Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Способы стимулирования персонала

Как же понять, чем можно заинтересовать сотрудника? Прежде всего хочется подчеркнуть: не нужно путать собственную мотивацию с мотивацией другого человека! Если для меня очевидно, что работать нужно для счастья семьи, то для другого человека такая же азбучная истина, что работать нужно ради развития карьеры и т.п. Для того чтобы понять, как стимулировать человека, необходимо узнать, что ценно для него в его работе? Например, приходит на работу новый водитель и говорит: «Я люблю дороги, люблю быть на колесах и видеть разные места!». И если Вы предложите ему должность водителя, который возит руководителя - он быстро разочаруется в работе. Значит, Вы должны этого человека приспособить к дальним перевозкам, к примеру - возить менеджеров, связанных с региональными командировками.

Другой пример: на собеседовании человек говорит: «Я хочу работать менеджером!». Напрашивается вопрос: «А что Вас привлекает в этой работе?». В работе менеджера не на последнем месте стоят хорошие деньги, и Вам важно понять - на каком месте они стоят у него. Помните: есть ответ сознательный, но есть и бессознательный! Истинный ответ мы отслеживаем по кивкам человека, по интонации, по той энергии, которую человек в ответ вкладывает. Менеджер отвечает: «Для меня важна самореализация, возможность обучаться! И деньги - это второстепенное!». Слово «деньги» он выделяет интонацией, потирает руки, отмечает движением головы, и Вы понимаете, что если это слово вызвало такое оживление, то этого человека мотивировать и удерживать на работе нужно именно деньгами! Причем посадить на процент, по принципу «как потопаешь - так и полопаешь»!

Конечно, деньги являются наиболее «традиционным» способом стимулирования персонала. Важно, чтобы человек получал соответствующую его квалификации, должности и объему работы сумму. Здесь есть еще тонкости: зарплата сотрудника должна, хоть на 10 рублей, но увеличиваться каждый месяц. Если сотрудник это знает - у него формируется ощущение, что есть прогресс. Здесь важно не количество, а тенденция! Еще одна замечательная методика - премия, благодаря которой человек получает солидное вознаграждение.

В «традиционном" денежном стимулировании возможны и нетрадиционные шаги. Как-то руководитель одной организации попросил продумать условия работы для двух топ-менеджеров преклонного возраста. Эти люди имели связи и были очень ценными для компании. Была придумана система: человек по истечении года получал значительный бонус на книжку. Но он мог его снять со счета целиком только через пять лет работы в фирме. А пока он мог снимать только 25 процентов. По договоренности с компанией он получал весь бонус, только если он уходил по состоянию здоровья. Если же он уходил по собственному желанию - терял эти деньги. Знание о деньгах на счете этих людей прочно держало.

Конечно, люди работают, чтобы зарабатывать деньги. Но важно не только это. Поэтому, найдя у человека пресловутую «кнопку», руководитель может использовать в стимулировании огромный пласт возможностей. Какие еще возможны варианты?

Страховка, которая показывает, что о человеке заботятся. Одним из важных аспектов мотивации является семья человека: например, человека берут на работу и страхуют его жизнь или и жизнь его близких тоже.

Хороший способ мотивации - «увеличение территории». Это биологический способ мотивации - как бы расширение территории самца, которую он контролирует. Что это может быть? Передача ответственности за новый магазин, увеличение проходящих через человека объемов продукции или денег. Давайте сравним двух людей: один получает 4000 долларов за то, что контролирует три коммерческие палатки. А другой те же деньги получает за то, что управляет сбытом крупного предприятия. Человек, через которого проходят большие деньги, более значим, и свою значимость он привязывает к этому обороту.

Важным фактором стимулирования является наименование должности человека. Даже такая мелочь, казалось бы, способна полностью изменить мнение человека о выполняемой работе. Поэтому если на нагрудном бейдже грузчика будет значиться «менеджер по погрузке», он почувствует себя более значимым. Наверняка на вопрос, кем он работает, такой человек ответит: «Менеджером!». Смена статуса позволяет человеку более эффективно работать и ощущать свою значимость.

Есть большое количество людей, для которых работа связана с постоянным профессиональным ростом, и для них очень значима возможность обучения.

Некоторых сотрудников можно мотивировать эротической мотивацией: «Там столько молодых людей! Такая девушка, как Вы, будет иметь много поклонников!». Реальное существование этих поклонников будет также стимулировать девушку на успехи в работе, и удерживать ее в коллективе. Эротическая мотивация хорошо работает и с мужчинами: «Командировка в Иваново?! Да Иваново - это же город невест!» - и это может стимулировать человека на некоторое время сменить Москву на маленький город.

Существуют и другие, более мелкие способы мотивации. Например, одного сотрудника можно стимулировать мобильным телефоном, который ему оплачивает фирма, а другого - отдельным кабинетом. Часто стимулировать человека на работу может обозначение факта стабильности фирмы. «Если фирма крупная, а Вы нормально работаете - у Вас есть уверенность в завтрашнем дне. Конечно, в маленькой фирме Вы заработали бы больше, но она может через месяц развалиться - и Вы окажетесь на улице!» - само тиражирование этого факта может сделать более значимой работу на фирме. Кроме того, защита - юридическая, экономическая, которую предоставляет сильная фирма своим сотрудникам, также немаловажный фактор!

Есть еще много способов, которыми сейчас очень редко пользуются - а зря. В одной риэлторской фирме, организованной молодыми предпринимателями, среди успешных сотрудников оказались люди 45-50 лет, бывшие работники НИИ или военные - люди, впитавшие в себя стереотипы советского времени. Через некоторое время в организации обнаружились упаднические настроения, у людей возник конфликт ценностей: тогда, в начале 90-х годов, агент-риэлтор воспринимался черным маклером, жучком, и сотрудники страдали от этого. Исследовав их ценности, психологи выяснили, что в советское время эти люди получали много отличий - грамоты, путевки от профкома. И, преодолевая скепсис молодых руководителей, сделали следующее: отпечатали грамоты, большие, яркие, типографским способом впечатали имена, присвоили классификацию «лучший специалист». На одной из вечеринок всем вручили подарки и грамоты. Люди плакали, а грамоты были повешены на стенку! Почему? Сотрудники получили одобрение и признание их права быть успешными в этой области!

Вообще в том, как стимулируются сотрудники, немаловажную роль играет существование в организации корпоративной культуры. Всегда можно поставить плюс тому предприятию, где корпоративная культура присутствует: когда день рождения каждого сотрудника отмечается как маленький праздник, когда время от времени успешные сотрудники получают от руководства подарки. Подарок, который получается неожиданно, будит в человеке детское воспоминание о Деде Морозе или об отце, возвращающемся из командировки, и эти светлые чувства связываются с фирмой. Человек не разумом, а сердцем проникается корпоративным духом.

Такое отношение является противовесом тому, что часто единственным и последним поощрением человека является факт работы на фирме. Здесь, даже при высокой зарплате, человек со временем вырабатывается и получает некую обиду, не понятную даже для него, но побуждающую его к смене работы. Формирование корпоративной культуры позволяет убрать внутренний аспект обиды.

Пользуясь метафорой одного генерального директора крупного предприятия, хочется сказать, что мотивация - это морковка, которая висит перед сотрудником. Понятно, что морковка отдаляется, когда он к ней бежит. Как говорил этот генеральный директор, человек все-таки должен время от времени от этой морковки откусывать, но не должен съесть ее полностью!

Подчеркнем: иногда даже сам человек не знает свою истинную мотивацию! Поэтому задача руководителя - понять, где же та «кнопка», какая «морковка» и как ее повесить, чтобы человек к ней стремился, одновременно решая свои задачи - и задачи компании!


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 12.03.2007  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100