|
|
Увольнение "трудного" работника
Автор: Светлана Прусская, заместитель генерального директора по персоналу холдинга "Невская Палитра" Часто нерадивые сотрудники всеми силами цепляются за свое уютное местечко. Такие подчиненные могут достаться в наследство от предыдущего руководителя, появиться при попустительстве самого менеджера, могут быть навязаны "сверху" на определенное время. Нередко руководитель никак не может решить, надо ли, собственно, увольнять работника, или "пусть он еще попробует". В результате "пробовать" работать человек может годами, получая за это зарплату и отнимая ресурсы компании. Когда менеджер все-таки принимает твердое решение уволить работника, перед ним немедленно встает вопрос: как именно это сделать? Любимый прием управленцев - спихнуть бесполезного подчиненного другому руководителю. В идеале - тому, кто привел это "счастье" в компанию. Другой вариант: ждать благоприятных внешних факторов, например сокращение по директиве "сверху", устроить жесткую аттестацию или изобличить грубую ошибку неугодного работника. Но подобные "подарки" бывают редко, и руководителю, как правило, приходится разбираться со своим подчиненным с глазу на глаз. Нередко менеджер может выяснить причину безрезультатности усилий сотрудника, просто поговорив с ним. Определив источник неприятностей, гораздо легче найти способ уволить работника, который устроит и начальника, и подчиненного. Иногда на качество работы сотрудника сильно влияют временные явления: конфликт с коллегой, личные проблемы, хроническая усталость, резкая смена условий работы и т. д. Жизненные неприятности могут выбить из колеи любого. Такие случаи возникают постоянно, но в силах руководителя скорректировать их. Гораздо сложнее выйти из ситуации, когда необходимо уволить сотрудника, которому нужна эта работа. Адекватный сотрудник не на своем месте
Рассмотрим ситуацию, когда сохранить сотрудника по разным причинам невозможно и его необходимо уволить. Во всех этих случаях сотрудник и сам понимает, что "не тянет", что он даром тратит свое время на этом месте. Осталось выяснить, почему он не уходит. Лучше всего откровенно побеседовать с подчиненным о его результатах, проблемах и их причинах. Обозначить свои требования и ожидания от него. Очень часто после подобных бесед сотрудник сам решает уйти из компании. И в любом случае они будут для него хорошей подготовкой перед объявлением решения руководителя. В силах начальника обеспечить мирное расставание: предложить консультации HR-специалиста, подписать рекомендательные письма, позволить свободно посещать собеседования параллельно с работой или дать выходное пособие на время поиска. Иногда руководитель может создать номинальную должность и перевести на нее сотрудника на период поиска новой работы. Адекватный, но нерадивый сотрудник Причины такого "упадка боевого духа" стоит также искать в открытом разговоре. Самыми распространенными причинами запущенных случаев могут быть:
Если руководитель не может изменить ситуацию, с сотрудником стоит расстаться побыстрее, пока "зараза" не передалась остальным. Лень - опасная болезнь, которая грозит отделу вымиранием. Здесь для увольнения "по-хорошему" используются те же способы, что и для расставания в предыдущем случае, но в гораздо более жесткой форме. Возможны намеки и легкие угрозы: увольнение по "плохой статье" (несоответствие должности, дисциплинарные нарушения и т. п.), случайное распространение информации о неуспехе по бизнес-сообществу и HR-специалистам, негативный отзыв на вопрос будущего работодателя, лишение премии. Использовать это лучше только как угрозу, в качестве меры устрашения или, скорее, демонстрации власти. Хотя полезно на всякий случай вовремя фиксировать все нарушения сотрудника - может пригодиться как аргумент. Указания начальства должны быть письменными - с подробным заданием и сроками. Когда комфортная жизнь оканчивается, нерадивый сотрудник сам начинает думать о перемене места. Этот момент наиболее удобен для руководителя, чтобы убедить подчиненного, что ему выгодно поскорее уволиться и иметь ничем не ограниченное время для поиска работы. Тем не менее не стоит сразу предлагать такому работнику все возможные варианты помощи - он возьмет все, но не сделает ничего. За любой шаг навстречу нужно жестко торговаться. Рекомендации будут даны, только если все заключительные работы будут выполнены точно и в срок. Выходное пособие - только после того, как будут переданы все дела. Отпуск на период поиска - только при условии окончательного увольнения в оговоренный срок. Неадекватный нерадивый сотрудник
В идеале с такими сотрудниками нужно расставаться за один день, не давая времени на контрудар. С другой стороны, именно эта категория сложных подчиненных склонна к бурным эмоциям на работе и к долгой изощренной мести. В случае неадекватных сотрудников гораздо выше вероятность спонтанного решения уволиться ("Вот вам всем!") - эти моменты нужно ловить и сразу давать бесповоротный ход бумаге. Также выше вероятность нарушений ("а вот не пойду сегодня на работу", "я могу без документов вынести пару аппаратов, чтобы дома испробовать") - все документы нужно оформлять в установленные законом сроки и максимально точно. Готовясь уволить неадекватного подчиненного, руководителю необходимо заранее просчитать все возможные риски, повороты событий и финансовые потери. Когда начнется процесс увольнения, будет не до рисования планов. Очень полезно заранее привлечь юриста - специалиста по трудовому праву. Самый безболезненный путь расстаться с этой категорией сотрудников - откупиться. Лучше оформить это как увольнение по соглашению сторон с выплатой (обязательно официально!) выходного пособия сотруднику. Существует и другой, менее выгодный фирме путь - сократить должность. Процесс займет 2,5-3 месяца. Это время неадекватный работник наверняка использует, чтобы как-нибудь насолить компании. Неадекватный сотрудник не на своем месте Обычно это разного рода "блатные" работники. Они, как правило, понимают, что в другой компании им не иметь такой должности и таких денег, но тем не менее плюют в колодец, из которого пьют. Чувство собственной избранности и "близости к солнцу" тоже быстро развращает - хочется не только ничего не делать, но и попробовать запрещенные вещи, покуражиться, еще и еще раз проверить свою безнаказанность. Коллеги покорно шепчут, что ""блатной" с жиру бесится", начальство вздыхает и грозит пальцем, а протеже греется в лучах славы избранного. Здесь при подготовке увольнения на первом плане необходим разговор с топ-менеджером, который пригласил сотрудника, - возможно, поручителю уже сильно надоел протеже. В этом случае желательно заручиться максимальной поддержкой "сверху". Если покровительство все-таки есть, а руководитель не хочет смириться с лентяем, то ситуация еще сложнее - нужно красиво уволить сотрудника против его воли и наперекор высокопоставленному поручителю. Жесткие способы исключены, и на первый план выходит разведка. Начальнику будет необходимо получить доверие как самого сотрудника, так и его окружения. Только так он сможет повлиять на подчиненного и найти способ по-хорошему выпроводить его. Например, убедить лентяя, что он достоин большего, и в нужный момент указать направление, самостоятельно подыскав ему новую работу. Увольнение "блатного" всегда похоже на откуп, только кроме денег он уходит со страховкой, сохранением льготных условий штатного сотрудника в магазинах и салонах и т. п. Ради его ухода и спокойной совести начальства это можно позволить. После увольнения блатного его место должно быть занято как можно быстрее - иначе велик риск, что он вернется в родной отдел. Есть и весомый риск для самого руководителя - лентяя со связями могут вернуть на прежнее место, а то и вовсе поставить на место возмущенного начальника. Чтобы этого избежать, менеджеру нужно укреплять свои позиции заранее и внушать сотруднику, что данная должность - мелочь по сравнению с иными возможностями. С другой стороны, если компания готова потерять грамотного управленца ради друзей-приятелей, то спрашивается: зачем менеджеру такая фирма? Искушения руководителя На пути увольнения сложных сотрудников у каждого менеджера возникают желания, поддаваться которым не стоит.
Любое увольнение и связанные с ним проблемы тяжелы для начальника - будь оно спланированным или нет, по его решению или решению сотрудника. И не стоит бегать от необходимости уволить кого-то: ведь чем раньше начнешь работу, тем раньше ее и закончишь. К тому же это замечательный способ повысить свою квалификацию менеджера. Немало руководителей после увольнения трудного работника чувствовали уверенность в своих силах при решении любых задач. "Бывшие" могут пригодиться Оставаясь в хороших отношениях с бывшими подчиненными (какого бы качества специалистами они ни были), руководитель получает доступ к внутренней информации других компаний своей отрасли. Иногда эти сведения бывают бесценными - никогда не угадаешь, какому мировому "монстру" или будущему поставщику будет служить твой бывший "недотепа". Правду скрывать не стоит Руководителю нужно очень внимательно отнестись к отзывам и читать представленные на подпись рекомендации. Менеджер должен быть уверен, что только замалчивает или слегка приукрашивает правду, а не обманывает коллегу из другой фирмы. Если рекомендовать бывшего сотрудника невозможно, лучше не давать ему таких обещаний. Или откровенно отказать в просьбе.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|