Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

13-25 октября - «Несвоевременное искусство» - выставка «Станковой фотографии XXI »

Kalamkarov Michael "…Between Black&White square"На этот вопрос вы сможете ответить, если 13 - 27 октября посетите выставку в галерее «ТхТ»,  организованную художниками творческого объединения «Станковая фотография XXI » : Максимом Железняковым, Михаилом Каламкаровым, Алексеем Колмыковым и Юрием Винецким.

"Но почему возник этот странные вопрос?", -  спросите вы и будете правы, - без экскурса в историю здесь не разобраться.

Экскурс №1 (он же современный)

В условиях тотального подхода к искусству, по принципу перфоманса: «Граждане! Внедряйте культурку, вешайте коврики на сухую штукатурку!» , учредители объединения «Станковая фотография XXI» пытаются вернуть своей профессии однажды отобранное и так и не возвращенное слово - художник.

Несвоевременность попытки очевидна: к началу третьего тысячелетия российское искусство окончательно забыло ответы на вопросы «Что?» и «Как?», решив впредь отвечать только на один вопрос - «Зачем?». «Зачем организовывать выставку молодых художников?», «Зачем открывать новые стили и направления в искусстве?», «Зачем исследовать фотографический процесс?». Вопрос «Зачем?» очень «удобный», потому что всегда можно подумать и ответить «Незачем» (несовременно, неактуально, «неформат»). Когда-то станковую фотографию обвинили в отсутствии функционального подхода. Сегодня функциональным стало все: другое искусство почти не выжило. Проект «Станковая фотография XXI» - один из последних «несвоевременных».

Kalamkarov MichaelНесвоевременность выставки станковой фотографии видна с первого взгляда: в эпоху клонированных идей и картин, напечатанных на принтере, уникальные авторские работы не смогут выиграть конкурентную борьбу за массового зрителя. Но локальный бой выиграть можно, за зрителей, еще верящих в то, что искусство - существо живое.

Станковая фотография - это произведения, предназначенные для продажи - оригиналы, а не постеры, не репродукции. «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». К сожалению, продажа фотографии сегодня - это рукопись, размноженная на ксероксе удовлетворяющем спрос тиражом. Станковая фотография - это представление зрителю результата всей цепочки фотографического процесса: и съемки, и ручного изготовления отпечатка, и, главное, получившийся результат, под которым художник и ставит свою подпись. И только так!

На выставке представлено 60 авторских отпечатков выполненных в различных техниках не подлежащих тиражированию. Большинство предсталенных работ неоднократно экспонировались за рубежом, но никогда ранее не представлялись в России.

Экскурс №2 (он же исторический)

В 1928 году на страницах журнала "Новый ЛЕФ" ( 11 и 12) развернулась острая дискуссия между известным художником и фотографом А. Родченко и публицистами Б. Кушнером и Б. Арватовым по вопросу о природе фотографии.

Kalamkarov Michael "…Between Black&White square"Опуская злободневное для тех лет и опровергнутое самой жизнью представление, будто изобретение фотографии вытеснило и заменило станковое изобразительное искусство /А. Родченко: "Мы боремся собственно даже не с живописью (она и так умирает)"/, отметим, что развернувшаяся вокруг выступления А. Родченко полемика имела принципиальное значение, не утратившее по сей день своей остроты.

Родченко, борясь с фотографией "под живопись", "под офорт", "под гравюру", "под рисунок", отстаивал значение фотографии, как самостоятельного искусства, обладающего правом на эксперимент, на авторское видение, на высокое индивидуальное качество снимка как уникального станкового произведения. "Революция в фотографии состоит в том, чтоб снятый факт благодаря качеству ("как снято") действовал настолько сильно и неожиданно своей фотографической спецификой, чтобы мог не только конкурировать с живописью, но и показывал всякому совершенный новый способ раскрывать мир ... Что такое станковая фотография? Это - экспериментальная фотография."

Оппоненты Родченко, прибегая к наукообразной демагогии, по существу утверждали чисто утилитарный характер фотографии, ее подчиненность политическим требованиям, которые фотограф обязан обслуживать. Вопросы качества, личного авторского взгляда, экспериментаторства, станковизма и пр. снимались как изначально неверные. Фотография должна была быть средством пропаганды и не более того. В условиях утверждения сталинщины идеи Родченко оказались сугубо несвоевременными.

В наше время, когда мы являемся свидетелями самых разных акций, зрелищных форм, технических приемов (в частности, тенденции изготовлять фотометодом творения "под живопись", "под офорт", "под гравюру", "под рисунок" и пр,) претендующих на высокое звание искусства, полемика почти восьмидесятилетней давности предстает животрепещуще важной, ставит важнейший вопрос о том, что именно из нашего прошлого достойно осмысления, изучения и использования. Идеи Александра Родченко, как и его фото-наследие, безусловно, могут восприниматься, как живая традиция, опора для современных художников-фотографов в их творческих исканиях и экспериментах.

(М.Чегодаева, доктор искусствознания, Действительный член Российской Академии художеств. )

 

Друзья!

Напоминаем вам, что  вернисаж для гостей и прессы состоится  13 октября в 18:00 в  галерее «ТхТ», по адресу: ул. Делегатская, д. 14/2.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 27.09.2005  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100