Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Уроки венчурного капиталиста. Майкл Мориц ищет следующий Google

www.silicontaiga.ru
Ричард Вейтерс

Партнер венчурной компании Sequoia Capital Майкл Мориц не готов предсказать, откуда возьмется следующая компания масштаба Google, но уверен, что она обязательно появится.

Офис Майкла Морица скорее похож на монашескую келью, чем на кабинет одного из самых удачливых венчурных капиталистов Силиконовой долины. Здесь нет кубов из люцита, которыми финансисты так любят украшать свои кабинеты, нет тотемов от прошлых сделок, которые могли бы отпугнуть злых духов фондового рынка. Нет и сертификатов в рамочках, которые бы грели душу воспоминаниями о сногсшибательных публичных эмиссиях акций таких компаний, как Google, Yahoo и PayPal. А ведь их основатели наверняка когда-то сидели в этом кабинете, на родине венчурных компаний Силиконовой долины, и делились своими мечтами.

Морица не волнуют трофеи прошлых лет. Ведь они не имеют ничего общего с основной задачей любого венчурного капиталиста: поиском следующей большой идеи, время которой должно вот-вот настать.

Если верить Морицу, создание нового бизнеса на пустом месте кажется делом необычайно простым. Сначала нужно выбрать правильный рынок - и правильную основу для конкуренции. Важно, чтобы выбранный рынок стремительно развивался. К примеру, Мориц говорит, что решиться на инвестиции в Google было совсем нетрудно. “Не нужно обладать гигантским IQ, чтобы понять, что люди будут все больше и больше пользоваться поисковыми системами Интернета”, - говорит он. С самого начала Google превосходил своих конкурентов. “Это было совсем не сложно - пользователю на выбор предлагалось несколько решений. Это все равно, что сравнивать на вкус пепси-колу и кока-колу: по результатам тестов Google оказался лучше”.

Работа на трудном рынке или конкуренция в тяжелых условиях могут свести на нет усилия даже самых умелых менеджеров. Компания Flextronics, крупнейший производитель электронного оборудования, получила поддержку Sequoia в начале 80-х, а Мориц до сих пор входит в совет директоров этой компании. “Управлять этой компанией очень непросто, - говорит он. - Приходится прикладывать слишком много усилий, чтобы получить даже посредственные результаты. Но конкуренция в этой области не позволяет получать большую прибыль”.

Правильный рынок и правильный бизнес создают благоприятные условия, но еще не гарантируют успеха. В конце концов, большинство компаний гибнут из-за ошибок, совершенных людьми. Примером этого может служить Webvan. Чересчур амбициозные руководители хотели превратить компанию в национальный интернет-супермаркет и начали слишком активно развиваться в конце 90-х. “Webvan стала жертвой своего времени: сама идея была верной, - говорит Мориц. - Но мы поторопились. Большинство розничных компаний развиваются медленно, сначала они доводят до совершенства уже имеющиеся механизмы. Если бы мы последовали их примеру, то, думаю, сейчас бы процветали”.

Еще один урок Морица - рассчитывай на большее. “Вам нужны завышенные ожидания, - говорит он. - Если их не будет, то у вас ничего не получится”. Парадокс любой молодой компании состоит в том, что ее финансовые ожидания многим кажутся нереальными, но затем неожиданный успех показывает, что на самом деле они были весьма скромны. Немногим молодым компаниям такое по плечу, но те, которым это удается, намного превосходят все ожидания своих основателей.

Неудачи, случающиеся слишком рано, превращают первые годы в борьбу за выживание. Компания Cisco, один из самых удачных проектов Sequoia, была на грани катастрофы, когда Hewlett-Packard (ее первый крупный клиент) чуть было не отказалась от оборудования Cisco. Network Appliance, быстро растущая софтверная компания, которая сейчас стоит более $10 млрд, пострадала от “катастрофической системной ошибки” всего через два месяца после начала работы.

“Первый год Google был совсем не легким, - добавляет Мориц. - Дела не двигались с мертвой точки. У компании практически не было доходов, а имеющиеся деньги стремительно таяли. Все это выглядело не слишком оптимистично”. И только позже Google начала заниматься рекламой, которая и стала основой ее коммерческого успеха.

Ранний успех, особенно если это успех на фондовом рынке, может быть крайне опасен. Первые несколько лет компания Yahoo! была настолько успешной, что никто не замечал проблем, которые чуть ее не погубили. Мориц был одним из членов совета директоров Yahoo!, принявшего решение нанять голливудского магната Терри Симела. Тому удалось вывести Yahoo! из кризиса.

Сколько бы ни было сколочено состояний в Силиконовой долине, “всегда находится кто-то, кто говорит, что хороших идей уже не осталось, - говорит Мориц. - Довольно странно слышать это здесь”.

“Не имею ни малейшего понятия, что станет следующей большой идеей, но убежден, что кому-нибудь она обязательно придет в голову, - утверждает он. - Предпринимательство - это постоянное блуждание в полном тумане, и любой человек в нашем бизнесе, который утверждает обратное, вводит вас в заблуждение”. (FT, 15.02.2005, Полина Михалева)


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 16.08.2005  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100