|
|
Исполнительный секретарь Межрелигиозного совета России Роман СИЛАНТЬЕВ: Мусульмане обиделись на правду
Книга ученого-этнолога взорвала духовную жизнь страны и чуть не поссорила ислам с православием
Презентация книги «Новейшая история исламского сообщества России» тихо и скромно прошла еще в октябре. Возможно, выход в свет этого узконаучного издания тиражом всего 500 экземпляров так и остался бы скупой радостью для редких специалистов, если бы уже в декабре Совет муфтиев России не объявил, что собирается в знак протеста против публикации книги Романа Силантьева выйти из состава Межрелигиозного совета России, который объединяет все традиционные конфессии страны. Это «хлопанье дверью» объяснялось просто - автора угораздило быть еще и исполнительным секретарем Межрелигиозного совета. И тут, конечно, книгу захотели прочесть все. Даже те, кто до этого момента никогда не интересовался российским исламом. Лучшей рекламы и желать нельзя. Судя по всему, теперь тираж книги будет допечатан, и «Новейшую историю» прочтут тысячи россиян. Самых разных вероисповеданий. После заявления Совета муфтиев события понеслись с головокружительной скоростью. Православные иерархи попытались уладить конфликт. К христианам подключились правозащитники-мусульмане, которые не усмотрели в книге ничего крамольного. Наконец, в роли третейского судьи выступили правоверные евреи - они предложили провести независимую экспертизу на предмет «разжигания». Как мы искали скандальную книгу и ее автора Мы начали поиск «Новейшей истории» с простых упражнений - связались с крупнейшей московской книготорговой организацией. Но через час выяснилось, что в столичных книжных магазинах книги нет, а в планах книготорговцев лидируют Акунин, Донская и Маринина, а никак не история ислама. Это насторожило. Ведь, судя по неофициальному заявлению одного из мусульманских лидеров, «Силантьев плюнул в душу всем россиянам, исповедующим ислам». Но тогда его книжка должна была бы сначала дойти до «всех россиян», то есть лежать на каждом лотке. Увы. На научные монографии спроса нет. Поиски книги мы продолжили через сложные структуры Русской православной церкви. За время, которое мы убили на многоходовые телефонные комбинации, можно было бы, похоже, дозвониться напрямую до президента. В отделе внешних сношений РПЦ подтверждали: «Да, книгу видели, листали по диагонали. Она у нас даже есть, но дать не можем. И телефон Силантьева не дадим, ему запрещено общаться с прессой». Попытались найти издательство «Ихтиос», выпустившее книгу. Оно тоже оказалось глубоко зашифрованным. Пресс-секретарь Совета муфтиев России Радик Амиров любезно согласился выслать фотографию обложки «Истории ислама». Наконец на мутном фотоснимке с презентации книжки мы опознали известного этнографа и религиоведа Юрия Пучкова - первого в современной России составителя карты религий нашей страны (эту карту «КП» печатала в номере за 15.04.05). Юрий Иванович, оказывается, был научным консультантом Силантьева. Уже один этот факт ставил под сомнения обвинения Силантьева в «научной безграмотности». И телефон своего подопечного Пучков дал без лишних условностей. Мы позвонили. Силантьев был печален, но вежлив. Предложил встретиться, но только 12 декабря, после внеочередного заседания Межрелигиозного совета, который как раз будет посвящен его книге. И вообще разбору полетов. До этого дня общаться с прессой ему запретили. По словам автора, больше всего российским мусульманам в его книге не понравилась их численность - 14,5 миллиона вместо 20, как считают сами правоверные. Также не понравилось развенчание мифа о «массовом переходе православных в ислам». Таковых духовных перерожденцев, по мнению Силантьева, пока на всю Россию не более 2500 человек, и это при 126 миллионах православных! Не впечатляет цифра. А вообще книга посвящена непростым отношениям в исламской духовной среде и ее раздробленности, из-за чего исламом пытаются манипулировать. И в первую очередь из арабских стран. Но он, Роман Силантьев, не желает исламу зла. Наоборот сожалеет, что из-за раздробленности эта религия не занимает подобающего ему места в российском обществе. На вопрос, где же купить книгу, Силантьев ответил: - А нигде вы ее не купите. Хотя... пара штук еще может быть в лавке Союза писателей. Больше нигде она не продавалась. Русские? Крест предъявите! Лавка оказалась забита патриотической литературой. Продавец - под стать ассортименту: борода, горящие глаза, на груди здоровенный крест. Короче, распространенный клинический случай - «буйно-православный». С порога нас строго спросили: «Русские?» Мы предъявили нательные кресты и назвали свою газету и фамилии, следя, чтобы буква «р» выговаривалась четко. Продавец расслабился: «Извиняйте, молодые люди, а то за этой книгой одни нехристи приезжают. Ну, мусульмане с евреями». И тут в лавке начался митинг. Мы узнали все, что думают «истинно православные» о правительстве и международной политике, а заодно и об экономической ситуации. Пересказывать не будем, а то самим извиняться придется. Митинг удалось прервать, выложив за книжку 350 рублей. Цена, кстати, «неподъемная» для массовой литературы. На 50-й странице мы поняли, почему обличители Силантьева читали эту книгу «по диагонали». Вот хоть убей, но неспециалисту абсолютно неинтересно, как ДУМ АМ (Духовное управление мусульман «Ассоциация мечетей») вошло в Совет муфтиев России, а его структурные подразделения, Региональное ДУМ Ульяновской области и ДУМ Оренбургской области, заявили о своей автономии в 1997 году. И так на 600 страницах! И тут мы поняли - муфтии книгу, похоже, тоже целиком не читали! Кроме отдельных цитат и оглавления. Зато служители «ислама», «самой миролюбивой религии», сразу потребовали порвать все отношения с представителями других конфессий. Но не все муфтияты и духовные лидеры согласились с этим требованием. И это лишнее подтверждение мнения ученого: «История современного российского ислама - история раскола».
ЛИЧНОЕ ДЕЛО Роман СИЛАНТЬЕВ родился 15 сентября 1977 г. в Москве. В 1999 году окончил географический факультет МГУ и поступил в аспирантуру Института этнологии и антропологии РАН. Был номинирован на Госпремию в числе авторов энциклопедии «Народы и религии мира». В июле 2001 года избран исполнительным секретарем Межрелигиозного совета России. В июне 2003 года защитил кандидатскую диссертацию по теме «Этносоциальные, политические и религиозные аспекты раскола исламского сообщества России». Сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата. ЦИТАТЫ Что задело правоверных «Председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин неоднократно обвинялся оппонентами в тесных связях с «казанской» ОПГ, а также различными чеченскими преступными группировками. Сильно подорвала репутацию московского муфтия история с задержанием имам-хатыба пермской Соборной мечети Аббоса Мирахмедова. При расследовании выяснилось, что под прикрытием мечети действовала целая сеть по распространению наркотиков» (стр. 443). «Высокая степень доверия арабских спонсоров к своим российским единоверцам создавала идеальные условия для нецелевого использования полученных средств. ...В регионах с ярко выраженной православной доминантой создавались мусульманские общины. Эти общины оперативно проходили регистрацию и предъявляли властям требование предоставить землеотвод для строительства мечети... а само место закладки выбиралось как можно ближе к центру города, нередко в заведомо неприемлемых местах... Тем временем горожане начинали протестовать... При этом отсутствие прогресса в постройке мечети объяснялось активным противодействием местной православной общественности, властных структур и правоохранительных органов. Видимым результатом подобных афер, реализованных по меньшей мере в десяти российских городах, становилось резкое падение авторитета мусульманских общин...» (стр. 461 - 463). «Некоторые мусульманские лидеры, в частности, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, говорят о «десятках тысяч русских, принимающих ислам», православные эксперты полагают, что их численность не превышает двух-трех тысяч человек, а сами «русские мусульмане», как ни странно, с ними солидаризируются. Действительно, число активных «русских мусульман» не превышает пары сотен, однако благодаря пиар-кампаниям они кажутся большой и влиятельной группировкой» (стр. 489).
ПОЗИЦИЯ МУСУЛЬМАН Радик АМИРОВ, пресс-секретарь Совета муфтиев России: Бегать за ним с топором не будем - К этой книге не было бы претензий, если бы ее написал журналист, а не православный секретарь Межрелигиозного совета. Большинство приведенных фактов - ссоры муфтиев, драки, опять ссоры и ничего позитивного. Неубедительные ссылки на интернет-сайты. Или оговорки «по слухам», «якобы», «мне рассказали». Хотя я и признаю, что между Духовными управлениями мусульман были непростые отношения, но мы смогли сплотить российскую умму*, и сейчас она является ведущей, одной из самых многочисленных в мире. Думаю, книга не способствует единению в Межрелигиозном совете, который собрал все традиционные конфессии. Думаю, Силантьеву нужно извиниться. Это дело чести. А не извинится - мы не будем бегать за ним с топором! Пусть это останется на его совести. *Умма - исламское сообщество.
ПОЗИЦИЯ ПРАВОСЛАВИЯ Владыка МАРК, епископ Егорьевский, заместитель председателя отдела внешних церковных связей: Мы же не дуемся на исламские газеты - Книга не отражает официальной позиции РПЦ и не является официальным документом. Издана она без благословения, а автор не является священнослужителем и потому имеет право на разные мнения в рамках научного поиска. Хотя, я считаю, что, находясь на должности секретаря Межрелигиозного совета, Силантьев не должен был ее публиковать, а должен был своей деятельностью заботиться обо всех традиционных российских конфессиях. Мы же не обижаемся на мусульманские газеты! Те же статьи о переходе православных в ислам. Мы, наоборот, «покрываем это любовью», но ислам - религия молодая, горячая. Думаю, эта книга - лишний повод собрать Межрелигиозный совет. Силантьева пока не отстранял от должности секретаря. Но, если он окажется «яблоком раздора», выводы будут сделаны.
ПОЗИЦИЯ ИУДЕЕВ Борух ГОРИН, руководитель Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР): Хотя бы псевдоним, что ли, взял - Я не специалист по исламу, хотя книгу просмотрел внимательно. На мой взгляд, претензии мусульман не вполне корректны. Работа Силантьева - лишь дайджест, в котором он собрал все, что говорилось на тему ислама в России в последнее время. Какой-то предвзятости я не заметил. Мусульманам просто не захотелось выносить сор из своей избы. Если книгу признают клеветнической, то Силантьев должен извиниться и уйти со своего поста. Все-таки я считаю, Силантьев, как секретарь Межрелигиозного совета, наверное, не имел права под своим именем выступать в качестве религиоведа и публициста. Хотя бы псевдоним, что ли, взял?! ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА А жить нам все равно вместе К сожалению, книга Романа Силантьева еще раз показала, что история ислама в современной России - пока история раскола. Одни мусульмане восприняли книгу объективно, другие нашли в ней злой умысел. Наверное, зря. Силантьев очень детально описал, как ссоры и распри внутри традиционной исламской общины в России способствуют появлению ваххабизма. Про последствия и говорить не хочется, и так все знают, что стоит за словами «Норд-Ост», Волгодонск, Беслан...» Увы, исламские духовные лидеры пока не могут выступить против пришлых проповедников единым фронтом - слишком они заняты земными делами. И, написав об этом, Силантьев совершил Поступок. Хотя ученый не мог не догадываться, что главным аргументом у его оппонентов будет то, что он православный. Что ж, тогда пусть кто-нибудь из мусульманских духовных лидеров честно признается в том, что мусульманин никогда не напишет такой книги! Точно так же, как и Силантьев никогда не станет писать о бизнесе православных иерархов или захоронении в православных святынях уголовников. Говорят, что в чужом глазу соринка видна лучше. Все так, но в том-то и дело, что этот глаз - не чужой. Родина у нас одна на всех, и жить нам всем все равно вместе.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|