Решение о начале собственного бизнеса Лев Николау и Алексей Резникович приняли в день святого Максима. В честь него партнеры и дали имя будущей компании - “Макс”. Чтобы название компании ассоциировалось с Интернетом, к нему добавили букву “е”. А для розничного варианта перед названием поместили приставку “Кафе”. Сейчас партнеры достраивают уже пятое кафе в своей сети Cafemax, для которой они оставили престижную работу в консалтинговой компании McKinsey. Лев Николау всегда поправляет тех, кто называет Cafemax “интернет-кафе”. Это название неточное - ведь интернет-центр (так предпочитают его называть партнеры) объединяет сразу несколько видов бизнеса. “Интернет-центр - это сложный операционный бизнес, как, например, банковский”, - говорит предприниматель. В 2000 г. Лев Николау и Алексей Резникович - тогда партнеры McKinsey - занимались исследованием рынка Интернета. Консультанты поняли, что в России есть потребность в интернет-кафе - и стали рекомендовать клиентам инвестировать в этот бизнес. Однако клиентам McKinsey казалось, что это слишком рискованные проекты. Тогда Николау и Резникович решили рискнуть сами. Летом 2000 г. они уволились из McKinsey.
К тому времени они были знакомы около пяти лет. Каждый из будущих предпринимателей успел получить диплом MBA (Николау - в бизнес-школе Лос-Анджелеса, а Резникович - в INSEAD), поработать в нескольких европейских столицах и проконсультировать ряд крупнейших корпораций мира с рыночной капитализацией от $50 до $100 млрд. Эмигрант Николау и выпускник экономфака МГУ Резникович, впервые попавший в США по программе вожатых-иностранцев для детских лагерей, познакомились в 1995 г. в Нью-Йорке, где оба работали в офисах международных консалтинговых компаний. Потом они разъехались по разным странам - и наконец оба почти одновременно получили предложение от McKinsey переехать работать в Москву. В отличие от Алексея Резниковича, всегда работавшего по найму, Лев Николау однажды уже был владельцем собственного бизнеса. В 28 лет он с нуля создал сеть хозяйственных магазинов в Лос-Анджелесе. Потом передал управление сетью живущим в США родственникам и поступил сначала в бизнес-школу Лос-Анджелеса, а по ее окончании - на отделение международной экономики и финансов Колумбийского университета в Нью-Йорке. Решение об уходе из McKinsey партнеры обдумывали несколько месяцев. “Мне очень нравилось работать консультантом, решать серьезные проблемы больших бизнесов”, - вспоминает Лев Николау. Однако этот этап в жизни Николау и Резниковича, похоже, подошел к концу. “В какой-то момент консультанты дорастают до точки, когда хочется клиента отодвинуть и все сделать самому, - говорит Резникович. - Видимо, мы этой точки достигли. Ведь невозможно вложить свои мозги в чужие головы и убедить клиента в перспективности инвестиций”. Коллеги, узнав о планах Николау и Резниковича, долго их отговаривали. И этим только разбудили в них дух противоречия. “Тем настойчивее я был!” - говорит Николау. Резникович и Николау уволились с работы, написали бизнес-план и, живя на сбережения, сделанные за годы работы в консалтинговом бизнесе, стали искать инвесторов. Сначала искали $10 млн, однако инвестора, готового вложить такую сумму, не нашли. Пришлось пересматривать планы. Средства на первый интернет-центр - около $2 млн - предприниматели, по их словам, занимали у друзей и приятелей. Осенью 2000 г. Резникович и Николау зарегистрировали ЗАО “Кафемакс”. Миссию своего бизнеса партнеры определили как “предоставление доступа в глобальную сеть в атмосфере комфорта персонального общения”. Место под первое заведение искали пять месяцев. Только к июлю 2001 г. открыли Cafemax на Пятницкой улице, в здании Комитета по госпечати и радиовещанию. Партнеры оборудовали его с размахом: 1100 кв. м, 300 мест, плоские мониторы. Разработку концепции и дизайна заказали британской компании Identica, которая готовила такие брэнды, как BASF и Johnie Walker или “Русский стандарт”. Услуги Identica обошлись партнерам в $200 000. Но они были готовы к таким тратам. “Мы всегда считали, что очень важно открывать место мирового, а не местного уровня”, - объясняет Николау. Предприниматели хотели сделать интернет-центр для людей, уже владеющих компьютерами с доступом в глобальную сеть, но недовольных тем качеством связи, которое они могут получить из дома. С целевой аудиторией бывшие консультанты угадали - такие люди сейчас составляют около 80% посетителей Cafemax. Даже в Москве выбор у них невелик. В столице чуть более 100 кафе, предоставляющих посетителям доступ в Сеть. Но у многих из них нет выделенных линий, а число компьютеров зачастую не превышает десятка. Исключение составляют интернет-кафе TimeOnline и Netcity. Хотя потенциал рынка интернет-кафе большой: по данным Департамента информатизации РФ, количество россиян, постоянно пользующихся Интернетом, ежегодно растет на 40% и к началу 2002 г. достигло 4,3 млн человек.
Интернет-центр Cafemax объединяет игровую комнату, бизнес-класс, сервис-бюро, кофейню и собственно услуги по доступу в глобальную сеть. В центр приходят любители компьютерных игр, для которых в подвале оборудован специальный зал. Бизнес-класс - помещение, оснащенное компьютерами и внутренней сетью, - арендуют компании для проведения корпоративных тренингов. Сервис-бюро предоставляет различные услуги - например, копирование документов, сканирование или ламинирование. Впрочем, дополнительные услуги нужны скорее для ассортимента - на них приходится лишь 5% дохода. Три уже действующих заведения сети посещает от 1500 до 1800 человек в день. По вечерам Cafemax на Пятницкой забит посетителями - заполняемость доходит до 85% (в среднем заполняемость заведения составляет 30 - 35%). В зависимости от спроса колеблется и стоимость доступа в Интернет - от 45 до 90 руб. Чем больше компьютеров занято, тем дороже стоит час. Некоторые приходят в работающий круглосуточно Cafemax как в кафе - перекусить и пообщаться. Услуги кафе приносят центру 30% выручки, но основной доход (65%) приходится все же на основную услугу - предоставление доступа в Интернет. Правда, с разработкой интернет-ресурса , на который предприниматели возлагали большие надежды, не получилось. Сейчас партнеры считают, что сайт, за исключением чата, не удался. Его посещают максимум 50 000 человек в день, хотя партнеры планировали, что посещаемость будет порядка 100 000 человек. Сайт приносит небольшие деньги, которых хватает только на его поддержание. Интернет-кафе - это бизнес вполне традиционный, говорят теперь предприниматели. “У нас были амбициозные отношения к интернет-ресурсу. Но когда в 2001 г. интернет-пузырь лопнул, мы отодвинули сайт на второй план и сместили фокус в сторону реального бизнеса”, - объясняет Николау. Год назад партнеры поняли, что для развития бизнеса им не хватает знаний в некоторых областях. И решили создать совет директоров, пригласили в него экспертов, хорошо знающих телекоммуникационный рынок. В совет директоров входят Константин Шаповаленко, экс-президент компании “Транстелеком”, и Кирилл Клип, бывший президент “Транскредитбанка”. Директора собираются дважды в месяц и обсуждают текущие и стратегические вопросы. Шаповаленко помогает налаживать бизнес в регионах, а Клип советует, как оптимизировать финансовую структуру бизнеса. По словам Николау, приход этих людей вывел компанию на новый виток развития бизнеса. “Фактически сейчас мы управляем бизнесом вчетвером”, - добавляет Резникович. В ноябре 2001 г. Николау и Резникович открыли второй интернет-центр - в петербургском Эрмитаже, а в декабре - в Останкино. Сейчас строятся еще два заведения - в Санкт-Петербурге и Челябинске. По словам предпринимателей, для развития сети четыре российских банка открыли кредитные линии под залог оборудования. По их расчетам, срок окупаемости, который для первого заведения сети составит 36 месяцев, для новых заведений сократится до 24 - 26 месяцев. Но строить планы по дальнейшему развитию сети в регионах можно будет лишь к концу этого года. Условия этого бизнеса в столице и регионах слишком отличаются - к примеру, стоимость доступа в Сеть в Челябинске в четыре раза выше, чем в Москве. Телевизионную версию этого материала можно увидеть в программе “Намедни” на телеканале НТВ сегодня в 10. 30.