|
|
Ключи к развитию креативности и творческих способностей. Преодоление барьеров развития креативности и творческих способностей
Автор: Александр Хайем ( Alexander Hiam) , бакалавр Гарвардского университета, корпоративный консультант и разработчик учебных программ для повышения квалификации сотрудников компании General Motors. Материал публикуется в адаптированном переводе с английского. Креативные возможности - это: 1. Знание Существует огромное количество факторов, влияющих на нашу креативность. В этой статье мы кратко рассмотрим наиболее значимые из них. Трудно или даже невозможно работать над каждым фактором, который может воздействовать на творческие способности человека. Вместо этого вам следует сосредоточиться на тех из них, которые важны для вас в данный момент. Реалистичность целей - важнейшее обстоятельство в процессе развития собственной креативности, и вы должны выбирать их самостоятельно. Рассматривайте все последующие пункты как длинный перечень, на основе которого необходимо сделать свой выбор. Речь ведь не идет о строгом рецепте, которому обязательно следовать. Креативные возможности
1. Знание. Знакомство с методами творческого мышления: мозговой штурм, генерация идей по ассоциации со словом, изучение и создание обратных допущений. Чем больше у человека знаний о способах креативного мышления, тем чаще он творчески мыслит, и тем более успешно он может генерировать новые действенные идеи. Чтобы расширить свои познания, читайте и изучайте литературу по данной теме или же общайтесь с творческими людьми, которые могут моделировать успешные методы и подходы. 2. Точка контроля. Чувство контроля над обстоятельствами помогает людям уверенно следовать креативным альтернативам. И наоборот, чувство отсутствия контроля приводит к беспомощности. По этой причине внутренняя точка контроля важна для креативности. Позитивное мышление и прошлые успехи помогают развить чувство контроля, поэтому, если вы страдаете от ощущения беспомощности, работайте над своим настроением и ищите примеры собственных успехов. Внешняя точка контроля связана с депрессией. Если у вас депрессия, вам необходимо работать над этой проблемой (искать профессиональную помощь и поддержку), и только после этого вы можете рассчитывать на повышение креативности. 3. Уверенность. Уверенность человека в том, что он способен генерировать ценные идеи и инсайты, расширяет его креативность. Практика творческого мышления увеличивает уверенность в тех случаях, когда перед вами стоят не очень сложные задачи, и то же время ваш опыт связан с реальной жизнью. Следовательно, чтобы повысить уверенность, необходимо работать над простыми проблемами и использовать креативный подход для решения повседневных задач. 4. Открытость мышления. Готовность учитывать альтернативные точки зрения и подходы является важной составляющей креативного мышления. Чтобы развить открытость мышления, ищите примеры успешных людей и методик. Поставьте перед собой задачу общаться с людьми, которых вы не знаете, а также с теми из своих знакомых, которые вызывают у вас дискомфорт. Спрашивайте мнение этих людей по важным для них темам, обязательно старайтесь выслушать и понять ход мысли собеседника, даже если вы не согласны с ним. 5. Опыт. Позитивный опыт людей, применивших творческое мышление для решения проблем или разработки лучших альтернатив, обладает большой ценностью. Он стимулирует дальнейшую креативность. Если у вас нет большого творческого опыта, вы можете компенсировать этот пробел, обратившись к тем, у кого он есть. Попросите творческого человека помочь вам найти подход к проблеме, над которой вы работаете. Его идеи и опыт в различных подходах помогут вам узнать, как протекает процесс творческого мышления. И, конечно же, лучший способ приобрести необходимые навыки - применять креативный подход ко всей своей работе и персональным решениям. 6. Модели поведения. Общение с людьми, которые добились успеха благодаря своим личным творческим способностям, заметно стимулирует вашу собственную креативность. Вместе с тем очень сложно найти хорошие образцы для подражания. Если вы знакомы с успешными предпринимателями, построившими свой бизнес с нуля, можете не сомневаться: они - очень креативные люди, даже если от них самих этого не услышишь. Предприниматели часто думают, что только "художники" обладают творческими способностями. Старайтесь проводить время с бизнесменами, учеными, художниками и любыми другими людьми, которые кажутся вам креативными (некоторые преподаватели и учителя очень творчески подходят к разработке новых программ). Если возможно, попытайтесь понаблюдать за тем, как они работают. 7. Поддержка лидеров. Поддержка руководителей приносит большую пользу. Если вам не предлагают поддержку, попробуйте попросить о ней. Если руководитель согласен с тем, что креативное мышление является частью вашей работы, тогда он с удовольствием окажет вам больше поддержки. В обратном случае вам придется практиковать "келейную креативность". Вы будете делиться идеями лишь после завершения работы над ними, но при этом у вас будет достаточно времени, чтобы критически оценить свои предложения. Вы будете держать свой мыслительный процесс внутри себя. 8. Открытость лидеров. Интерес к вашим идеям и предложениям и поощрения со стороны руководителей усиливают вашу креативность. В то же время многие начальники закрыты для неформального обмена идеями. Попытайтесь найти удобное время или посредника для проведения в жизнь новых идей. Большинство людей проявляет большую открытость в одни часы по сравнению с другими и имеет предпочтительные каналы общения. Чаще всего руководитель, закрытый для вербального предложения, готов прочитать его в форме печатного сообщения или электронного письма. Если вы найдете руководителя, заинтересованного в новой идее и проявляющего желание рассмотреть и обсудить ее с вами, воспользуйтесь открывшейся возможностью и донесите до него как можно больше своих предложений. Попытайтесь вступить в "диалог идей" с восприимчивыми лидерами. 9. Награды. Признание и более вещественные награды за креативность помогают стимулировать это качество. Если ваша рабочая среда не обеспечивает формальных поощрений за креативность, попытайтесь добиться неформальной позитивной оценки от руководителей и сослуживцев. Спрашивайте у них, приносят ли пользу ваши творческие усилия и идеи. Обычно люди высоко оценивают креативность, но просто не задумываются о необходимости награждать за нее. Если вы выполнили какое-либо дело с помощью творческого мышления, старайтесь поощрить себя самого. 10. Подготовка. Тренинги открывают перед вами креативные методы и примеры, расширяют ваш опыт и оказывают поддержку креативному поведению. Запишитесь на любой доступный вам творческий семинар. Время от времени общественные организации и учебные заведения организуют недорогие курсы, которые вы можете посещать. Если таких курсов нет, займитесь самообучением. 11. Эмоциональная сила. Люди, не теряющие жизнерадостности перед лицом трудностей, способны управлять своим эмоциональным состоянием, избегать чрезмерных стрессов, беспокойства или депрессии. Они готовы использовать творческий подход, когда он больше всего необходим для решения проблем. Чтобы усилить эмоциональную "упругость", используйте поддержку окружающих. Снижайте воздействие стрессов с помощью релаксации или психологических консультаций. Здоровая диета, упражнения и достаточно сна помогут вам стать сильнее, а ваш эмоциональный тонус всегда будет высоким. 12. Широкий кругозор. Чем больше вы знаете, тем больше у вас материала для творческого мышления. Все время пробуйте что-то новое, посещайте новые места, читайте новые книги. Старайтесь проводить время с людьми, которые раньше не попадались на вашем пути. 13. Независимость. Чем больше независимости вы проявляете, формируя свое мнение и решая, какой избрать подход к проблеме, тем легче быть креативным. Если вы принимаете мнение другого человека и позволяете втянуть себя в дискуссию и некритично соглашаетесь с его выбором, значит, вы не умеете мыслить независимо. Независимо мыслящий человек находится в постоянном поиске. Чтобы укрепить внутреннюю независимость, не забывайте спрашивать себя, можете ли вы мысленно представить альтернативную точку зрения. Научитесь отдавать себе отчет в тех случаях, когда некритично поддаетесь чужому влиянию. 14. Отсутствие связанности. Людям с достаточно легкомысленным отношением к идеям, планам и решениям легче проявлять креативный подход. Они не связаны старыми идеями и свободны для рассмотрения новых альтернатив. Чтобы достичь подобного состояния, развивайте в себе искреннюю веру к собственным способностям выдвигать и реализовывать новые и лучшие идеи. Иначе вам будет достаточно трудно решиться на то, чтобы отбросить все отжившее, и начать с чистого листа. Если вам недостает смелости, возможно, причина в том, что вами владеет пессимистический настрой. Побольше оптимизма в мыслях. Напомните себе, что всегда существует лучший путь, и ситуацию можно изменить, если возникнет новая идея. 15. Способность к игре. Чувство удовольствия от изучения новых идей и подходов - хороший актив по отношению к креативности. Порой мы бываем слишком серьезны, а требуется, скорее, толика творчества. Люди с легким нравом лучше справляются со сложными проблемами и вопросами. Если у вас тяжелые времена, старайтесь не быть слишком серьезным. Возьмите перерыв для того, чтобы поиграть, посмеяться или выразить себя любым другим способом, который вам вернет юношескую веселость. Ищите людей, которые не принимают жизнь столь же серьезно, как вы, и поучитесь у них. Люди, которых вы избегаете из-за того, что в серьезных ситуациях они устраивают клоунаду и ведут себя глупо, - как раз те, кто вам нужен. Без их помощи вы не сможете провести основательный мозговой штурм. 16. Упорство. Существует миф о том, что только вдохновение питает творчество. Абсурд. Каждой великой идее требуется время, чтобы вырасти и сформироваться. Упорство играет важнейшую роль: если вы (подобно многим людям) привыкли сдаваться слишком быстро, поставьте перед собой количественные цели и тренируйте упорство. Побудите себя генерировать в два раза больше идей или удвойте время, которое вы тратите на обдумывание. Заставьте себя практиковать упорство, и в результате вы выиграете, естественным образом став более упорным и творчески мыслящим человеком. 17. Способность к сопереживанию. Люди, умеющие улавливать, что думают и чувствуют окружающие, обладают особым даром групповой креативности. Они способны воспринимать идеи других людей, добавляя что-то свое. Чтобы повысить свою способность к эмпатии, развивайте в себе умение слушать (рассказывайте людям, что, по вашему мнению, они думают и чувствуют, и просите их поправить вас, если вы неправы). Также постарайтесь разрушить все барьеры, препятствующие комфортному сотрудничеству. Например, жесткая, формальная обстановка создает барьер на пути к сопереживанию. В нейтральной, способствующей раскрепощению среде проще слушать и сопереживать окружающим. 18. Отношение к себе. Если вы считаете себя творческим человеком, то таковым вы и являетесь. Креативность в значительной мере базируется на отношении к себе - это скорее поведение, чем талант, и люди, чувствующие в себе творческую силу, действуют креативно. Если вы не ощущаете в себе творческого начала (и не ощутите, пока не разовьете привычку быть креативным), то поставьте перед собой задачу во всем подражать очень креативному человеку. Например, скажите себе, что вы будете подходить к проблеме так, как к ней мог бы отнестись художник или режиссер. Креативная модель поможет вам научиться относиться к себе, как к творческому человеку. 19. Изобретательность. Люди, часто думающие над новыми вещами, естественным образом хорошо справляются с другими креативными заданиями. Вероятно, изобретательство - хорошая практика для всех видов креативности. Если вы можете придумать десять новых способов сварить чашку хорошего кофе, то вам не составит труда придумать множество новаторских решений для сложной проблемы на работе или в личной жизни. Изобретать - это увлекательная игра, поэтому практикуйте ее, непрестанно задавая себе вопросы, как усовершенствовать что-то в своей компании или дома. Например, по дороге на работу вы можете потратить несколько минут на размышления о новом способе доехать из дома в офис и назад, который позволил бы сэкономить время и избежать пробок. Приехав на работу, вы уже будете готовы применить свою креативность к более серьезной проблеме. 20. Способность нарушать границы. Располагая вещи в непривычной последовательности, вы нарушаете внутренние границы. Создание неожиданных групп является базовой творческой операцией, поэтому необходимо хорошо овладеть данным навыком. Вместо того чтобы просто перечислять единичные варианты, вы можете создать множество комбинаций с помощью формы "______ и_____". Объединяйте идеи в пары, эта методика поможет вам найти новые комбинации, преодолев привычные границы. 21. Понимание креативности. Люди, лучше понявшие глубинную сущность креативности, в результате становятся более творческими натурами. Чтобы овладеть данным преимуществом, изучайте учебные материалы, пользуйтесь анкетами, подобными этой, посещайте семинары, подражайте людям с творческой жилкой, применяйте методы мозгового штурма.
22. Самоанализ. Человек обязательно должен понимать принципы собственного творческого поведения. Благодаря этому он получает возможность развиваться. Люди, глубоко проанализировавшие свое мышление и творческие подходы, добиваются успеха в креативной работе. Чтобы достичь высокого уровня самоанализа, наблюдайте за собственным творческим процессом. Вы всегда используете определенные интеллектуальные стратегии? Вы постоянно работаете в одном и том же месте, в одно и то же время? Если так, осознанно измените привычные условия. Трансформируя подход, наблюдайте за изменениями результатов. Если вы будете больше экспериментировать со своими творческими методами, то со временем вы будете находить все лучшие и лучшие формулы креативности. Некоторым людям требуется соответствующее окружение или фоновая музыка, чтобы достичь оптимального творческого уровня. Познайте свое творческое "я", и вы сделаете множество подобных полезных открытий. 23. Сбалансированность чувств и мышления. Многие люди не могут добиться эмоциональной вовлеченности в творческую проблему. Их мышление оказывается скованным и ограниченным, и они не могут достичь той силы мысли, которая необходима для рождения идеи или решения. Точно так же одних эмоций недостаточно для многих креативных задач. Только объединив мысль и чувство, вы сможете направить свой разум на решение проблемы. Чтобы сбалансировать свой подход, время от времени останавливайтесь и спрашивайте себя: а) какие чувства вызывает во мне творческая работа, которой я занимаюсь; б) о чем я думаю. Эта методика поможет развить как рациональную, так и эмоциональную сторону творчества, и создаст здоровый баланс между мыслью и чувством. Попробуйте пригласить к совместной работе человека, обладающего тем, чего вам недостает: если у вас развито логическое мышление, найдите партнера, обладающего интуицией, для совместного мозгового штурма, и наоборот. 24. Смелость. Психологическая и интеллектуальная смелость помогает людям преодолевать препятствия на пути к креативному мышлению. Даже если вам недостает отваги в других областях, вы все равно можете развить в себе творческую смелость, просто осознав, что цена ошибки очень невелика. Ну что случится, если ваше креативное мышление не создаст ценную идею? Ведь вы не альпинист, который может сорваться со скал, и не аквалангист, который при слишком быстрой декомпрессии может умереть от судорог, и не шпион, один неправильный ответ которого может привести к разоблачению врагом. По существу, творческая неудача не приводит ни к чему плохому. Вы всего лишь потеряете немного времени, практикуя креативные способности. Поэтому совсем не сложно убедить себя стать творчески мыслящими человеком, если вы поймете, какая именно смелость необходима для этого. 25. Способность пойти на риск. Если человек без колебаний рискует расстаться с чем-либо, то ему легче проявить креативость. Таким людям не приходится уговаривать себя попробовать новый подход. Если вы неохотно идете на риск, то должны отдавать себе в этом отчет, развивая свою креативность. Постарайтесь найти возможность делать запланированные рискованные ходы, когда последствия риска не очень страшны для вас. Например, поставьте перед собой задачу время от времени менять порядок повседневных дел - просто для того, чтобы понять, сколько существует различных подходов к одной и той же работе. Это упражнение требует творческого отношения к принятию рискованных решений, оно поможет вам преодолеть страх риска в креативной сфере. Отказавшись от творческих подходов, вы можете упустить ценные возможности. Поэтому парадоксальным образом оказывается, что рискованнее поддерживать статус-кво, нежели быть креативным. 26. Приоритет креативности. Люди, сделавшие креативность своим приоритетом, успешнее выполняют творческие задания, уделяя им больше усилий и времени. Если креативность не входит в число ваших приоритетов, измените порядок, которым вы руководствуетесь при выполнении каждодневных задач. Определите для себя больше творческих целей и поставьте перед собой задачу выполнять их в первую очередь. Например, если на завтра вы запланировали разбор бумаг, письменную работу, оплату счетов и телефонные звонки, то обязательно начните день с письменной работы. 27. Ответственность. Некоторые люди ответственно относятся креативности. Они чувствуют в себе потенциал и считают, что обязаны использовать его. Это - здоровое отношение, в нем есть преданность творческому процессу. Мир требует от нас множество конкурирующих видов ответственности, поэтому мы сами должны сделать выбор и защитить свою креативность. Если вы сталкиваетесь с трудностями и замечаете, что на вас возлагают ответственность, препятствующую выполнению творческих заданий, - сопротивляйтесь. Чтобы напомнить себе о своей креативной ответственности, просто скажите себе, что людей запоминают по тому новому, что они сделали, а не по рутинным вещам, доступным каждому! Пользуясь чужими идеями, легко сделать хорошую работу, но чтобы действительно внести свой вклад в мир, необходимо предложить собственные новые мысли. Кроме того, когда вы разовьете свои креативные навыки и успешно реализуете некоторые из собственных творческих идей, к вашему креативному потенциалу станут относиться с большим уважением, и в результате вы приобретете громадное чувство творческой ответственности. 28. Дисциплина. Несмотря на то что креативность можно воспринимать как игру, для получения практических результатов придется приложить значительные усилия. Люди с высокодисциплинированным подходом к креативности чаще достигают творческих успехов, так как они тратят больше сил и времени на свою работу. Кроме того, такие люди используют больше креативных методов. Дисциплину достаточно просто приобрести: попытайтесь заносить то, чем вы занимаетесь, в творческий журнал, отмечая, какой тип креативной работы вы выполняете каждый день, сколько времени вы тратите на нее и каким подходом пользуетесь. Помимо этого, делайте записи обо всем, что вы прочитали или узнали о творческой деятельности, а также обо всех случаях, когда вы обсуждали эту тему с другими людьми. Само по себе ведение дневника поможет вам стать более дисциплинированными. 29. Здоровье. Здоровье и хорошее самочувствие благоприятно сказываются на креативности. Если у вас проблемы со здоровьем, то вы можете не заметить, что они связаны с творческими трудностями. Вместо того чтобы при плохом самочувствии заставлять себя творить, лучше предпринять решительное усилие и в первую очередь вложить время и энергию в собственное здоровье. Отдых, релаксация и правильное лечение подготовят вас к творческой деятельности. 30. Самообучение. Люди, с энтузиазмом относящиеся к развитию собственной креативности, постоянно творчески растут. Они чаще достигают успешных результатов. Если интерес к совершенствованию творческих навыков не является для вас естественной потребностью, тогда попробуйте посещать курсы, помогающие сфокусироваться на самосовершенствовании. На курсах вы приобретете привычку изучать креативность, после чего вы сами сможете наращивать собственные знания. Также смотрите: Развитию творческих способностей посвящен дистанционный курс "Креативность". Вы можете изучить его в составе программы "Профессиональные навыки менеджера" или при обучении по индивидуальной программе. COPYRIGHT 2006 © Элитариум - Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru). Преодоление барьеров развития креативности и творческих способностейАвтор: Александр Хайем ( Alexander Hiam) , бакалавр Гарвардского университета, корпоративный консультант и разработчик учебных программ для повышения квалификации сотрудников компании General Motors. Материал публикуется в адаптированном переводе с английского. Продолжение публикации. Начало смотрите здесь. Креативные барьеры - это: 1. Недостаточное разнообразие навыков Креативные барьеры 1. Недостаточное разнообразие навыков. Трудно быть креативным, раз за разом выполняя одну и ту же работу. Напротив, люди, использующие разнообразные навыки, более креативны. Чтобы извлечь пользу, улучшая собственную квалификацию, ищите возможности для освоения и использования новых навыков. Скажем, возьмите новые задания на работе или займитесь интересным делом. Старайтесь не упустить возможность приобрести необычные навыки. Смена работы и дополнительное образование очень хорошо сказываются на личных творческих способностях. 2. Ограниченные возможности для приобретения новых навыков. Если ваша работа ограничивает вас в приобретении новых навыков, то ваше творческое воображение может оскудеть. Боритесь со стереотипами на работе, ищите возможности для взаимного обмена и параллельного обучения.
3. Незначительное количество трудностей. Если в жизни или на работе перед вами встает слишком мало трудностей, то, вероятнее всего, вам трудно проявить свои творческие способности. Многие люди избегают трудностей, они боятся связанных с ними неудобств и риска. Часто те же самые люди говорят, что существование навевает на них скуку, а значит, вызовы являются здоровой и необходимой составляющей человеческой жизни. Для того чтобы найти сложное задание, вы можете добровольно предложить свою кандидатуру для выполнения непопулярной работы, заставить себя попробовать что-нибудь новое, провести каникулы там, где вы никогда не бывали и т. п. 4. Ослабленное чувство персональной ответственности. Когда человек ощущает себя одной из множества спиц в колесе, у него нет мотива быть креативным. Вы сможете справиться с чувством, что ваши усилия не имеют значения, если начнете общаться с людьми, которым нужны результаты вашей работы. Определите их предпочтения. Выясните главное: можете ли вы найти индикаторы или единицы измерения для собственных усилий? У всякой работы свои особенности, но вам будет непросто увидеть значение собственного вклада в общее дело, если вы сами себя не оцените. 5. Ограниченное количество вариантов решения. Если вы принимаете заданный подход к проблеме, то в поисках решений заранее "сужаете круг подозреваемых". Вы закрываете глаза на необычные альтернативы, ограничивая число рассматриваемых возможностей. Чтобы справиться с этой проблемой, просто попытайтесь использовать разнообразные методы и инструменты креативного мышления. 6. Отсутствие моделей поведения. Многих из нас окружают люди, чье поведение нельзя назвать креативным. Из-за этого мы сами лишаемся мужества вести себя творчески. Чтобы справиться с этой проблемой, следует сделать два шага. Во-первых, откройте для себя мир творческих людей. Вы можете читать о них книги, смотреть фильмы и т. п. Во-вторых, старайтесь проводить время в компании с творческими людьми. У вас есть знакомые художники, актеры, ученые, любознательные журналисты или воспитатели в детском саду, с которыми вы можете регулярно общаться? Даже полчаса в неделю в компании с такими людьми подстегнут ваши креативные способности. 7. Окружающие готовы принять ограниченное число вариантов. Часто на работе и дома к новым идеям относятся критически, или же их вовсе игнорируют. Если ваше окружение именно таковым и является, то вскоре вы перестанете озвучивать новые идеи, а со временем совсем перестанете их генерировать. Признайте, что окружающие негативно относятся к вашим креативным идеям и этим наносят вред вашим творческим способностям; чтобы выправить положение, найдите людей, которые будут с готовностью и любопытством обсуждать ваши мысли (если вокруг нет никого, кому вы могли бы доверить свои мысли, значит, вы оказались в нездоровой ситуации и в вашу жизнь срочно необходимо внести изменения). Вы также можете вести журнал идей, куда вы будете заносить свои мысли, а затем работать над ними. Диалог с самим собой может стать частичной заменой обсуждения идей с другими людьми. 8. Санкции. Когда другие люди активно противодействуют творческому мышлению, очень сложно быть креативным. Очень часто нестандартный подход вызывает наказание или порицание. Во многих организациях всякий сотрудник, высказывающий или использующий творческие идеи, считается источником проблем. Похожая ситуация складывается в школах - неудивительно, что у большинства людей привычка к творчеству разрушается еще в период взросления. Существуют лишь две здоровые реакции на подобное положение дел: во-первых, добивайтесь, чтобы организация изменила сложившуюся практику. Для этого вы можете приводить рациональные доводы в пользу поощрения креативности. Во-вторых, вы должны создать свое творческое подполье. Проявляйте креативность так, чтобы не привлекать внимание людей, накладывающих санкции. Но только, пожалуйста, не отказывайтесь от творчества. 9. Страхи. Многие люди опасаются предлагать творческие идеи. Их пугает перспектива показаться странными и несговорчивыми. Они боятся, что их предложения высмеют, раскритикуют или подвергнут цензуре. И такая реакция действительно возможна, а следовательно, креативное поведение не всегда безопасно. 10. Личная узость мышления. Если вы вошли в одну колею и постоянно используете привычные подходы, то очень и очень сложно мыслить креативно. Необходимо разрушить оковы мышления. Если вы не можете решиться на крупные изменения, то для начала сделайте что-нибудь пусть маленькое, но новое и ни на что не похожее. Посетите необычное место. Вы принесете себе огромную пользу, если станете чаще общаться с далекими от вас людьми - теми, с кем у вас мало общего и кто не входит в ваш привычный круг. 11. Биполярное (альтернативное) мышление. Сколько возможностей вы обычно рассматриваете, когда ищете решение проблемы? Многие люди ограничивают свою мысль двумя альтернативными вариантами. Они сами ставят себя в положение человека, оказавшегося на развилке двух дорог. При рассмотрении проблемы целесообразно учесть все возможные варианты, а не только два из них. 12. Чрезмерная уверенность в себе. Если вы думаете, что у вас уже есть правильный ответ, то лишаете себя даже малейшего шанса рассмотреть альтернативные подходы. Некоторая самоуверенность встречается очень часто, особенно у людей, которые обладают опытом или квалификацией. Но во многих случаях прежний опыт ограничивает нашу точку зрения на новые возможности. Чтоб справиться с ограничениями, накладываемыми чрезмерной уверенностью в своей правоте, попробуйте изменить базовые допущения с точностью "до наоборот". Например, если вы полагаете, что традиционный путь решения проблемы правилен, скажите себе, что традиционный подход ошибочен и. попытайтесь найти доводы в пользу нового - противоположного допущения. 13. Постоянный недостаток времени. Очень трудно быть креативным в спешке. Вместе с тем нам часто недостает времени. Возможно, не в ваших силах избавиться от недостатка времени. Однако вы можете предпринять определенные шаги и высвободить время для творческого размышления над важными вопросами. Ваша задача: а) определить по одной теме на каждый день и направить на нее всю свою креативность; б) составить расписание, в соответствии с которым вы будете расходовать свое время на творчество. Например, если вас беспокоит какая-либо проблема, и вы не видите по-настоящему удачного решения, найдите один час в течение дня, когда вы сможете выйти на прогулку и подумать о ней. Кроме того, быстрая поступь современной жизни заставляет человека соглашаться с необходимостью принимать мгновенное решение даже в тех случаях, когда нет недостатка времени. Спросите себя, нельзя ли отложить решение на день или неделю. Пусть оно подождет, а вас тем временем может озарить, - и вы сделаете лучший выбор. Некоторые рекомендуют каждое утро вставать на полчаса раньше и составлять список своих идей и сомнений - все, что придет вам в голову. Так вы очистите свое мышление для множества проблем и трудных задач, с которыми вам приходится сталкиваться ежедневно. Эта методика позволит вам почувствовать, что у вас больше времени, и вы лучше контролируете свою жизнь, чем прежде. Другой подход предполагает практиковать ускоренную генерацию идей. Вы сможете лучше использовать тот небольшой объем времени, которое в вашем расписании отведено на творчество. 14. Процедурные ограничения. Когда существуют твердо установленные процессы и процедуры, очень сложно рассматривать творческие альтернативы. Регулирование, привычка или традиция диктуют отрицательный ответ на большинство предложений. Подобная ситуация лишает нас смелости даже просто задумываться о возможных вариантах. С этим барьером очень сложно справиться. Часто процедурные ограничения присутствуют в большей степени в нашем восприятии. Когда мы достаточно долго одним и тем же образом что-то делаем, нам начинает казаться, что существуют твердые процедурные требования, в то время как в действительности мы имеем дело лишь с набором своего рода привычек. Поэтому следует подвергать тщательному рассмотрению все действия, за которыми закреплена определенная процедура, - как на работе, так и в жизни. Во многих случаях выясняется, что помимо отсутствия воображения не существует никаких ограничений, препятствующих изменению процедуры. 15. Бюрократизм. Когда оценка новой идеи состоит из множества шагов и в нее вовлечено слишком много людей, мы лишаемся уверенности в себе и у нас исчезает желание проявлять креативность. Например, формальные системы учета предложений предполагают заполнение заявок в сложной форме. Их просматривает вышестоящее начальство и комитеты, после чего следует долгий анализ и планирование работы по тем немногим идеям, которые прошли через сито. Направить идею в подобную систему все равно что послать ребенка за продуктами в супермаркет. В борьбе с бюрократизмом лучше всего попытаться обойти его. Но если бюрократизация зашла далеко, то вы обнаружите, что ни у одного человека не хватает власти, чтобы обойти все ее барьеры, не столкнувшись с еще большим бюрократизмом. В некоторых организациях вся руководящая работа возложена на бюрократию, а не на менеджеров. В такой ситуации нужны почти партизанские методы: разрабатывайте креативные подходы к своей работе в тех областях, которые не входят в зону ничьей ответственности, и просто применяйте такие идеи самостоятельно. 16. Лидеры с ограниченным мировоззрением. Некоторые люди чувствуют угрозу, когда сталкиваются с чем-то креативным. Их взгляд на вещи ограничен, и они не хотят знать, что вы думаете, если у вас иная точка зрения. Вместе с тем, если в жизни или на работе такой человек занимает более высокую позицию, чем вы, то необходимо обойти его ограниченность, чтобы развить и применить свои идеи. Вы можете попытаться справиться с этой проблемой, экспериментируя с различными каналами общения. Большинство людей предпочитает какой-то один канал, через который они лучше воспринимают новые идеи. Экспериментируйте, пока не найдете канал, который работает лучше всего. Пробуйте различное время и условия передачи креативных идей. Отнеситесь к этому процессу как к творческому заданию на ближайшие шесть месяцев, и посмотрите, чего можно достичь, не подвергая себя риску быть уволенным. 17. Ограничения, накладываемые процессами в группе. Строгий регламент собраний, прописанные до мелочей групповые проекты и повестки дня, формальные сверхструктурированные подходы к обсуждению вопросов - все это встает на пути креативного мышления. У того, кто потерялся в групповых процедурных ограничениях, едва ли могут возникнуть творческие идеи. Поэтому старайтесь отстраненно относиться к групповым процедурам. Вы сможете избежать ограничений, а затем обойти их, если выделите время и место, где вместе с одним или двумя сочувствующими вам сотрудниками сможете заново обдумать вопрос в неформальной атмосфере. Затем, если вам придет в голову дельная мысль, вы можете сообщить ее руководителю в записке вместе с предложением обсудить эту идею на следующем плановом собрании. Кроме того, пытайтесь как можно чаще пользоваться творческим мышлением за пределами ограничений, накладываемых групповыми процессами. Если эта цель недостижима на работе, найдите занятие для свободного времени, которое поможет вам поддерживать свои творческие силы. 18. На вас давят, чтобы добиться согласия. В организации или субкультуре вас могут заставлять действовать, одеваться, думать или быть как другие, такое давление препятствует творческому мышлению. В таких организациях и субкультурах отличаться от других - табу, действующее как внутри, так и вовне нас, в то время как креативность вносит именно различия. Соответственно вам не дают действовать и думать творчески. Насколько силен пресс конформизма в организации, которой вы принадлежите? Задайте себе этот вопрос, если вы сталкиваетесь с подобным давлением. Чаще всего конформизм не несет в себе угрозы - почему бы не одеваться подобно другим людям в офисе или на производстве? Но вы неизбежно столкнетесь с некоторыми типами воздействия, поддаваться которым нет никаких оснований. Различия являются скрытым источником силы. 19. Перфекционизм. Если у вас есть тяга к совершенству, то вам не понравятся креативные идеи, поскольку они часто беспорядочны и плохо оформлены. Старый подход обычно кажется более четким и совершенным, так как был продуман и выверен. Перфекционизм ведет к преждевременному отрицанию творческих идей. Он не дает им шанса развиться до такой степени, чтобы они, образно говоря, могли расправить крылья. Что, если сконцентрировать свое внимание на креативном процессе, а не на его результате? Суета вокруг улучшения творческого процесса - включая то, как думаете вы или ваша группа, и как это выражено в документах, - направит перфекционистский зуд в более продуктивное и полезное русло. Нет ничего плохого в стремлении к совершенству. Просто в некоторых случаях ваш перфекционизм лучше применить к вещам, а в других - к процессам. 20. Боязнь ошибки. Что если ваша идея ошибочна, и из нее ничего не выйдет? Подобные мысли могут причинить ущерб креативности. "Ничего не делаешь, ничем не рискуешь", - эти слова хорошо характеризуют творческий подход. Лучший способ преодолеть страх неудачи - попробовать и добиться успеха. Звучит просто, но, чтобы это обязательно случилось с вами, поставьте перед собой задачу, с которой вы наверняка справитесь. Чтобы повысить уверенность в себе, выбирайте интересные и простые задания, не имеющие или почти не имеющие теневой стороны. Со временем страх неудачи ослабнет, а тяга творить превысит его. 21. Боязнь отказа. Одним из поводов для беспокойства может быть перспектива того, что вашу идею откажутся принять. Мы идентифицируем себя со своими идеями, и у нас возникает чувство того, что, отрицая наши идеи, отрицают нас самих. Они отвергнут меня или нет? Они все еще ценят меня? Если так относиться к креативности, то шансы сколько-нибудь продвинуться невелики. К несчастью, многие люди способствуют усилению нашей боязни отказа, они дают оценки, нацеленные на нас как на личность, а не на наши идеи. Если ваши сослуживцы, руководители, супруг или супруга по привычке говорят: "Это глупая идея", - вы должны отдавать себе отчет в том, что они просто не понимают, что их ответ построен некорректно. Правила мозгового штурма дают отличное противоядие от боязни отказа. Они запрещают любые критические комментарии до того момента, пока группа не сгенерирует большое количество идей. Эти идеи объединяются в целое, принадлежащее всей группе, а не тем отдельным людям, которые предложили конкретные мысли.
22. Боязнь утратить контроль. Многие люди считают, что слишком большое количество креативности несет опасность, так как творчеством трудно управлять. Для многих из нас желание держать все под контролем - одно из самых сильных. Сама мысль о радикально новом и нетрадиционном подходе, кажется, несет угрозу существующему порядку. Чтобы справиться с боязнью утратить контроль, вам следует признать, что наличие выбора является источником подлинного контроля. Чем больше у вас возможностей, тем лучше вы управляете ситуацией, поскольку вы не ограничены одним путем или одним выбором. Когда человек понимает это, он открывается для творчества, воспринимая креативность как источник, а не угрозу для контроля. 23. Гордость. Гордость часто не дает человеку серьезно отнестись к идеям других людей. Еще никому не удавалось самостоятельно создать великую идею. Мысли окружающих и данные о мире жизненно важны для здоровой креативности. Поэтому вам следует обуздать собственную гордыню и научиться слушать других людей. 24. Личные фильтры. Они есть у каждого из нас. Фильтры экранируют идеи и не дают нам думать о них серьезно. Обычно фильтры не позволяют нам признать новый класс идей или подходов, даже если мы рассматриваем новые мысли внутри устоявшегося класса или группы. Самый простой способ преодолеть фильтр - задать себе вопрос: почему я не принимаю ту или иную идею всерьез? Для этого есть хорошая, тщательно продуманная причина, или я неосознанно подвергаюсь действию внутреннего фильтра? Отдавая себе отчет в собственных фильтрах, вы получите больший контроль над процессом мышления и не пропустите множество отличных идей. 25. Физический дискомфорт. Любой физический дискомфорт или боль отвлекает от познавательных задач и особенно разрушительно действует на творческую способность. Например, человек, испытывающий головную боль, никогда не сможет прийти к интеллектуальному прорыву. Поэтому, прежде чем пытаться творчески мыслить или решать сложную проблему, займитесь состоянием своего тела. Оно должно испытывать максимальный возможный комфорт. Одним из наиболее распространенных барьеров корпоративной креативности являются неудобные комнаты для собраний. Если в кабинете некомфортные кресла, душно и мало света, попробуйте провести собрание в другой комнате или предложите всем принять участие в небольшой прогулке, которая способствует развитию чувства комфортности и стимулирует творческое мышление. 26. Больная спина/позвоночник. Если вас беспокоит спина, то вы чувствуете дискомфорт и вам трудно сконцентрироваться. Кроме того, энергия в позвоночнике циркулирует неправильно, что снижает качество мышления. Единственный способ справиться с этой проблемой - держать голову прямо, работать над осанкой, силой и гибкостью спины. Для оздоровления своего позвоночника можно использовать растяжку, плаванье, прогулки, йогу и медицинские процедуры. Поработайте над своей позой за столом, возьмите другой стул, стол, клавиатуру и старайтесь не сутулиться. Попробуйте изменить свою позу, чаще делайте перерывы на растяжку и прогулки. Вы также можете приобрести гарнитуру для телефона, чтобы лишний раз не напрягать спину. 27. Слишком конкретное мышление (избыточный практицизм). Абстрактное мышление позволяет обобщить вопрос, благодаря чему можно увидеть связь с другими проблемами. Вы можете заимствовать решения, разработанные для сходных проблем, и попробовать применить их к своей ситуации. Чтобы научиться думать менее конкретно, заставьте себя рассматривать вопрос в сравнениях и метафорах. После этого подумайте, что общего и что отличает вашу проблему или область интересов от сходных случаев. 28. Узость мышления. Если вы привыкли мыслить линейно, попробуйте целенаправленно разрушить эту схему. Например, возьмите несколько карточек, выпишите на них шаги, составляющие ваш текущий подход к процессу или проблеме, а затем перемешайте эти карточки. Теперь попытайтесь переписать свой подход так, чтобы придать смысл тому порядку, в котором вы разложили карточки после перетасовки. 29. Приятие существующего положения вещей (конформизм). Когда человек беспокоится о том, что окружающие с ходу откажутся признать его идеи, он часто скрывает свои мысли, а со временем и вовсе отказывается от креативного подхода. Чтобы справиться с этой проблемой, постарайтесь меньше общаться с людьми, негативно реагирующими на ваши идеи. Ищите позитивную физическую и эмоциональную обстановку, в которой ваши мысли смогут получить развитие. Если это невозможно (например, вы обязаны посещать "враждебное" собрание персонала), тогда ведите блокнот и записывайте туда свои идеи, вместо того чтобы озвучивать их. Если для практического воплощения вашей идеи ее необходимо представить негативно настроенным людям, подождите, пока она созреет, и вы сможете рассказать о ней в форме тщательно продуманного и хорошо обоснованного предложения. 30. Низкая самооценка на работе. Если у вас есть сомнения в ценности и важности того, чем вы занимаетесь, трудно заставить себя относиться к своей работе креативно. Чтобы справиться с этим негативным чувством, напомните себе о важных характеристиках своей деятельности. Также подумайте о том, что, повысив качество своей работы, вы сможете придать ей большее значение, чем она имеет теперь. Даже самое тривиальное занятие приносит кому-то пользу, поэтому попытайтесь поговорить с людьми, которые "потребляют" то, что вы производите. Узнайте у них, каковы важнейшие качества вашей продукции, и что им бы хотелось в ней улучшить. Их пожелания могут стать хорошим стимулом вашего творчества, поскольку вы будете знать, что заняты важными для других делами.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|