Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Hot Topic: Брэнд ВМК

(От редакции: данная публикация практически без купюр взята с дискуссионного форума факультета ВМиК МГУ. Тема очень интересная и актуальная мы мы просто сочли своим долгом ознакомить читателей с этим полемическим материалом. Настроения и взгляды автора статьи во многом совпадают с мнением редакции сайта).

Герб ВМиК. Клуб выпускников МГУРебята! Я давно уже в разных дискуссиях, в разных плоскостях, поднимала эту тему.  Тема очень важная, но я даже толком не знаю, формулировал ли до меня кто-то проблему подобным образом.

Посмотрев на дискуссии в форумах, я вижу в них много вопросов такого класса:

Часто задаваемые вопросы

"Внешние"

- А что такое ВМК, чему там учат ? (абитуриенты)
- А как туда поступить ?
- На ВМК отстойное образование, слишком теоретическое , узкое , или наоборот, широкое, много ненужных и очень сложных вещей, которыми забивают голову. (Старшие друзья, "где на программистов лучше учат")
- А где работают выпускники ВМК? Я сам программист (не с ВМК), но с ними ни разу за всю деятельность не сталкивался.
- На ВМК, наверное, жуткий блат , взятки?
- Я пытался найти информацию на официальном сайте, но там по сути никакой информации нету ни о чем. / Возникает вопрос: что это за лучший факультет страны в области информационных технологий, у которого даже собственного вебсайта нет??/
- Что такое второе высшее на ВМК, как туда поступать, имеет ли смысл?

"Внутренние"

-А чем потоки и кафедры отличаются между собой?
-Какие оценки идут в диплом ?
-А как вообще поступать в аспирантуру , как там учиться?

Очевидно наличие нескольких проблем.

Проблемы информационного/имиджевого плана

- Отсутствие объективной , полной и доступной информации о факультете для внешнего по отношению к нему мира (потенциальных абитуриентов, родителей, работодателей, потенциальных аспирантов и желающих получить 2 высшее образование)

- Наличие отрицательного имиджа факультета у внешнего по отношению к нему мира (в основном необъективного)

- Отсутствие объективной , полной и доступной информации о факультете для уже принадлежащих или стремящихся к нему (реальных абитуриентов, студентов - о сессиях, дипломах и аспирантуре, аспирантов)

Другими словами, на факультете абсолютно не ведется никакая политика маркетинга, не уделяется никакого внимания PR.

PR

Думаю, что эти слова вызовут естественную негативную реакцию у большинства. Да у меня самой бы вызвали. Потому как PR ассоциируется с запудриванием мозгов аудитории, с искусственным созданием имиджа (подчас не соответствующего действительности), с чем-то даже грязным. Технология завертывания, извиняюсь, дерьма в красивую обертку.

Но на самом деле, если подумать, как переводится PR? Public relations . Отношения с общественностью . Работа с людьми . Так же и создание брэнда - не обманывание аудитории, а целенаправленное создание у нее правильного представления о факультете.

Существует энное число людей, одни из которых хотят что-то узнать о факультете, и не могут, а другие в принципе о нем не знают, хотя если б узнали, могли бы принести обоюдную пользу. Вот под PR и маркетингом я подразумеваю работу с этими группами людей, создание информационной политики факультета, создание адекватного имиджа и распространение его в массы.

Задача на самом деле важная, потому как если факультет хочет оставаться конкурентным, он должен для этого что-то делать, помимо своих учебных задач. Сейчас он существует за счет имиджа, сформированного у достаточно узкой группы. Другое дело, что этой группы ему хватает для ежегодной " регенерации ", она поставляет ему более-менее качественные кадры. Пока. А кто знает, что будет дальше? И другой вопрос: а может, реальная целевая группа гораздо шире, и если собирать народ из каких-то еще мест, можно добиться куда лучших результатов?

Вне этой же узкой группы имидж ВМК , прамо скажем, достаточно кривой . Либо отсутствует. Если слова "мехмат" или "физфак" у широкой публики еще как-то на слуху, то "Вэ-Эм-Ка" аабсолютно ни с чем не ассоциируется. Это, частично, конечно, из-за того, что факультет относительно молодой. Но! Вы все видели, как за несколько месяцев раскручиваются брэнды, фирмы, программы. С нуля. Конечно, это большие деньги. Но, во-первых, нам не нужно "с нуля", во-вторых, не обязательно за несколько месяцев, в третьих, у нас деньги с лихвой может заменить интеллект.

Позиция " мы круты, а те, кто этого не понимает, просто дураки " - консервативна и неконструктивна. Понимают, что мы круты, члены узкой группы. Мы сами ничего не сделали ни для расширения этой группы, ни для распространения информации среди других групп. Это позиция "гора должна придти к Магомету". Да, пока мы можем претендовать на роль Магомета, то есть Пророка, в своем Отечестве. Но надо же смотреть вперед.

Сайт

Как частный, но очень яркий пример отсутствия PR - это ситуация с сайтом ВМК. Официальный сайт, по сути, отсутствует . Это еще хоть как-то было бы простительно факультету Иностранных языков. Даже мехмату с физфаком, относительно нас. /Хотя на самом деле сейчас Интернет-представительство имеет не только любой подвал, но и любой крупный профессионал./ Но наш факультет по своей деятельности просто обязан иметь крутейший сайт! Думаю, что 40%-60% своего имиджа он теряет на этом сразу же. Будь я на месте бизнесмена (работодателя, спонсора), школьника или родителя, и услышав в первый раз от друга, что есть просто эзотерически крутейший программерский факультет, я первым делом пошла бы на сайт. И более чем в половине случаев это было бы первое и последнее посещение.

Существует на данный момент два активно развивающихся неофициальных сайта ВМК. Держатся они исключительно на энтузиазме создателей (они даже свои деньги на них тратят). По моей (скромной) оценке, сайты уже неплохие (для команды энтузиастов просто прекрасные), хорошо бы их объединить. Но до высококлассного продукта им далеко. И тут можно поругать и самих ВМКшников - студентов, аспирантов и выпускников. Чтобы что-то заколосилось, надо всем принимать активное участие в создании контента, в идеях, в работе с другими людьми! Лично я прилагаю титанические усилия, чтобы привлечь народ к этому делу, но ответная активность очень низкая (на уровне нескольких процентов).

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Ребята :!: Приходите к нам :!: Вы нам очень нужны!

И мы вам нужны. Потому что мы - это вы , и наоборот 8) . ВМКшники , другими словами.

Любая, с вашей т.з., мелочь, нам поможет. Потому что это - мелочь , когда у вас в тетрадке или на компе. А когда на коллективном сайте - это огромная помощь сайту и нескольким сотням, а то и тысячам народа. Программы экзаменов, билеты , задания практикума , рефераты, решения , рассказы об экзаменах , о военной кафедре, о кафедрах , о научных руководителях , расписания , рассказы об аспирантуре , о работе , вакансии - это еще маленькая часть того, что можно придумать!!

Это еще только "официальная" часть, а сколько можно прислать своего творчества , фотографий , развить интересных дискуссий , написать рассказов , выдвинуть идей , договориться о встрече , найти старых друзей ?!

Не стесняйтесь писать в форум любую релевантную информацию. На данный момент он плохо структурирован, но это сознательно, потому что структурировать просто нечего. Не бойтесь, что ваша тема "потеряется". Мы отслеживаем (пока) всю информацию, и все рассказы о кафедрах, аспирантурах и т.п. будут собраны из форума и в пристойном виде повешены на сайт. Все то же касается объявлений, вакансий, встреч, поиска старых друзей. Пока не стесняйтесь писать все в общую кучу. Позже, когда вырисуется структура , каждому будет отведено свое место. Главное, чтобы было много информации.

Брэнд

Но это частности. А глобальная проблема - сформировать и продвинуть " брэнд ВМК ". Что такое брэнд, PR и маркетинг - пусть меня тут специалисты обругают и поправят. Но по сути, думаю, я буду права. Брэнд - это какая-то концепция . Ключевой Символ . Ядро , отражающее суть предмета. Вокруг него накручивается имидж, свойства, информационный фон . Но ядро западает в душу человека, и через него уже потом транслируются частности - свойства, детали и т.п. Символ этот должен, во-первых, отражать глубинную сущность факультета. А для этого нужно каждому подумать, а что он хотел бы о нас сказать. Во-вторых, символ должен быть очень органичным и "легкоусвояемым" сознанием (а лучше подсознанием).

Кроме того, надо создать у людей четкую рефлекторную логическую цепочку между "названием торговой марки" (т.е. собственно "ВМК" ) и этим символом со всеми его атрибутами. Скажете, зачем это широким массам? Нужно ли ПТУшникам и домохозяйкам знать, что такое ВМК? Нужно. Нужно как минимум знать, что это круто. А аргумент в пользу этого простой: ведь брэнд или марка под названием " МГУ " известна всей стране, да и всему миру?! В (под)сознании человека с почти любым уровнем развития автоматически возникнет цепочка " МГУ <-> высший класс ". Без труда можно то же сделать и для ВМК.

Задание

Теорию, конечно, хорошо разводить, тем более не имея школы этого предмета. Так что я предлагаю каждому подумать над таким вопросом: как в одной фразе выразить главное о факультете ВМК?

Для этого надо подумать: а что в нас главное-то? А после того, как придуман слоган, можно уже думать о создании символа, о маркетинговой политике, о раскрутке...

Важный комментарий : когда будете думать, а что главное в ВМК, не концентрируйтесь на учебном процессе only. Охватите проблему максимально в целом . Очень важна здесь атмосфера и личность ВМКшника. Не только какие предметы и какие навыки. Даже не только - какая Школа . А - какие люди . Какой дух .

Кто мы?

Немного конкретики по поводу PR. В частности, надо доходчиво рассказать не только о том, что такое ВМК , но и о том, кто такой ВМКшник .

Во-первых, в профессиональном плане. Обязательно следует сделать и развивать "доску почета" (что-то из этого есть на http://alumni.cs.msu.ru/who_is_who). Но это высший слой. Не менее важная задача (а то и более важная) - что из себя представляет средний ВМКшник. Для этого нужно хорошо продумать и реализовать систему сбора информации.

У меня есть конкретная идея - создать систему "резюме" - форму с полями, которые заполнял бы ВМКшник, систему поиска по конкретным полям. Я уже разработала вариант схемы такого "резюме". Поля могут быть фиксированными, а могут трактоваться достаточно свободно. Идея в том, чтобы резюме состояло из 2 частей - чисто профессиональной (формальное резюме) и личностной (рассказ о себе). Задача в том, чтобы сделать эти "резюме" интересными, интересной формой оставления информации о себе. И, при наличии хотя бы нескольких десятков резюме, это уже будет база данных, которой сможет воспользоваться работодатель, задав фильтры поиска по любому из полей. А база резюме в интернете - это не шутки, уверяю вас! Кадровые агенства, хедхантеры сейчас начинают очень активно искать персонал в интернете. Так что, разместив свое резюме, можно будет без шуток получить некоторый карьерный шанс. За это лето мне известно уже несколько случаев, когда находили по информации в интернете народ и предлагали работу. Я уж не говорю про то, что можно будет делать поиск среди однофакультетчиков по интересам (хотя на первый взгляд, это не так актуально).

Во-вторых, кто такой ВМКшник в личностном плане, как человек. Это не менее важно. Частично эту задачу будет решать "Резюме". Но этого недостаточно. Пусть творчество и свободное волеизъявление (в рамках нормативной лексики) будет как можно шире представлено на сайте!

PR и фундаментальные внутренние проблемы

А задумывался ли кто-нибудь всерьез о проблеме привлечения молодых преподавательских кадров на факультет?

Да, конечно, не задумывался только ленивый. Но кто-нибудь что-нибудь конструктивное предложил? Стандартная реакция: большинство валит в коммерцию и на Запад, потому как там платят, а здесь мы им не можем предложить адекватную зарплату, и ничего с этим не поделаешь.

Сложно не согласиться. Однако, пока еще живо (тьфу-тьфу-тьфу) большинство академиков, в 80-90 лет возглавляющих свои кафедры, можно не так серьезно задумываться на эту тему. Факультет живет, выезжает на багаже своей прекрасной школы, большого прошлого. Но еще 5-10 лет - и от "столпов науки" не останется никого. И брешь в отсутствии молодых специалистов закрыть будет просто некому. Вообще-то не исключен апокалипсис:).

Если нет возможностей у факультета привлечь людей материально - тут ничего не поделаешь. /Хотя тоже спорный вопрос/. Однако никто не задумывался, что проблему можно попытаться решить, привлекая "нематериальные активы"? А как? Да с помощью того же пресловутого PR, работы с людьми.

Хороших студентов, молодых аспирантов нужно привлекать, нужно звать их к себе, нужно создавать ощущение, что они очень нужны. Если будет атмосфера, в которой люди занимаются общим делом, в которой ты занимаешь свое место, в которой ты знаешь, что нужен, что делаешь свое дело - в эту среду пойдет народ и за небольшие деньги. Далеко не все пойдут, конечно. Но какая-то часть - точно.

Это выглядит так просто на бумаге, а на деле это большая работа, ежедневная и кропотливая. И самая большая сложность ее не в том, что нужно тратить большое количество сил на постоянную работу с людьми. Самая большая сложность - в сломе стереотипов. Ведь для этого нужно преподавательскому составу развернуться лицом к "молодому поколению", постоянно убеждать их, что они для преподавателей представляют ценность. А реально, по сути - пойти к ребятам "на поклон".

Вы себе такое представляете :?: :?:

Наша научная школа проникнута достаточно сильным патриархальным духом, никуда от этого не деться. Не исключено, что именно это позволило ей сформироваться такой фундаментальной и конкурентоспособной, вырастить не одно поколение выдающихся ученых. Возможно, иначе в советское время и нельзя было. Но сейчас это то, что тянет ее ко дну. Именно поэтому так сложна проблема привлечения новых кадров - безумно трудно будет сломать этот стереотип. Наше время подарило нам очень сильный разрыв поколений. И это нельзя не учитывать. Даже с моими одногодками, "половину жизни" прожившими формально в СССР, уже нельзя работать по патриархальному принципу. Что же говорить о тех, кто придет через несколько лет - о людях, которые родились уже не в Советском Союзе?? Придется учиться работать с этими поколениями, пытаться их понять.

Для "новых людей" преимущество в возрасте - уже никакой не авторитет... И придется с этим считаться. Поколение требует к себе подхода как к равным . Пусть не по жизненному опыту и базе, но по праву на личный выбор и личное мнение, на уважение к себе. И пойдет оно работать за неконкурентные деньги на ВМК, только если с ним разговаривать как с равным и убеждать его в том, что в нем заинтересованы.

********************************

Очень хотелось бы, чтобы высказались все по этому поводу. Нам всем важно ваше мнение!


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 20.06.2005  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100