|
«Все направления бизнеса мы рассматриваем как инвестпроекты...»
Российские производители соков успешно выходят на IPO и объединяются с западными компаниями. О состоянии российского рынка соков и роли на нем крупных западных игроков «Газете.Ru» рассказала исполнительный директор группы компаний «Нидан» Ольга Еремеева.
- Ольга, расскажите, когда «Нидан» намерен выйти на фондовый рынок? Вы, действительно, решили ускорить этот выход после неожиданно удачного выхода на биржу ОАО «Лебедянский»?
- Действительно, мы планируем выйти на IPO, и, более того, мы планируем это достаточно давно. Первая мысль о том, что IPO является для нас наиболее интересной формой привлечения капитала, возникла у нас в середине 2002 года.
Что такое «Нидан»
Группа «Нидан», основанная в 1998 году, занимает четвертое место на соковом рынке после «Лебедянского», «Вимм-Билль-Данна» и «Мултона». В группу входят заводы по производству соков в Подмосковье, Новосибирске...
Все это время мы фактически готовились к выходу на IPO и продолжаем готовиться сейчас. Выход планируется в конце 2006 года - в начале 2007 года.
Нам кажется, что рынок на сегодняшний день достаточно хорош. Мы надеемся, что к 2006 году, когда мы выйдем на финишную прямую, ничего серьезного в отрицательном плане с российской экономикой не случится, и она по-прежнему будет привлекательна для инвесторов, и соответственно, наши акции найдут покупателей на рынке.
- Закончен ли процесс выделения всех соковых активов компании в новую структуру «Нидан-Соки»?
- В прошлом году мы начали проект реструктуризации. Его основной целью было выделение всех соковых активов и подведение их под единое юридическое лицо. На сегодняшний день такое юридическое лицо создано - это ОАО «Нидан-Соки». Процесс заведения под него всех соковых активов завершен.
Мы находимся на заключительной стадии реорганизации - это перевод сотрудников, работающих в нынешнем торговом доме «Нидан-Фудс» в «Нидан-Соки». Эта процедура по нашему плану завершится к ноябрю.
В принципе же, все готово к тому, чтобы данное предприятие представляло собой сформированный соковый бизнес.
Исполнительный директор «Нидана» Ольга Еремеева, исполнительный директор группы компаний «Нидан». После защиты диссертации на экономическом факультете МГУ начинала свою карьеру младшим научным сотрудником на кафедре промышленности экономического факультета...
- По официальной версии, таким образом, компания готовится к IPO. Но есть версия, что конечной целью реструктуризации может стать не выход «Нидана» на фондовый рынок, а его продажа корпорации PepsiCo. Как вы можете это объяснить?
- Людям свойственно думать так, как им хочется думать, поэтому запретить думать и говорить мы, конечно, не можем.
Целью формирования единой соковой компании был вывод ее на IPO. Однако мы никогда не скрывали, что любое бизнес направление для нас является в большей степени инвестиционным проектом, поэтому, если будут какие-то интересные предложения о покупке или продаже бизнеса - мы всегда готовы их рассматривать.
Это абсолютно нормально в рыночной ситуации, когда все покупается и все продается. Когда компания находится на рынке и действует соответственно с рыночными законами.
- Если вы все-таки соберетесь объединиться с какой-нибудь компанией, то на каких принципах - как со стратегическим инвестором или, возможно, будет полная продажа бизнеса?
- Все зависит от того, какое предложение к нам поступит. Мы готовы рассматривать любые предложения. В первую очередь мы будем смотреть, насколько интересны они будет с точки зрения того бизнеса, который мы вырастили в недрах холдинга. Если это будет предложение о создании совместного предприятия или объединенной компании, мы готовы его рассматривать. Если предложение будет о входе стратегического инвестора или о полной покупке бизнеса, мы также будем его рассматривать. Все зависит от того, с каким предложением придут к нам потенциальные партнеры или покупатели. На сегодняшний день однозначного ответа на этот вопрос я дать не могу.
- Оправдались ли ваши ожидания и планы по соку Tropicana и как развивается дистрибуция ваших соков через сеть PepsiСo?
- Мы производим марку Tropicana в соответствии с заказом PepsiCо. Насколько я понимаю, PepsiCо не планирует в ближайше время менять производителя. Кроме этого, мы сотрудничаем с PepsiСо в области расширения нашей дистрибуции в канале традиционной розницы. Начали мы с того, что заключили соглашение о дистрибуции в Москве и Московской области, чуть позже к этому региону добавился Санкт-Петербург и Екатеринбург.
- Недавно появилось сообщение о получении вашей компанией международного сертификата системы HACCP? Что повлияло на решение провести сертификацию?
- Перед тем как сертифицироваться на ISO, по которой компания сейчас ведет процесс сертификации, мы приняли решение, что для начала нам надо сертифицировать наиболее важную с нашей точки зрения часть бизнеса - производство. Все-таки ISO - это стандарты качества, связанные скорее с управлением бизнеса, а НАССР в большей степени нацелен на стандартизацию качества в производстве, обеспечения безопасности. Поэтому это, по сути дела, является частью подготовки к сертификации по стандартам ISO 9001/2000.
- По каким причинам вы продали свой молочный комбинат компании «Юнимилк»? Молочный бизнес не столь прибыльный? Как в этом случае будут реализованы планы по выпуску детского питания?
- Все направления своего бизнеса мы рассматриваем как инвестиционные проекты.
Входя в бизнес, у нас было две возможности: либо развивать его и делать крупномасштабный бизнес, становиться компанией, которая будет производить те или иные продукты питания, либо все-таки придерживаться той политики, которую мы для себя обозначили, а именно - стать в большей степени холдингом, который формирует бизнес для следующего привлечения стратегических инвесторов.
И в данном конкретном случае, когда появился интересный для нас покупатель, мы просто сочли правильным решением - расстаться с этим активом.
- Он был недостаточно прибыльным?
- Я бы не сказала, что он не был прибылен. Рентабельность была не ниже и не выше той, что существует в среднем по отрасли. Просто это был региональный бизнес и для того, чтобы выводить его на национальный масштаб, нужен был стратегический инвестор, то есть та компания, которая серьезно занимается производством молочной продукции. Существовать в виде небольшой частной компании, обслуживающей регион, не было целесообразно. В таком случае рано или поздно конкуренты сделали бы этот завод недостаточно рентабельным. Поэтому гораздо правильнее было все-таки использовать завод как актив, готовый к продаже, что мы и сделали.
- Планирует ли компания расширять сеть филиалов? Вы не приостановили этот процесс?
- На сегодняшний день мы имеем достаточно разветвленную сеть филиалов во всех городах-миллионниках. Это позволяет покрывать практически всю страну.
Пока открывать дополнительные филиалы в городах с меньшей населенностью, мы не видим смысла. Мы трепетно относимся к контролю за издержками, поэтому перед тем как принять какое либо решение о расширении филиальной сети, мы всегда смотрим насколько ее создание позволит получить какой-то ощутимый экономический эффект.
- Расскажите про строительство торгового центра в Новосибирске.
- Бизнес-направление «Девелопмент и ритейл», которое мы открыли год назад, появилось поскольку мы поняли, что на рынке сегодня существует достаточно хорошая отдача от инвестиций в ритейл, и поэтому мы задумались о том, что было бы неплохо посмотреть, как можно развивать это бизнес-направление как инвестиционный проект.
Практически весь этот год мы потратили на то, чтобы осознать, в каком направлении мы будем двигаться. Мы пересмотрели достаточно много вариантов: вначале мы думали заняться самостоятельным строительством сети в Сибирском регионе, затем мы стали задумываться об альянсах с уже существующими сетями. Мы рассматривали различные форматы ритейла, рассматривали возможность сотрудничества с крупными западными сетями.
На сегодняшний день это проект продолжается, и мы по-прежнему ведем переговоры о различных направлениях создания ритейловой сети, но самостоятельно заниматься ритейлом группа компаний «Нидан», скорее всего, не будет.
Это будет некий альянс с какой-либо уже существующей сетью в России или за рубежом.
- А когда же будут первые результаты?
- Завтра результата потребитель точно не увидит. Для того чтобы принять взвешенное решение, которое впоследствии даст возможность развития эффективного бизнеса, требуется время, особенно учитывая то, что мы начинаем не с пустого листа и рынок уже достаточно конкурентен. Для того чтобы не совершить ошибку, мы рассматриваем разные варианты, как только мы определимся, начнем что-то делать конкретно.
- А на Центральный регион вы имеете виды? Или для развития ритейлового бизнеса предполагается только Сибирь?
- Здесь тоже возникает вопрос конкуренции. Основные розничные сети на сегодняшний день оперируют в Москве, Санкт-Петербурге и более-менее начинают покрывать центральные регионы. Что же касается регионов, которые находятся за Уралом, то они на сегодняшний день наименее освоены - по крайней мере, только-только начинается переход туда крупных игроков. Это означает, что еще есть время для того, чтобы создать вполне конкурентно способную компанию в том регионе.
- У вас действительно есть планы попробовать себя в политике?
- Да, они у меня всегда были. Но это не планы, это скорее мечта. Это то, чем интересно было бы заниматься.
31 АВГУСТА 12:38
|