|
|
Правило трех и четырех
Автор: Брюс Хендерсон (Bruce Henderson), основатель Boston Consulting Group, одной из крупнейших консалтинговых компаний мира, существующей с 1963 года, с годовым оборотом более миллиарда долларов. Материал публикуется в сокращенном переводе с английского. На стабильном конкурентном рынке никогда не бывает больше трех значимых игроков, самый крупный из которых имеет долю, превышающую долю наименьшего игрока не более чем в четыре раза. Следствием этого правила является следующее:
Характерно то, что это должно в конечном счете привести к распределению долей рынка таким образом, что при доле наименьшего игрока не менее чем 1/4 от доли наибольшего у каждого следующего игрока доля вполовину больше доли предыдущего. Математически оба условия выполнимы только при наличии не более чем трех игроков на рынке. Правило трех и четырех - гипотеза. У нее нет строгого доказательства. Но она действительно соответствует известным фактам в таких отраслях, как производство паровых турбин, автомобилей, продуктов детского питания, безалкогольных напитков и самолетов. Она важна, даже если дает лишь приблизительные оценки. Основная логика понятна. Издержки - это функция от доли на рынке, полученной за счет эффекта кривой опыта. Если два игрока имеют почти равные доли, то тот, кто увеличивает относительную долю рынка, увеличивает и объем продаж, и разрыв по издержкам. Потенциальная прибыль высока по сравнению с издержками. Для лидера эта возможность снижается по мере увеличения разрыва в долях рынка. Снижение цены обойдется дороже, а потенциальная прибыль будет меньше. Отношение 2 к 1 является приблизительным, но соответствует действительности. Все же, когда любые два игрока активно конкурируют, наиболее вероятной жертвой будет самый слабый из них. Логично, что это тот, чья доля рынка меньше. Ограничивающее соотношение долей 4 к 1 также приблизительно, но, похоже, оно тоже соответствует действительности. Если это соотношение больше, то вероятная разница в издержках приведет к очень большой прибыли для лидера - а для игрока с малой долей рынка цены будут обеспечивать только безубыточность. Эта разница, подсказанная кривой опыта, достаточна для того, чтобы препятствовать дальнейшим реинвестициям и конкурентным усилиям игрока с небольшой долей рынка, за исключением тех случаев, когда лидер готов пожертвовать долей рынка, сохраняя над собой защитный ценовой зонтик, Для подобной ситуации существуют два исключения:
Независимо от причин, "правило трех и четырех" - хороший метод предсказания результатов конкурентной борьбы. Вот каким образом оно может определять стратегию:
Существует применение этого правила и в тактике.
Лидер контролирует инициативу. Если он устанавливает цены для поддержания своей доли рынка, то не существует способа уменьшить ее, если только он сам не исчерпает денежные средства, требуемые для поддержания производственных мощностей на нужном уровне. Тем не менее многие лидеры рынка невольно уступают свои доли, пытаясь сохранить краткосрочную операционную прибыль. Претендент, который планирует сместить "окопавшегося" лидера, должен делать это косвенным образом, захватывая свободные сектора или инвестируя намного больше, чем лидер (который также должен будет инвестировать для самозащиты). Существуют проявления этого правила и в отношениях с потребителем.
Строгое применение "правила трех и четырех" требовало бы выявления отдельных секторов однородного рынка, в которых игроки конкурируют совершенно одинаково. Более типична ситуация, когда конкурентные области игроков пересекаются, но не идентичны. Барьеры между секторами иногда преодолимы, особенно если существуют элементы общих издержек с эффектом экономии от масштаба. Но все же большинство компаний имеет только двух или трех существенных конкурентов по любому продукту генерирующему положительный денежный поток, - это очевидный факт. "Правило трех и четырех" применять непросто. Его применение зависит от точного определения целевого рынка. Для достижения равновесия требуется много лет (если только лидер не хочет сохранить свою долю рынка в течение фазы быстрого роста - одной из фаз жизненного цикла продукта). Тем не менее правило работает всегда. Если "правило трех и четырех" является верным, то здравый смысл говорит: при невозможности быть лидером в секторе рынка практично относитесь к денежным средствам. Списывайте ваши долги. Получите свои убытки от налогообложения. Максимально используйте ценность ваших наличных. Реинвестируйте в продукты и рынки, где вы можете быть лидером. Концентрируйтесь!
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|