Евгений Зайцев
управляющий партнер «Академ консалтинг»
Я хочу заниматься тем, что мне приносит удовольствие - это естественное желание для любого человека. Но на практике я постоянно встречаю людей, которые совершенно не знают, чего они хотят, и даже стараются не задумываться об этом. Они попали в поток: бизнес растет, надо бежать, успевать, опережать, - и боятся выйти из него, потому что умеют работать, но не умеют жить.
Российский человек очень часто рассматривает бизнес и вообще работу как средство самовыражения. Он словно сливается со своим делом: успех фирмы - мой успех, проблемы - мои личные проблемы. Он себя полностью там воспроизвел и не знает, что делать вне этого процесса. Вокруг него образуется некая пустота, вакуум, и он не то что шагнуть, заглянуть туда боится. И поэтому для него процесс - это все, а конечная цель - ничто. Ведь достигнув цели, он вынужден будет задуматься: а что дальше? Вспоминаю картинку, увиденную мной на Торонтовской фондовой бирже (Канада): пожилой мужчина, растрепанный, в расстегнутой рубашке, вскочил на стол и кричит «Я свободен! Я свободен!». Я спрашиваю: «Что происходит?» Выяснилось, акции его предприятия попали в листинг, то есть владелец в любой момент может выйти из бизнеса, продать его. И этот момент для того человека - квинтэссенция счастья, венец карьеры. Жизнь состоялась, он достиг того, чего хотел - свободы и независимости от своего предприятия. На Западе бизнес рассматривают как инструмент достижения каких-то личных целей, поэтому все оценки там носят финансовый характер: рентабельность, производительность, прибыль и т.д. А личный успех там связывают совсем с другими критериями, и если даже через финансы, то таким образом: насколько мои средства позволяют мне быть свободным в выборе. Поэтому там такое слияние бизнеса и его владельца - редкий случай. Для них работа - это процесс зарабатывания денег, то есть первичный, а не единственный.
У нас же бизнес превратился в особый национальный вид спорта. Смотрите, как мы меряем успех - по месту на рынке и в объемах, что не показательно с финансовой точки зрения. Но это уже никому не важно, главное - добежать первым. И не останавливаться. У меня один клиент так сформулировал свою цель: открывать по четыре магазина в год. Я спрашиваю: «А через пять лет что будет?» Он, не задумываясь: «По восемь магазинов в год буду открывать». А зачем лично ему это нужно? Не знает, не смог ответить. Мы бежим, потому что когда-то нам не хватало самого элементарного - базы. Квартиры, машины, денег на раскрутку бизнеса - у каждого свои потребности. И на этом этапе полная самоотдача, если не единственный, то самый верный способ добиться желаемого. А потом просто трудно выйти из этой гонки. Эта ситуация сродни профессиональному спорту. Ты можешь достичь победы, только полностью выложившись. Год за годом идешь от одной победы к другой. И вот последний финиш - пора покинуть профессиональный спорт. А у тебя, кроме этой гонки за первым местом, ничего больше не было. И ты не знаешь, как жить без нее.
Я смог выйти из этой гонки. Всю жизнь руководил людьми и в какой-то момент понял, что не хочу этого. Это был стратегический выбор: я ушел с топовой позиции в большой компании и сегодня работаю сам по себе, столько, сколько мне лично нужно для удовлетворения своих профессиональных и материальных амбиций. Свобода - самая большая роскошь. Могу делать то, что мне хочется: сегодня - написать статью, завтра - поехать на рыбалку, послезавтра может все измениться, и я стану другим. Но это будет мой свободный выбор.
Мы часто устанавливаем планки для себя, глядя на других, а ведь у нас у каждого свои желания. Только мы их часто от себя прячем и гонимся за иллюзорными вещами. Понимаете, когда чего-то не хватает, не хватает достаточно остро, появляется превратное понимание успеха. Все эти машины, квартиры, большой бизнес - четкая ассоциация первичного успеха. Но со временем оказывается, что это не совсем те вещи, которые приносят истинное удовлетворение. Ими быстро насыщаешься. Ну, заработал еще денег, и еще, и еще, а что дальше? Есть все внешние атрибуты успеха, но нет удовлетворения. Это не пресыщение. Это непонимание себя - «чего я хочу?». В одном из проектов мы с собственником достаточно крупной компании анализировали стратегические цели, и он сильно растерялся, когда я его попросил искренне ответить на этот вопрос (ведь стратегия бизнеса определяется идеями собственника). Потом сказал: хочу девушкам нравиться не за деньги, свободно говорить на английском, чтобы комфортно чувствовать себя за границей, и легко подтягиваться десяток раз. Все остальное, в общем-то, у него есть, а вот исполнения этих трех желаний он никак достичь не может, потому что он никогда их себе не формулировал. И у него не было даже понимания возможности достичь этих целей. Потому что он был в потоке, гонке без обозначенного для себя финиша. Когда гонщик-велосипедист прет пять километров в гору, он не замечает красивых девушек среди болельщиков или красот природы. Есть он и педали, на которые надо жать. Некогда задумываться. Не зря у нас часто бизнес с велосипедом сравнивают: мол, остановишься - упадешь. Но если ты не можешь остановиться, значит, велосипед управляет тобой, а не ты велосипедом. И чем дольше ты в этой гонке, чем глубже увяз в мелочах, тем сложнее и болезненнее из нее выходить. Но рано или поздно это придется сделать. На определенном этапе развития бизнеса такая самоотдача владельца становится не только ненужной, но и опасной - она переходит в зашоренность, неумение отстраниться, взглянуть на дело со стороны. И тогда начинаются проблемы в бизнесе.
Скрытые, утоптанные глубоко внутри желания и недовольство собой все равно где-то найдут выход. Порвется там, где тонко: отношения с окружающими - семьей, друзьями, здоровье или бизнес. Потому что человек в себе запутался. И он прячется за бизнес-процессами, потому что это привычное поле с понятными правилами, и если он выйдет за его пределы, ему придется учиться жить заново. И подсознательно он это понимает, хотя и не может сказать себе, чего же он хочет. По-настоящему хочет. Но со временем вопрос «что дальше?» возникает уже помимо воли. Я это отлично помню по себе и отчетливо вижу по тем, кто приходит к нам на программу МВА. На Западе идет учиться молодежь, чтобы поднять свою стоимость на рынке труда. У нас - состоявшиеся, добившиеся успеха в бизнесе люди. Им не дипломы нужны, они ищут ответов на вопросы, причем далеко не всегда они связаны с бизнесом. Поэтому так популярны курсы психологии, стратегии: человек хочет разобраться в себе, понять свое отношение к миру. Осмыслить, где он и что с ним происходит, как жить дальше. После этого люди часто резко меняют направление карьеры, семью, увлечения. Но если ты при этом не поймешь, что и зачем делаешь, то рано или поздно снова окажешься в тупике. А если понять, что нужно именно тебе, и следовать этим путем, то и все остальное - бизнес, семья, здоровье - будет в порядке. Потому что ты научишься управлять своей жизнью.