Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Известный телепродюсер раскрывает секреты успехи.

Светлана Мельникова

  ИЗВЕСТНЫЙ ТЕЛЕПРОДЮСЕР РАСКРЫВАЕТ СЕКРЕТЫ УСПЕХА

Николай Билык - громкое имя в телевизионном мире. Его безошибочное продюсерское чутье и тонкий расчет при создании новой телепередачи почти всегда позволяют ему попадать в «десяточку». 

Просто "звезды" после участия в его проектах становятся "мега-звездами", а полузабытым именам он дает второе рождение. Мало кто знает, что свой путь  в сложный телевизионный мир, своего рода закрытый клуб для избранных Николай начал из маленького украинского городка  и каждый шаг своего успеха спродюсировал сам. Сегодня Николай Билык в гостях у API NEWS.

Николай, как начиналась история супер-продюсера?

Я приехал в Москву из маленького украинского городка Миргород, центра гоголевских мест. Здесь ссорились Иван Иванович с Иваном Никифорычем, здесь жили старосветские помещики, здесь Гоголь собирал своих мертвых душ. С детства я пропитался духом Сорочинской ярмарки и «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

Как, наверное,  и любой человек, с детства я мечтал об интересной, насыщенной жизни - прошу не путать с «красивой» жизнью, которая многим представляется как вечный праздник. На самом деле, жизнь - это достаточно тяжелый труд.

И вот в 10 классе нас повезли в Москву на экскурсию. Я до этого никогда не был не только в Москве, но даже в Киеве, только Одессе. И  впервые попав  в столицу,  был и очарован, и ошарашен. Влюбился в Москву  с первого взгляда. 

В один из темных зимних вечеров, нас привезли на смотровую площадку на Ленинские горы. Внизу раскинулись Лужники, готовилась Олимпиада, это был 1978 год.  Экскурсовод показывала нам достопримечательности, в частности, Останкинскую башню, которую хорошо видно оттуда в ясную погоду. А за спинами у нас сиял огнями Московский университет. Нам говорили, что  в МГУ собраны передовые умы Советского Союза, здесь работают лучшие преподаватели и учатся талантливые  студенты. Я робко спросил у экскурсовода,  трудно ли стать членом этого знаменитого заведения? И услышал  колкое замечание классной дамы: «Не тебе, Билык, мечтать об этом!». Я до сих пор признателен нашей преподавательнице литературы за это снисходительное замечание в мой адрес. Она так подхлестнула мое честолюбие, что уже на следующий день я был в центральной приемной комиссии МГУ, разузнал правила и сроки поступления, приобрел справочник для поступающих в университет, и поставил перед собой задачу: сделать все, чтобы стать студентом лучшего учебного вуза страны.

После возвращения домой я не терял ни минуты и начал готовиться к вступительным экзаменам, хотя на дворе стояла зима. А спустя полгода, на следующий день  после выпускного вечера я прилетел в Москву - родители меня не отговаривали, хотя в столице в ту пору у нас не было ни знакомых, ни родственников.

Амбиции мои были довольно высоки - я решил поступать на  факультет вычислительной математики и кибернетики. Тогда он был самым модным, но и одним из самых трудных. Я выбрал его, хотя до этого ни разу в жизни не выдел компьютера. Сдал экзамены и через некоторое время увидел свою фамилию в списке студентов первого курса.

Это были мои первые шаги в принятии серьезных решений, своего рода продюсирование собственного поступления в университет.

Математику часто сравнивают с музыкой, но  я ни разу не слышала, чтобы математику отождествляли с телеэфиром. Считается, что на ТВ в основном идут работать гуманитарии. Как же ты попал в этот круг?

После окончания университета  я остался в Москве, и пять лет проработал на одном известном предприятии математиком-программистом. Но к этому времени приобретенная профессия начала меня разочаровывать. И именно в этот момент моя судьба круто изменилась.

Я познакомился с Андреем Цвинтарным, молодым талантливым режиссером Центрального телевидения. Он делал самую модную и популярную в то время «Утреннюю почту» и «Лестницу Якоба».

С Андреем мы почти ровесники, но его я называю своим крестным отцом на телевидении. Буквально за руку он привел меня в Телецентр «Останкино», и я начал свой новый путь с должности администратора, потом стал директором программы. Мы снимали различные концерты, фестивали, «Славянский базар», потом два года в прямом эфире  выпускали  программу «Лотто-миллион».  Вот такая лотерея.

В этой же компании с нами работал Константин Эрнст. Тогда он делал очень стильную программу «Матадор» - о кино, о моде, ярких событиях в культурной жизни.

С Константином Эрнстом связан новый качественный рывок в моей телевизионной карьере. Он познакомил меня с Андреем Макаревичем. Еще в школе Макаревич был моим кумиром,  и даже во сне мне не могло присниться, что когда-нибудь Андрей будет моим партнером. А тут Макаревич и Эрнст предложили мне реализовать их общую идею - телевизионное кулинарное шоу.

Название «СМАК» придумал Женя Моргулис, музыкант «Машины времени».

В прошлом году программа и наша компания отметила свое десятилетие. Сегодня на нашем счету уже сотни телевизионных проектов, документальные фильмы, телесериалы.

На протяжении этого десятилетия «СМАК» неизменно имеет хороший рейтинг. Но уже больше полугода зрители не видят в передаче ее бессменного ведущего Андрея Макаревича...

Андрея можно понять - он, прежде всего, музыкант, и проработав в программе десять лет,   больше не захотел каждую субботу и воскресенье приезжать на съемки «СМАКа».  И был период, когда мы хотели похоронить программу. Мы проводили кастинги и приглашали на пробы очень-очень многих известных актеров. Но кроме Макаревича, отец-основатель «СМАКа» Константин Эрнст не видел другого ведущего.  И вдруг, у меня в сознании возник образ Ивана Урганта.  Эрнст скептически отнесся к этой идее, но я настаивал. Он сказал: «Снимайте пилот».   «У нас уже есть», - мы показали программу, где в гостях у Макаревича был Ургант. Эрнст смотрел передачу  минут пять: «Пойдет!». Через три недели программа с новым ведущим уже была в эфире.

Николай, твое безупречное продюсерское чутье позволяет тебе зажигать не только новые телезвезды, но и открывать неизвестные стороны в творчестве знаменитых личностей. Актер Владимир Долинский признался, что стал широко известен не после тридцатилетнего служения на театральных подмостках, а после того, как ты пригласил его вести  программу «Лакомый кусочек».

Не открою ничего нового, если скажу, что у нас все певцы, музыканты, актеры становятся известными только благодаря телевидению. Ленин не знал, что появится телевидение, иначе бы он сказал, что важнейшим из искусств является ТВ, а не кино. Если хорошее кино не покажут по телевизору, оно может не стать популярным.

А для артистов наиважнейшим элементом «раскрутки» являются телевизионные эфиры. Все это быстро поняли и стали использовать. К сожалению, актер, играя в театре, известен очень узкому кругу людей. Поэтому актеры сейчас играют в сериалах, снимаются в телепрограммах. Но появление в цикловой программе делает артиста мгновенно популярным.

Конечно, ты это хорошо знал, когда приглашал Максима Леонидова вести программу «Эх, дороги…»?

Да, тогда у Максима был не самый легкий период в жизни. Он ведь уехал в Израиль. А мы с Макаревичем помогли ему вернуться в страну -  пригласили в качестве ведущего нашей программы. Дали ему второе дыхание, второй толчок. Андрей Макаревич протянул Максиму Леонидову руку дружбы, руку помощи. Я думаю, что Максим об этом не жалеет. Вспоминаю интересный момент начала нашего сотрудничества - мы приехали  в Кению снимать «Эх,дороги…». Максим  взял гитару, впервые для нас спел новую песню «Девочка-виденье».  Мы оба сказали, что песня станет супер популярной. Так оно и вышло. Так что  никаких звезд я не открываю. Со звездами я работаю с удовольствием и для них открываю новую грань их таланта.

Один из останкинских корифеев как-то заметил, что у хорошего телевизионного продюсера в одном глазу - творчество, а в другом - доллар.  Ты когда-нибудь замечал за собой такое раздвоение?

В восьмом классе я закончил музыкальную школу по классу аккордеона и тогда попробовал зарабатывать своим творчеством. Образовалась музыкальная троица: я - музыкальное сопровождение, Дед Мороз и Снегурочка. Перед Новым годом нас приглашали на ёлки и утренники. И вот на взлете популярности нашего трио, на четвертой ёлке, нам налили винца, и заплатили по пять рублей - по тем временам большие деньги. С большой радостью я нес их домой маме и папе. Мы жили на четвертом этаже, и пока я втаскивал наверх  аккордеон, алкоголь сделал свое черное дело. Я открыл дверь и упал замертво. Наутро папа сказал мне: «Всё, ёлки закончились». Так я перестал халтурить.

А сам никогда не хотел выйти в эфир, ведь возможности стать знаменитым у  телевизионного продюсера, наверное, даже больше, чем у актера или певца?

Наверно, у каждого человека есть мечта стать известным актером или музыкантом. Возможно, и у меня она где-то на подсознательном или сознательном уровне сидит. На самом деле я знаю, что это очень тяжелый, адский труд и для этого надо так любить эту  профессию и посвятить ей всю жизнь. Я, наверно, не из таких людей. Я несколько раз пробовал сделать свою телевизионную программу и увидел, сколько времени это занимает. А потом, у меня совершенно нет желания,  чтобы узнавали девочки и брали автографы.

Я убежден, что телевизионным ведущим, так же как актером или писателем, может стать человек, которому есть что сказать и показать людям. А у нас, к сожалению, такое огромное количество людей в этой среде, которым сказать нечего. Когда я созрею и пойму, что я лично могу что-то сказать, вот тогда и выйду. Если кто-то позовет и скажет: «Старик, приходи». А сам лезть  не буду.

Как тебя принимают земляки? Они ведь знают, кем ты стал?

Конечно, знают. Реакция у всех разная. Одни искренне радуются, спрашивают, как и что. Другие, наоборот, не могут скрыть свою «радость» в кавычках. С одноклассниками и однокурсниками университетскими нередко встречаемся. Бывает завидуют, что достиг какого-то успеха в жизни. И от этого становится грустно.

Ко мне очень часто обращаются, чтобы дал денег в долг или под разные идеи, рассказывают, какие это замечательные проекты. Однажды обратился один из парней, с которыми я рос. Попросил денег для покупки трактора. Тогда только начиналась фермерская история. У него даже был бизнес-план на бумаге, согласно которому через полгода деньги должны были вернуться. Я прекрасно понимал, что никто мне ничего не вернет. Я ему сказал, чтобы он взял деньги и купил себе трактор. Другие, бывает, тоже просят в долг. Берут и не отдают никогда.

Ты много учился и работал, чтобы достичь успеха. Чего бы ты пожелал красивым и талантливым, которые тоже мечтают оставить в жизни свой   яркий след?

Как-то в Америке нас пригласили в ресторан русские эмигранты. Зная, что мы имеем отношение к шоу-бизнесу и телевидению, они подготовили  для нас целую концертную программу и в конце попросили обратить внимание на выступление своей дочери - талантливой девочки,  которая и поет, и танцует, но никак не может пробиться в звезды.

Все родители считают, что их дети самые талантливые и умные. И иногда очень трудно объяснить, что создание звезды - это очень большой труд. Помимо трудолюбия, таланта, стечения обстоятельств, удачи, везения, наличия огромной веры  в себя, талантливому человеку просто необходимо умение убедить других в том, что он талантлив.

Бывает, встречаешь человека, который хорошо поет и играет на гитаре, и считает себя непризнанным гением. Но чего-то ему не хватило, чтобы стать Шевчуком или Макаревичем. С другой стороны, не все те, кто дошли до широкого зрителя, талантливы однозначно. Я не приветствую засилья на экранах такого количества звезд, но они нужны телевидению, телевидение необходимо им. Все это какой-то замкнутый круг.

Многие считают, что современное телевидение зашло в тупик. По оценкам социологов, активная часть населения - молодые успешные люди черпают нужную информацию в интернете и практически  вообще не смотрят телевизор. Как ты думаешь, на самом деле все так серьезно?

Телевидение - оно как зеркало и отражает, к сожалению, общее снижение культурного уровня. Такое количество передач юмористических развелось на ТВ, причем довольно низкого качества. Шутки все ниже пояса, замусоленные и сто раз переговоренные анекдоты. Через них идет оболванивание  нашего населения. И тут что-то сделать трудно, потому что телевидение нуждается в цифрах, долях,  рейтингах. От этого зависит приток денег от рекламодателей, а рекламодатели не размещают рекламу в программах с низким рейтингом. Программы высокого художественного смысла, к сожалению, большого рейтинга не имеют. Вот и все.

Можешь ли ты что-то сделать, чтобы изменить телевизионное пространство в лучшую сторону?

Я не тот продюсер, который идет на поводу у низменного вкуса,  и не подстраиваюсь под него. В первую очередь, я  не могу себе позволить делать низкопробные программы и сериалы. А они заполонили все каналы и дают приличные цифры. Вот в чем вся беда, вот где вся проблема. Парадоксально, но факт - можно сделать хороший фильм, но он не принесет высокого рейтинга. А то, что делается «левой ногой» с так называемой  «желтизной» - сразу бьет рекорды. Приходится искать какой-то компромисс между художественным смыслом и зрительским интересом. Когда находишь его - это большая продюсерская удача.

Что, по-твоему, самое трудное в работе телевизионного продюсера?

Самая большая проблема - это люди. Я сейчас документальным  кино занимаюсь, где две важнейшие составляющие - это сценарий и режиссура. Нет хороших сценариев, хотя все себя считают великими сценаристами и режиссерами. А возьмешь работы - ни в одни ворота не лезет. И  каким бы продюсером ты бы ни был - ничего не получится. Вот только тем и занимаемся, что ищем новых авторов и талантливых режиссеров.

Мне хочется, чтобы у людей, не важно занимаются ли они созданием телевизионных программ или строят дома, не было  поверхностного подхода к своей работе. Я часто сталкиваюсь с тем, насколько у нас вообще люди не умеют работать, копнешь глубже - и ничего за человеком не стоит. Когда я нахожу профессионалов, я их так ценю! Так бережно отношусь к этим людям, но их, к сожалению, очень мало.

Скоро ты отмечаешь свой юбилей. Интересно знать, какие мысли посещают известного человека, который, говоря словами Данте из его «Божественной комедии» «земную жизнь прошел до половины»?

 К своим  45-ти  годам я только понял, что значит, быть в равновесии с самим собой. Я стал счастливым от того,  что не надо никуда бежать, не надо создавать новые программы, не надо что-то придумывать, «продавливать» проекты,  и находиться все время в состоянии какой-то нервной трепетной энергии. Раньше я боялся куда-то не успеть, а сейчас я понял, что надо на время остановиться и задуматься. Наконец-то я понял,  откуда я пришел,  куда я двигаюсь и куда хочу прийти. Я знаю, что я хочу делать. Я наконец-то, узнал себе цену и знаю, как достичь успеха. А самое главное - я  хочу посоветовать всем своим друзьям и близким и тем, кто будет читать эти строки - в первую очередь обратите внимание на себя и полюбите себя.

                                                                                           

Ссылки по теме

  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 30.11.2006  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100