Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Выигрыш Сергея Орловского.

Создатель компании Nival Interactive - о том, как он продал свой бизнес американскому холдингу Ener1, заключив самую крупную инвестиционную сделку в мире российского софта в 2005 году

Техника игры

- Как вы нашли покупателя?

- Ener1, которая ведет целый ряд высокотехнологических бизнесов, решила заняться компьютерными играми, поскольку индустрия интерактивных развлечений очень привлекательна для долгосрочных инвестиций. Они обратили внимание на российский рынок - он недооценен, при этом есть хорошая база для развития и хорошая возможность увеличить капитализацию. Nival как лидер индустрии больше всего подходила для сделки, поэтому Ener1 предложила настолько хорошие условия, что нам было сложно отказаться от сделки.

- По некоторым данным, сумма этой сделки составила $10 млн., по другим - даже $16 млн. Как вы прокомментируете эту информацию?

- Никак не прокомментирую. Сплетен на эту тему хватает, но реальных данных нет ни у кого, и я не вижу смысла обсуждать этот вопрос.

- Пришлось ли вам что-то изменить в Nival, чтобы сделать ее более привлекательной для покупателя?

- «Предпродажной подготовкой» компании мы не занимались - просто потому, что не намеревались ее никому продавать. Наверное, это ужасно: если бы мы в таком состоянии начали выводить компанию на рынок, дисконт был бы очень значительным. Но помогло то, что интерес к сделке был очень большим с обеих сторон, поэтому многие вещи делались уже в процессе. Менять, конечно, пришлось многое - например, в связи с переездом головного офиса в США мы реорганизовали структуру компании. Нанимаем сейчас в американский офис лучших профессионалов, которые знают местную специфику и способны создавать продукт для этого рынка. Перестраиваем схему управления - и в этом смысле тоже будем пионерами в отрасли. Многие игровики согласны с тем, что для разработки высококачественного консольного проекта хорошо было бы создать небольшую - из трех-пяти человек - ключевую команду в США, дополнив ее командой из ста разработчиков в России, но большинство компаний не обладают достаточной гибкостью, чтобы претворить эту модель в жизнь.

Кроме того, мы усиливаем финансовую службу - консолидируем отчетность и приводим все в соответствие с требованиями МСФО/GAAP. Отстраиваем маркетинг и продажи.

- Были ли какие-то неожиданности в ходе сделки? Какой момент был самым драматичным?

- Особых сюрпризов я не припомню, все прошло довольно гладко. Мы ведь начали работать c Ener1 еще до того, как подписали все бумаги, и верили в то, что сделка состоится. Самым драматичным, пожалуй, был сам момент подписания договора. Нам важно было подписать ключевые документы до Конференции разработчиков компьютерных игр 1 апреля 2005 года. А день этот, 1 апреля, выдался совершенно сумасшедшим. Представьте себе: четыре часа утра, а мы никак не можем согласовать некоторые пункты договора. И вдобавок ко всему я не дописал текст доклада, с которым должен выступить на конференции в полдень. Это и был, наверное, самый тяжелый момент. Мы финишировали около шести утра, а после этого я еще доделывал текст выступления.

- Как происходила оценка компании?

- Мы прошли стандартные процедуры финансовой, технологической и юридической оценки.

- Вы сразу сошлись в цене с Ener1?

- Мы поторговались немного и пришли к компромиссу. Жестко бодаться незачем. Неужели так важны несколько миллионов долларов? Приличная сумма, скажете вы. Ну да. Но измерять все только деньгами бессмысленно: я ведь продал Nival не для того, чтобы получить много денег, а потому, что открылись очень интересные перспективы. Если ими правильно воспользоваться, то опыт, который удастся приобрести, позволит заработать в десятки раз больше. Я знаю случаи, когда сделка срывалась из-за того, что люди не могли договориться о каких-то пяти процентах. Это глупо, потому что новые возможности позволят тебе впоследствии окупить даже не пять процентов, а все пятьсот. В нашем случае это понимали обе стороны.

- Кто консультировал сделку?

- С нашей стороны основным юристом сделки была Fierst, Pucci & Kinder LLP - достаточно известная американская компания, которая специализируется на сделках такого масштаба в игровой индустрии, а финансовым консультантом - компания Deloitte & Touche. Также я привлек нескольких знакомых специалистов по слияниям и поглощениям. Ener1, помимо внутренних ресурсов, тоже привлекала внешнего консультанта - компанию PricewaterhouseCoopers.

- Как ваши соратники отреагировали на новость о продаже Nival?

- Нормально. Люди в Nival (и я в том числе) работают в первую очередь «за идею». Это заставляет нас в любых обстоятельствах думать прежде всего о перспективах. Если бы мы изменили структуру компании, не получив при этом новых возможностей для развития, то, возможно, многие были бы расстроены. Но у нас была прямо противоположная ситуация: мы в результате сделки сумели преодолеть часть ограничений, мешавших нам развиваться. Конечно, когда компании предстоят такие серьезные перемены, очень важно подчеркнуть преимущества, которые она получит в будущем. Я для этого проводил внутренний пиар, рассказывал о том, что именно мы сможем улучшить в своей работе, какие дополнительные материальные стимулы предложим сотрудникам. Старожилы Nival, к примеру, получили очень солидные премии за вклад в развитие компании.

Сегодня и завтра

- Какова сейчас ваша роль в Nival?

- У меня осталось большое количество акций компании. Сейчас я занимаюсь оперативным управлением, понемногу перебираюсь в США. Ищу генерального директора для американского офиса, чтобы передать в его ведение связи с инвесторами, прессой, студиями и издателями. Этот человек должен знать местную специфику лучше, чем я. В российском офисе тоже будет свой генеральный директор.

- Как складываются сегодня ваши отношения с Ener1?

- Хорошо. Они объясняют нам, как и что надо делать в США, чтобы добиться успеха, помогли мне структурировать стратегическое планирование, немножко вправили мозги относительно того, как должна развиваться компания. Плюс ко всему мы получили необходимые контакты и финансовые ресурсы - все, что нам было необходимо. Если раньше я имел представление о том, как должна развиваться компания, занятая в игровой индустрии, то теперь благодаря Ener1 я знаю, как правильно развивать бизнес вообще.

- Не планирует ли Ener1 перепродавать Nival?

- Такой сценарий возможен всегда. Надо к этому относиться спокойно. Даже если у Ener1 нет таких планов сейчас, это не значит, что они не появятся завтра. Владелец компании имеет право продать ее в любой момент. Этично это или нет - уже совсем другой вопрос, хотя для бизнеса, построенного на людях, это немаловажно. Текущая стратегия Ener1 не предусматривает перепродажу Nival. Если все будет хорошо, то такие планы не возникнут и впредь.

- Во что вы собираетесь вложить средства, полученные от продажи компании?

- Сейчас у меня слишком мало времени и сил, чтобы серьезно заниматься этим вопросом. Пока есть только несколько идей. Нет смысла зарабатывать деньги с помощью консервативных механизмов, лучше заняться предпринимательской деятельностью. Самое эффективное - это запустить несколько новых проектов, отказавшись от участия в оперативном управлении. Запуск компании с ее последующей продажей или выводом на IPO - единственно разумная инвестиционная модель. Важно только понять, к чему лежит душа. Заниматься игровым бизнесом я не могу - это одно из условий сделки с Ener1. Заниматься заводами, фабриками, нефтью, металлом и прочим сырьем не хочу сам. Если я и буду затевать новые проекты, то они так или иначе будут связаны с информационными технологиями, шоу-бизнесом, медиаиндустрией, брэндингом. Это то, в чем я понимаю, что мне нравится и что способно приносить деньги. Сейчас я уже не так бесшабашен, как в 1996 году, когда начинал заниматься бизнесом, но зато у меня есть опыт и не пропало желание рисковать. А значит, есть предпосылки для успеха.

КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ

1996 год. Закончив работу над игровым проектом «Морские легенды», Сергей Орловский и его соратники узнают, что компания, в которой они работают, перестает производить компьютерные игры. Они приходят в издательство «Бука» и предлагают себя в качестве штатных сотрудников. Издатели отказываются принять их в штат, но соглашаются финансировать их проекты, если Орловский создаст собственную фирму. Так появляется на свет компания Nival Interactive. Первая разработка на средства «Буки» - стратегия «Аллоды». На ней компания теряет около $50 тыс., но зато приобретает репутацию производителя классных игр. Позже Орловский, привлеченный более выгодными финансовыми условиями, меняет издателя на «1С» и учится продавать продукцию на западном рынке.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ NIVAL INTERACTIVE

  • 1996-1999- выпуск серии игр «Аллоды», завоевание признания в России.
  • 2000-2001- становление: укрепление финансовой независимости, разработка проектов «Проклятые земли» и «Демиурги-1».
  • 2002-2003- реструктуризация: формализация компании, создание бизнес-процессов и отлаженных процедур, выход в свет игр «Блицкриг», «Операция Silent Storm» и «Демиурги-2».
  • 2004-2005- выход на лидирующие позиции на мировом рынке, работа над проектами «Ночной дозор», «Блицкриг-2», Heroes of Might and Magic М и др. Покупка студии «Таргем Геймс».

КРУПНЕЙШИЕ СДЕЛКИ 2005 ГОДА НА РЫНКЕ СОФТА В РОССИИ

Покупатель
Приобретение
Сумма сделки
Ener1 Group Компания Nival Interactive (разработка компьютерных игр) Не менее $10 млн.
Sumitomo Corp. Крупный пакет акций компании Revcom (поставка контента для мобильных телефонов) Чуть менее $10 млн.
InterGlobal Consulting Компания «Партер» (интернет-продажа билетов на зрелищные мероприятия) $4-6 млн.
«Лаборатория Касперского» Технология «Спамтест» компании «Ашманов и партнеры» (борьба со спамом) $3 млн.

ИГРОКИ

Лидеры российского рынка разработки компьютерных игр  Лидеры мирового рынка разработки компьютерных игр 

  • «1С»
  • «Акелла»
  • «Бука»
  • «Никита»
  • «Орион»
  • «Руссобит-М»
  • «Сатурн-плюс»
  • «Скиф»
  • Nival Interactive
  • Pipe Studio
  • Snowball
  • 3DO
  • BBC Worldwide
  • Disney Interactive
  • EA Sports
  • Eidos
  • EuroTalk
  • Interactive
  • LEGO Media
  • Scholastic
  • Sir-Tech
  • THQ
  • Westwood

КОМПАНИЯ, ЧЕЙ ОПЫТ ПРОАНАЛИЗИРОВАН В ЭТОЙ СТАТЬЕ:

Nival Interactive

Компания основана в 1996 году Сергеем Орловским. Один из лидирующих российских разработчиков компьютерных игр. Штат - более 220 сотрудников. В апреле 2005 года, по оценкам экспертов, продана стратегическому инвестору за сумму не менее $10 млн.
Телефон: (095) 363-96-30, www.nival.com

Сергей Орловский

33 года. Закончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ им. Ломоносова. В бизнесе с 1996 года. Основатель и генеральный директор компании Nival Interactive.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 09.11.2005  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100