Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Управление идеологией компании

Управление идеологией компании

Тема идеологии в бизнесе становится достаточно популярной. Это обусловлено, как ростом влияния транснациональных компаний, по уровню своих возможностей и структуре приближающихся к наиболее развитым государствам мира, так и поиском новых концепций управления бизнесом. Неслучайно и появление популярных книг с названием типа «Корпоративная религия», книг, в содержании которых просматривается ссылка на величие и духовность бизнеса.

Что такое идеология и зачем она нужна?

Идеология - система базовых установок - убеждений и механизма их реализации существует в любой организации, где работают люди - будь то бизнес, религиозно-церковное образование, политическая партия или государственная структура. В случае если таких наборов несколько, - это может приводить к внутренним конфликтам и расколам в организации. Но в любом случае именно эти наборы убеждений и верований определяют корпоративную культуру, успешность и жизнеспособность компании. Нет плохих и хороших идеологий - есть соответствующие и не соответствующие задачам собственника (создателя) организации и требованиям внешней среды. Как и любой инструмент - идеология имеет свои условия применения, свои контексты в которых ее использование оправдано и целесообразно.

Адекватное управление идеологией позволяет:

- облегчать создание команды на основе единой идеи,

- обеспечивать мотивацию персонала на основе нематериальных средств,

- создавать стройный образ для внешних факторов, т.е служить важным элементом бренда (американская жвачка и советские танки).

Доктрина борьбы и обещание спасения

Это одно из очень точных политологических определений идеологии, как механизма. Из него вытекает необходимость определения двух вещей: идеального будущего и доктрины борьбы за достижение этого будущего. Доктрина определяет с кем боремся (образ Врага) и какими способами. Идеология предполагает непременное наличие Врага - если врага нет, его нужно придумать. История бизнеса знает множество великих противостояний: Coca-Cola - Pepsi, Apple - IBM, Microsoft - Linux, МТС - Би-Лайн, и т.д. Анализируя историю этих торговых войн можно обнаружить четкую закономерность - появление сильного противника являлось мощным стимулирующим фактором, ускорявшим развитие бизнеса обеих сторон. Враг может быть внешним - конкуренты, государство (иногда клиенты и поставщики, которых нужно «сделать») и внутренним - соседний отдел, филиал, те, кто плохо работает или наоборот «слишком высовывается».

Далее доктрина борьбы определяет допустимые и предпочитаемые средства и правила, по которым ведутся сражения. Конвенциональность средств может определяться законом, некими этическим нормами и правилами ведения бизнеса, на основании других критериев. Некоторые, достаточно эффективные средства ведения бизнеса на основании этих критериев могут исключаться, например компания может считать неприемлемым организацию проверок у своих конкурентов, или «черный ПР».

Образ Врага

Образ врага является одним из ключевых понятий в идеологии, но для того чтобы он работал, требуется также приложить немало усилий. Во-первых, образ Врага должен быть ярким и вызывать искренние негативные эмоции, а возможные его положительные, нейтральные стороны должны списываться на его коварство и хитрость.

Во-вторых, люди должны верить, что Враг действительно опасен и при его победе каждый может пострадать лично (например, если налоговая найдет нарушения - все останутся без премии, а бухгалтер сядет, или если конкурент перехватит выгодный заказ - то многих работников придется уволить). А также что угроза реальна и близка («Враг у ворот»).

В-третьих, должен быть соблюден баланс между абстрактностью и конкретностью Врага, плюс по возможности представители Врага должен быть персонифицированы в конкретных людях (например - демоническая фигура Била Гейтса, или Бориса Березовского).

В-четвертых, нельзя допускать ситуации, когда все враги побеждены или по каким-то причинам перестали быть врагами - это расслабляет. Ситуация может быть проиллюстрирована ситуацией развала Советского Союза, потерявшего в результате перестройки и гласности своего основного врага США, и наоборот США удачно переключившегося вначале на Ирак, а потом на неуловимых террористов-смертников.

Вообще образ Врага (именно образ) создаваемый в рамках идеологической модели показывает, какие черты или характеристики считаются неприемлемыми в рамках данной модели (мир наживы и капитала, акулы капитализма). И наоборот образ Героя (простой американский парень - Рембо) вбирает в себя все те положительные стороны, которые каждый из потребителей идеологии должен в себе развивать (например, смелость или честность или находчивость). Т.е. образ Врага служит кроме всего прочего отрицательной ролевой моделью.

Светлое будущее

Требуй невозможного - получишь максимум. Это одна из характеристик построения идеального будущего компании, которое должно быть описано, доступно и понятно большинству работников компании (для разных слоев может применяться различный язык описания от простого «при коммунизме денег не будет», или «каждой семье отдельную квартиру» до сложных социо-экономических и философских выкладок). Это описание должно мобилизовать работников, должно являться стимулом напряжения сил сейчас при условии что блага и прочие «пряники» во многом будут потом, в этом светлом будущем. Должна прослеживаться четкая установка «вот победим врага - тогда заживем». Подобная схема мотивации очень эффективна и известна с древности, когда за морковкой висящей перед носом постоянно приходится тянуться, а удары хлыста подгоняют сзади.

Кстати одной из частых причин неудачи во внедрении идеологии или использования той же миссии, видения и т.д. является ошибочное восприятие миссии (светлого будущего) как чего-то отнесенного в будущее, некой вехи, к которой следует прийти. Автору же представляется, что формулировка миссии является механизмом, призванным действовать в настоящем. Она, дает опору, основу, обоснование и смысл для действий сейчас во имя чего-то и тогда путь к светлому будущему является более важным, чем само это будущее. Также она становиться универсальным критерием важности и своеобразной мерой поступков отдельных функциональных единиц: Какой вклад вы внесли в построение коммунизма? Что ты можешь сделать для Америки? Что сегодня ты сделал для Proctor’a?

Механизмы формирования и реализации Идеологии

Механизм трансляции видения: слово, символ, ритуал

После того как идеологическая модель сформулирована, она требует внедрения путем донесения основных идеологических установок до каждого работника организации в доступном для того виде.

По-прежнему, главным механизмом воздействия, главным оружием идеологической обработки остается слово. Словом можно вдохновить, повести за собой, мобилизовать людей. Словом можно воздействовать через печатную продукцию, через слухи, в виде приказов и распоряжений, просто описывая действительность. Подкрепленный же еще одним важным механизмом - языком символов, текст переживает года, и даже столетия.

По поводу использования символов и их привязки к архетипам написано достаточно много. Нас интересует в данном вопросе символизм как способ выражения, подкрепления и передачи основ идеологии, средство переструктурирования образного пространства реципиента.

Следующим важным механизмом является ритуал. Формализованные шаблоны поведения, не несущие функциональной нагрузки сами по себе, но служащие для закрепления ментальных установок на поведенческом уровне (например, поднятие флага, совместный завтрак, корпоративные вечеринки, планерки по понедельникам и т.д.) все, что создает строго структурированное пространство с установленными внутри правилами становиться частью ритуального пространства компании.

Лозунги как метод оперативного и стратегического управления

Быстрее, выше, сильнее. Изменить идеологию быстро достаточно сложно, раскрученный маховик обладает огромной инерцией и на его полное преобразование могут уйти годы. Относительно легко изменить или скорректировать ее части в тактической перспективе. Важным инструментом подобных изменений может быть система лозунгов (слоганов в современной интерпретации). Лозунг как относительно короткое, запоминающееся послание, определяющее тактические приоритеты (пятилетку в три года, даешь Днепрогэс, каждой семье отдельную квартиру, единство в разнообразии, разнообразие в единстве и т.д.) является экономичным и легко воспринимаемым выражением пути к той возвышенной идее, которой является идеология. Лозунги показывают следующую остановку или корректируют направление движения на этом пути.

Кодекс строителя капитализма

Еще одним мощным средством идеологической обработки персонала становиться формализованный и действующий кодекс, свод правил: что хорошо, что плохо, что запрещено. Действенность такого кодекса обеспечивается его включением в систему поощрений и наказаний, когда работник наказывается за вполне конкретные поступки на основании данного кодекса. Т.е. определенные поступки признаются людьми, облеченными властью (и далее всем коллективом) недостойными на основании идеологических установок.

Ролевые модели в истории организации. Сказки и легенды компании

Писанная (каноническая) и неписанная история компании отраженная в анекдотах, рассказах и историях рассказываемых в коллективе является следующей важной формой обучения идеологии. Для этой формы характерна определенная мифологизация высшего руководства (генеральный думает о нас) плюс показ тех стратегий поведения, которые считаются в данном контексте эффективными либо неэффективными. Также в форме историй и легенд закладывается мотивационный потенциал компании (легенда о торговом представителе или водителе ставшем коммерческим директором).

Рамки идеологии: мы и другие. Описания реальности

Говоря об идеологии необходимо отметить необходимость четкого разделения по принципу мы-они. Причем чем лучше описаны на различных уровнях эти общности, тем проще становиться управление идеологией. В ходе построения описаний следует соблюдать следующий принцип - чередовать общеизвестные или легкопроверяемые характеристики общностей субъективными или приписываемыми данным общностям качествами. За счет таких приемов можно создать очень реалистичные и действенные образы.

Идеологический аудит

Отношение к ключевым понятиям: деньги, власть, время

Быстрый идеологический аудит компании может быть проведен по оценке отношения на разных управленческих уровнях к таким понятиям как деньги, власть, время. То как воспринимаются деньги - эквивалентом чего они служат в сознании работников: за что они получают деньги, и что эти деньги им дают, определяют эффективность системы материального стимулирования персонала. Преобладающее отношение к власти определяет систему продвижения по службе и способность мотивировать карьерными перспективами. Отношение ко времени определяет динамику и интенсивность жизни компании.

В ходе проведения идеологического аудита легко выявить проблемные области компании - по тому, о чем говорить не принято - например, считается неприличным говорить о деньгах или перспективах карьерного роста. При более подробном анализе можно выявить те убеждения, которые ограничивают рост: быть богатым - плохо, начальство во всем виновато, от нас ничего не зависит (хотя на таких идеологических установках легко держать работников в жестком подчинении).

Подобный аудит становится важным инструментом при проведении реорганизаций, слияний или любых проектов связанных с внедрением изменений. Например, если менеджеры среднего звена считают, что деньги это необходимое зло - побочный продукт необходимый для того, чтобы заниматься любимым делом (реальный случай), то добиться повышения прибыльности компании и формализации бизнес-процессов будет затруднительно. Перефразируя профессора Преображенского - Разруха бывает не в финансовой отчетности, разруха бывает в головах; и при внедрении только новой системы учета получится не более чем по-новому учитываемая разруха.

Следует отметить, что если внешние консультанты не должны за вас вырабатывать вашу идеологию (максимум помогать в режиме процессного консультирования), то для целей аудита их услуги необходимы - так как, находясь внутри невозможно увидеть «слепые пятна» организации.

Наборы убеждений и метапрограммы

Далее ценностные ориентации (что является важным) могут быть оценены по преобладающим в коллективе метапрограмным фильтрам восприятия:

Коллектив ______________________________________________________ одиночка

Правила ______________________________________________________ возможности

Резервы внутри _____________________________________________________ вовне

Размышление ________________________________________________________действие

(семь раз отмерь) _____________________________________________ (под лежачий камень)

Более полный перечень исследуемых метапрограмм определяется целью проводимого исследования. Данный инструмент упрощает процесс отбора персонала для определенных должностей, формирование и изменение организационной структуры. Для этого достаточно выделить ключевые параметры должности и соответствие претендента этим параметрам. Например, у любого командующего должен быть заместитель по фронту (ориентация на внешнюю среду, поиск возможностей, реагирование на изменения) и заместитель по тылу (ориентация на внутренние резервы, поиск опасностей, сохранение стабильности).

Менеджер по управлению персоналом как идеологический работник

Интересна с точки зрения идеологии фигура специалиста по человеческим ресурсам - человека, который зачастую по одному ему ведомым критериям подбирает персонал в компанию, который организует обучение этих людей - опять таки принимая либо отвергая те или иные установки в обучении. Человека, который отвечает за то, какие базовые убеждения будут реализованы в трудовом коллективе. Будет ли этот коллектив движим мотивами конкуренции и соревнования реализованными через систему оплаты труда или основой станет лояльность руководству компании, что победит: коллективизм или дух свободного предпринимательства - от такого менеджера зависит не все, но многое.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 19.06.2005  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100