 млн евро, есть контракт в Бахрейне. В основном мы двигаемся на Ближний Восток и в Юго-Восточную Азию.

Мы ожидаем, что в этом году у нас будет поток заказов, которые займут место прежних контрактов с «Системой». Хотя и уровень заказов от компаний АФК, я надеюсь, будет чуть выше, чем в прошлом, - «20% плюс». Это оптимальный баланс между положением карманной компании и абсолютной независимостью.

- Какие рынки ключевые для телекоммуникационного подразделения «Ситроникса»? И каковы ваши конкурентные преимущества по сравнению с признанными брендами - Ericsson, Nokia Siemens, Alcatel Lucent?

- Ключевые рынки - прежде всего Россия и страны СНГ. Наши преимущества - хорошее знание рынков, потребностей существующих и потенциальных клиентов, способность поставлять решения под конкретные требования заказчиков, наличие собственного производства, значительные инвестиции в разработки во всех странах присутствия. Кроме того, мы не только поставщик, но и интегратор, а значит, можем продавать комплексные решения. Наши решения и технологии партнеров взаимодополняют друг друга. Яркий пример - совместный проект с Ericsson по строительству 3G-сети для МТС.

- Неужели зарубежным производителям недостает знания рынка и потребностей клиентов?

- Если, например, взять МТС, мы хорошо знаем ее сеть и потребности и можем предложить ровно то, что ей нужно, не навязывая дополнительных услуг. Кроме того, у нас достаточно дешевое производство - мы производим часть оборудования в Румынии, где недорогая рабочая сила. А с открытием фабрики в Китае оно станет еще дешевле. У нас достаточно скромные запросы по марже в отличие от многих зарубежных производителей.

- Скромные - это какие?

- Секрет.

- Осенью 2007 г. государство согласилось вложить 26,9 млрд руб. - около половины расчетных инвестиций - в строительство завода для выпуска микрочипов по технологии 0,045-0,065 мкм. Как и когда «Ситроникс» планирует привлечь оставшуюся часть суммы?

- Мы ведем переговоры с франко-итальянской компанией STMicroelectronics, которая помогала нам создавать производство [микросхем топологического размера] 0,18 мкм, а также с Intel и IBM. Мы выбираем партнера, который будет поставлять всю технологию под ключ. Строительство такого предприятия - задача государственного масштаба, и вполне естественно, что государство выделяет под этот проект масштабные средства из инвестиционного фонда. А «Ситроникс» собирается использовать заемные средства российских банков. Основные инвестиции планируются на 2009-2010 гг., когда начнется строительство завода и состоится покупка технологического оборудования для выпуска микросхем топологического размера 0,065 мкм.

- Уже решено, кто будет покупать эти микросхемы?

- Раньше микроэлектроника была изолирована от конечного потребителя, сейчас мы делаем продукцию, которая непосредственно идет потребителям. Ежемесячно наши изделия приобретает 30 млн человек. Среди них 3,5 млн sim-карт для всех стран и регионов СНГ и 25 млн транспортных карт по RFID-технологии. Только рынок RFID-изделий мы оцениваем в $1 млрд в год на ближайшие несколько лет.

Другое привлекательное направление бизнеса - чип-карты: те же sim-карты для сотовой связи (во всем мире их ежегодно продается 120 млн), социальные карты, банковские карты, электронные документы и т. п.

Рынок для микросхем 0,045-0,064 мкм - sim-карты под следующие поколения сотовой связи. Если сейчас емкость sim-карт - 64 Кб, то вскоре потребуются мегабайтные объемы. Мы изучаем и другие рыночные сегменты, например рынок навигационной аппаратуры для системы «Глонасс». Также смотрим на рынок цифрового ТВ и бытовых систем связи. Общая тенденция видна: рынок идет к миниатюризации, увеличению функциональности и снижению энергопотребления.

- За какой период вы рассчитываете окупить инвестиции в новый завод?

- За 10 лет.

- Прежний менеджмент «Ситроникса» обещал реструктурировать убыточное подразделение по выпуску потребительской электроники.

- Стратегию развития этого подразделения совет директоров рассмотрит в ближайшие два месяца. Основная идея - постепенная трансформация подразделения, связанного с потребительской электроникой, в укрупненный блок «потребительские сервисы и товары». Он будет заниматься как разработкой и сборкой собственной продукции, так и сборкой по заказу на своих площадях. Другое ответвление этого бизнеса - персональные цифровые устройства. Например, мы видим большой спрос на телефоны с двумя sim-картами, которые поступят в продажу в I квартале этого года. Пока мы заказываем их производство партнерам из Юго-Восточной Азии, а когда откроем в Китае совместное предприятие с ZTE, то займемся выпуском сами. От производства большого спектра бытовой техники мы двигаемся в новые ниши, где основной акцент ставится на высокотехнологичную и высокодоходную продукцию. Мы отказываемся от производства бытовой техники в пользу высокотехнологичной продукции с большей маржей.

- Расскажите подробнее о вашем китайском СП.

- У нас есть предварительное соглашение с ZTE о создании СП, в котором у нас будет контроль. Сейчас прорабатываются юридические вопросы, обсуждается, какими продуктами наполнять производственную площадку. Собственное производство в Китае поможет нам быть более конкурентоспособными на международных рынках с точки зрения себестоимости продукции. Например, на индийском, где АФК «Система» приобрела сотовую компанию Shyam Telelink. Мы рассчитываем, что сможем предложить этому оператору современные решения. Проект с ZTE связан не с экономией, а с выходом на новые рынки.

- Планируете ли вы совершать приобретения в 2008 г.?

- В первую очередь мы планируем консолидировать пакеты некоторых миноритариев в ряде дочерних компаний, прежде всего в «Квазар-микро». «Ситроникс» готов инвестировать в нишевые бизнесы, способные дополнить продуктовый портфолио. Например, мы видим высокий потенциал рынка систем информационной безопасности и хотели бы занять значительную его долю. Поэтому рассматриваем возможность приобретения отдельных команд разработчиков, которые обладают уникальными компетенциями в разработке ПО, оборудования, предоставлении сервисов.

- Вы перешли в «Ситроникс» из МТС. Насколько сильно отличаются эти две компании друг от друга?

- Принципиальное отличие в том, что МТС построена на инфраструктуре, сети, а «Ситроникс» - продуктово-проектная компания. Поэтому для МТС невыполнение плана на 3% очень большая проблема: это значит, что абоненты переходят к конкурентам. У «Ситроникса» же бизнес зависит от заказов, он более волатильный: сегодня компания может заработать миллиардом больше, завтра - миллиардом меньше. Корпоративная культура МТС гораздо выше - этой компании уже почти 15 лет, и все приобретенные активы плотно интегрированы. А в «Ситрониксе» нужно уделять очень много внимания как раз правильной интеграции активов в Чехии, Греции, на Украине. И третье - это имидж. МТС может позволить себе равняться на компании такого же уровня. У нас же имеется набор уникальных технологий, но сравнивать себя нам не с кем, поэтому не всегда сразу понятно, в какую сторону двигаться. Ориентир для нас - IBM и Ericsson, но эти компании удалены от нас на огромные расстояния.



 

Фотогалерея

Ситроникс

  Сергей Асланян, президент "Ситроникс" Сергей Асланян, президент «Ситроникс».
 

Ссылки по теме

  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 22.02.2008  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100