|
|
Займитесь менеджментом с другим
Дарья Денисова
Принято считать, что менеджер должен уметь делать все, что перечислено в учебнике. Но на практике стремление к идеалу приводит к управленческим провалам. Вместо этого нужно учиться строить органичную управленческую команду, считает теоретик менеджмента Ицхак Адизес
Ад - это «Уважаемое издание, а какую пургу публикует», - возмущался читатель журнала Harvard Business Review по поводу статьи Ицхака Адизеса «Искусство изменяться», опубликованной в сентябре этого года. «Пурга» - это представленная концепция жизненного цикла компании и типологии основных функций менеджера - подход, годящийся, по мнению читателя, разве что для юмористических «законов Паркинсона», а не для старого доброго менеджмента. Между тем Адизес, по его собственным словам, давно борется с классической программой Свои идеи доктор Адизес шлифует и проверяет на практике без малого тридцать лет. Его первая книга «Как преодолеть кризисы менеджмента», презентовать которую он приехал недавно в Россию, вышла в 1979 году, с той поры каждая ее глава выросла в отдельный опус. Адизес консультировал компании с мировым именем и переструктурировал по своей методике советы директоров транснациональных гигантов. Его советами пользовались также восемь О том, что и как нужно изменить в понимании менеджмента, Ицхак Адизес рассказал в интервью «Эксперту». - Что вам не нравится в традиционном менеджменте? - Вообще говоря, не вполне ясно, что обозначает это слово, чему мы учим и за что присуждаем степени. За время, прошедшее с момента выхода моей первой книги, я развил и усовершенствовал понимание того, что такое менеджмент. Это английское слово не переводится ни на один язык. В России вы используете «управление» и «руководство», но ни то, ни другое слово не отражает сути менеджмента. Такая же ситуация во французском, в испанском… - А чем, собственно, плохи «управление» и «руководство»? - И эти определения, и все прочие синонимы, которые можно найти в словаре, предполагают дисбаланс между тем, кто управляет, и тем, кем управляют. Один говорит другому: я знаю, что делать. Есть некто, мнящий себя Богом всезнающим. Самая главная ошибка при принятии любого решения - когда - Что же такое менеджмент? - Менеджмент - это процесс, осуществляемый людьми, по обеспечению того, чтобы компания была эффективной и результативной в краткосрочной и долгосрочной перспективе**. Все. Даже если вы мать Тереза и управляете монахинями, вы делаете именно это. А дальше я предлагаю модель, практически медицинскую. Для того чтобы этот процесс осуществлялся, должны выполняться четыре функции. Эти функции - генетический код компании, я их иногда называю витаминами для жизни компании. Они неодинаково развиваются на разных этапах ее жизни, то появляясь, то угасая. Смотрите. Вы эффективны, когда служите цели своего существования. Чтобы быть эффективным сегодня, вам нужно удовлетворять потребности клиента (в английском варианте эта функция называется «provide», в русском - «достижение результата», обозначается буквой Р). В долгосрочной перспективе для этого понадобится умение предугадывать ситуацию на рынке и предлагать новые идеи, то есть быть предпринимателем (П). Р - краткосрочная функция, П - долгосрочная. Для ежедневной эффективной работы нужно соблюдать установленные процедуры, чтобы каждый раз не изобретать велосипед, то есть требуется административная функция (А). А чтобы эффективная работа продолжалась долгое время, нужно постоянно воспроизводить в компании атмосферу сотрудничества, вплетать цели каждого в цели группы и делать индивидуальные риски групповыми. Это функция интеграции (И). А - краткосрочная функция, И - долгосрочная. Компании проходят через проблемы, нормальные для соответствующего возраста. Но есть и проблемы, возникающие - А как диагностируется недостаток функций? - По обычным - Сейчас у ряда экспертов появилась точка зрения, что мировой менеджмент в целом переживает системный кризис, что он чуть ли не изжил себя, - ему тоже не хватает - Кризис, безусловно, имеет место. Я его вижу так. Предпринимательский дух, П, который сейчас столь силен в Китае и России, слаб в Европе. В России в коммунистическую эру «предприниматель» означало «спекулянт», это было опасно, в тюрьму могли посадить. Сейчас предприниматели «проявились» и их количество растет с невообразимой скоростью. В Китае то же самое. Европа же гораздо более административна. Даже само слово «entrepreneur» они практически потеряли. Они говорят: «креативный», «инновационный», но не «предпринимательский». Это и есть кризис. А вот в Японии другой тип кризиса - они слишком человекоориентированные, И. И им пришлось импортировать - Американские гуру последнее время вовсю учат менеджеров быть эмоциональными, духовными, выстраивать взаимоотношения и обращать внимание на людей. Они слабы в И? - Сейчас И в Америке растет, потому что американцы копируют японцев. А у них тоже растет, а вот П страдает. В Америку приезжает очень много - Есть еще одна актуальная тема - Это очень важный вопрос. Я думаю, что происходит следующее: пытаясь решить проблемы менеджмента, мы меняем имена. Сорок лет назад это называлось administration - администрирование. Первый журнал по этой теме выходил под названием Administrative Science Quarterly («Ежеквартальный журнал об административной науке»). Учебные заведения назывались business schools of administration, а присваиваемая степень и по сию пору именуется master of business administration. Потом все поняли, что «администратор» - это не совсем то, что нужно, это бюрократия нижнего уровня, давайте эту категорию и будем называть администраторами. А вот это самое, что нам нужно делать, назовем менеджментом. Когда слово «менеджмент» тоже не сработало, появилось слово «еxecutive»: executive education, chief executive officer. Через некоторое время стало ясно, что и это не работает. Давайте перейдем к «лидерству» - и сегодня все говорят про лидеров. Но через Менеджмент во множественном числе- Что же неправильно в текущей парадигме? - Она до сих пор фокусируется на индивидууме. Стандартная теория менеджмента учит, что менеджер может решить любую проблему. Ребята, спуститесь с небес. Все это управленческое образование порождает гигантские проблемы: мы пытаемся создать то, чего не может быть, - идеального менеджера. Книг по менеджменту тысячи, и в каждой описан один менеджер. Каждая книжка берет лучшие черты одного хорошего менеджера, другого и третьего и делает коллаж «Каким должен быть хороший менеджер». Но реальный человек - не коллаж. Идеального менеджера не существует - дело в том, что функции, которые необходимо выполнять в менеджменте, конфликтуют друг с другом. И, соответственно, требуют наличия противоположных личностных качеств. Например, А и Р несовместимы. Я так занят текучкой, что мне совершенно не до системы. Или наоборот: вы настолько заорганизованы, что совершенно не обращаете внимания на потребности клиента. Пытаясь объединить такие функции, мы убиваем одну из них. Если в компании есть - Какое решение вы предлагаете? - Чтобы заставить менеджмент работать, нужна комплементарность, взаимодополняемость. Надо говорить уже не о лидерах, а об управленческих командах. Ни один палец в отдельности не является рукой. Никто не может быть менеджером в одиночку. - Какой? - Что вам точно нужно - это знать себя самого. То есть отдавать себе отчет в своих сильных сторонах и знать слабые стороны. Когда я на интервью слышу от кандидата: «У меня нет слабых сторон», я понимаю, что он живет в мире - Они не способны к самопознанию? Или боятся выглядеть несовершенными? - Дело не в этом. Вы никогда не узнаете, как выглядите, если у вас нет зеркала. Чтобы познать одного, нужны двое. Поэтому хороший менеджер открыт для самой разной информации, поступающей от других людей. Он не отрицает ее и не запрещает говорить ему Главная ошибка - люди читают мои книги и думают, что все это просто. Это совсем не просто. Это упрощено. Многие авторы делают простые вещи сложными, я же много работал, чтобы сделать сложные вещи простыми для понимания. Простое обладает большой мощью. А читатели часто не видят силы простого. Поэтому они не придают ему ценности. Не будьте мебелью- Значит, для успешного управления нужно построить взаимодополняющую команду. Но эта команда будет образована из исполнителей взаимоисключающих ролей, то есть людей с конфликтующими чертами личности? - Конечно! Добро пожаловать в реальный мир! Если вы создали взаимодополняющую команду, если вы работаете с людьми, которые не такие, как вы, у вас обязательно будут конфликты - просто потому, что вы разные! Если супруги всегда друг с другом соглашаются и никогда не спорят, они либо лгут, либо умерли. Но конфликт необходим для хорошего менеджмента! Главная задача - сделать его конструктивным. Вот это непросто. Но только так можно получить работающую идею. Если вы не способны управлять конфликтом - какой вы тогда менеджер? Даже слова «нет» и «да» для разных типов означают разное, и когда вы знаете, кто перед вами, вы можете его адекватно интерпретировать. Для Р «да» значит «да», «нет» значит «нет». Для И и то и другое означает «может быть». Для П «да» - это «пока да, но когда я узнаю больше, то вполне может оказаться, что нет», а для А «нет» означает «пока нет, но если ты мне объяснишь, то, может, и соглашусь». Или так. Когда П влетает в кабинет А с возгласом: «Смотри, какая у меня идея, теперь мы будем делать так!», А, который Когда в компании меня просят помочь решить проблему, я обычно задаю два вопроса. Первый: «Кто разбирается в проблеме?» «Этот, этот и этот, они очень креативны, у них хорошие идеи» - «Отлично, а кто мне понадобится, чтобы реализовать решение?» - Тогда что такое лидерство в подобной компании, согласно вашей парадигме? - Кто лидер ваших детей, папа или мама? Все зависит от предмета. Ребенок приходит к маме за едой и к папе - чтобы починить велосипед. Но при этом родители должны быть вместе, иначе ребенок может настраивать их друг против друга и манипулировать ими, правильно? Нам не нужно лидерство. Нам нужно солидерство. Какой палец руки самый главный? Большой. Почему? Потому что это единственный палец, который может работать с каждым из остальных. Если нет большого пальца - нет руки. А вот какой палец руки основной в данный момент, зависит от того, что нам надо сделать. У компании разнообразные нужды, поэтому у нее просто не может быть одного лидера. Все зависит от того, кто вам необходим в данный момент. Поэтому нужна команда менеджеров, работающих вместе, и среди них должен быть тот, кто знает, как интегрировать их всех в единое целое. Лидер - это primus inter pares, первый среди равных, он организует работу остальных так, чтобы получить органичную команду.
- А что такое органичная команда? Чем она отличается от неорганичной? - Есть механистический подход к компании, есть органический. Что такое механистический подход? Посмотрите на стул. Он механистичен. Нет никаких внутренних взаимозависимостей между его частями. Если сломается ножка, стул уже не сможет вас обслуживать. Вопрос: почему эта ножка не перейдет теперь в центр стула, где нет нагрузки, а три остальные не перераспределятся так, чтобы функциональность стула сохранилась? Ответ: потому что в механистическом мире нет внутренних связей, взаимозависимостей между частями. Это как если бы левая ножка сказала: знаете, у меня все в порядке, меня в принципе все устраивает, я не сломалась, а за всякие правые ножки я не отвечаю. Если компания думает механистически, то, когда вы теряете рыночную долю, отдел продуктов говорит: извините, это все отдел продаж, а мы качеством занимаемся. - А в органической компании что происходит? - Что произойдет с рукой, если сломать мизинец? Это все еще рука, она может функционировать. Два пальца сломано - это все еще рука. Три пальца сломано, шестьдесят процентов всей системы вышло из строя, - рука не так хороша, но она все еще рука. Если есть большой палец, вы можете ею работать. В органической компании вы взаимозависимы. Если Агент XXXX- Значит, лидер отличается от обычного менеджера умением интегрировать. А что тогда должен уметь делать обычный менеджер? - Всех сотрудников можно разделить на неменеджеров (mismanager), менеджеров и лидеров. Каждому можно присвоить код «РАПИ», показывающий, насколько хорошо человек способен выполнять четыре роли менеджера. Если ваш код содержит хотя бы один ноль, вы - не менеджер, даже если вы бесподобны Чтобы быть лидером, вы должны иметь в своем коде как минимум две большие буквы, то есть очень хорошо выполнять по крайней мере две функции. При этом одной из них непременно должна быть И. Вы не можете быть лидером, если за вами никто не идет. Вы не можете быть лидером, если нечувствительны к людям. «РапИ» - это типичный коуч («Вперед, ребята, мы сыграем в эту игру»), «рАпИ» - это - Может ли обычный менеджер развить малую букву в своем коде до большой? И стать лидером? - Классический вопрос теории лидерства: можно ли натренироваться быть лидером или им надо родиться? На мой взгляд, здесь та же ситуация, что и в музыке. Каждый может научиться играть на скрипке, но не каждый - Яша Хейфец. Вы вполне можете, скажем, стать еще более хорошим менеджером, развив немного И. Думаю, в этом плане мы все должны быть «немного лидерами». Но с талантом, наверное, - Вы пишете, что стиль лидерства должен меняться в зависимости от этапа жизненного цикла компании. Изменить свой стиль значит поменять свой код? - Именно так. - То есть это возможно? - В принципе да, возможно. Все зависит от того, насколько экстремально выражены роли у конкретного человека. Если он, скажем, очень ярко выраженный П - вряд ли он сможет измениться. Невозможно научить рыбу летать, разве что выпрыгивать из воды. Допустим, организационная ситуация требует другого стиля. Вопрос - не должен ли, а может ли при этом лидер измениться. Если можете - меняйтесь. Если нет - придется заменить вас. Вот посмотрите. В общении с маленьким ребенком задействован в основном указательный палец: «Девять часов, пора спать», «Ешь сначала кашу, потом конфету». Но когда ему Стиль лидерства должен ему соответствовать.- Лидерам иногда ставят в укор то, что они непременно меняют среду, вместо того чтобы учиться работать с тем, что есть. В какой мере лидер
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|