Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

На глазах президента

Именно так - ударом по самой идее "Сколково" стала трагедия ярославского "Локомотива". Не понятно почему, и причем тут вообще какое-то "Сколково"? Попробую пояснить.

Ярославский "Локомотив" - это отнюдь не просто хоккейный клуб. Он - часть большого и очень важного для страны проекта под названием "Континентальная хоккейная лига" (КХЛ). И "Локомотив" (Ярославль) был не только одним из ведущих хоккейных клубов страны - и, я надеюсь, останется таковым, восстановившись после трагедии - но и одним из брендов КХЛ. Ярославль регулярно участвовал в плей-офф, претендовал каждый год на Кубок Гагарина. В команде играли игроки сборных России, Белоруссии, Чехии...

КХЛ за всего три года существования стала узнаваемым "евразийским брендом". В лиге играют команды из Прибалтики, Белоруссии, Казахстана, России, Словакии. Собираются присоединяться итальянцы, думают финны и шведы, украинцы пытаются воссоздать киевский "Сокол". А руководство КХЛ строило планы о расширении географии хоккейного турнира на Дальний восток - Корею и Японию.

Даже Владимир Путин весной этого года не нашел зазорным отпиариться на этом проекте - такой он очевидно успешный. Премьер сказал, что это именно он придумал КХЛ. Может и правда, он, а не Вячеслав Фетисов, продвигавший идею с начала 00-х... В отличие от узкоотраслевых проектов - оборонки, энергетики и т.п. - КХЛ становилась публичным лицом России. Тем, что можно реально показывать людям. И более того, тем, что сущность чего заключалась именно в шоу, чему так и не смогло научиться руководство страны Советов. Новые хоккейные арены, в том числе в моем родном Череповце, какая-никакая инфраструктура при них и, самое важное, отличный хоккей! Со всеми оговорками - с клубами-олигархами и теневыми зарплатами, с неотъемлемой от России коррупцией, со "странными" матчами, которых впрочем не было много, с судейским произволом, за которым стояли очевидные интересы - со всем этим, тем не менее, КХЛ была и остается продуктом, за который стране не стыдно. КХЛ действительно вторая хоккейная лига в мире - и по качеству шоу, и по спортивной составляющей.

Но любому ясно, что этот хоккей был лучше, чем страна. Мы не являемся достойны по большому счету этой КХЛ и этого хоккея. Мы на него не заработали. Мы получили его авансом в обмен на нефтегазовые доходы и экспорт металлов.

Як-42 с командой разбился на глазах президента-модернизатора. На следующий день с утра Дмитрий Медведев должен был выступать на Мировом политическом форуме в Ярославле. Да, не меньшей трагедией это бы было, если бы это был просто наш самолет разбившийся с нашей командой в нашей стране. Но весьма важную символическую составляющую этой катастрофе придает тот факт, что в самолете были иностранные граждане. Все это произошло на глазах у иностранных гостей. С клубом, который играет, по сути, в международной лиге. Катастрофа Як-42 - это наша трагедия, которая имеет международный масштаб. В мировых СМИ новость об ярославской трагедии - новость номер один.

Весьма символично и то, что ярославский форум проводится в помещении спорткомплекса "Арена 2000" - домашней площадке "Локомотива". Сама ярославская "Арена" была одним из первых крупных объектов, построенных в России после кончины СССР. Символ новой страны...

Международная лига КХЛ создавалась мобилизационными темпами и развивалась отдельно от всей страны, быстрее нее, но все-таки ради нее. КХЛ как и "Сколково" - нечто, что присутствует в России, но не является ее частью до самого конца. Некий анклав будущего, плацдарм модернизации. И катастрофа Як-42 в Ярославле - это удар по самой идее возможности настоящей реализации таких "анклавных" проектов. Удар по вере в то, что можно вытащить страну в будущее, схватив ее тело за мизинец.

У индусов и китайцев почему-то получается. Получается входить в будущее какими-то своими кусочками - Бангалором или Шанхаем. У них получается создавать какие-то отдельные изолированные от всей остальной страны площадки, за счет активности на которых наращиваются темпы экономического развития, а имя страны входит во всякие двадцатки, притом оставаясь в целом страной бедной. У нас же почему-то не получается. Не получается выделить или отрасль, или территорию на которой бы вышло реализовать модернизационный эксперимент.

Ведь как все валится? Сегодня мне поведали в Университете на одной факультетской планерке о новой больнице, построенной бывшим мэром столицы и большим меценатом Юрием Лужковым для МГУ. Великолепное новое здание, чудесное оборудование, стоимостью миллиарды рублей. Но... оно простаивает. Потому что на обслуживание этого оборудования не были выделены ставки. Копейки, по сути, но о них - наверное именно потому что это копейки - забыли. И вроде бы есть шикарная больница, но она никого не лечит...

То же "Сколково". Ну, неужели удастся рядом с МКАД создать территорию, где не будет гастарбайтеров, коррупции, пьянства и очковтирательства? Где какой-нибудь пофигист не забудет закрутить гайку, где гастарбайтер не схалтурит, а его прораб не стащит себе на дачу нормальную облицовку, где русский вебмастер не забудет устранить критические баги, а мэнээс, работающий за копейки, не забудет нажать на нужную кнопку, чтобы лаборатория не взлетела на воздух ко всем чертям, когда его начальство потащит в пятницу вечером бухать на свадьбу друзей, как это было в Чернобыле?

Кстати, как ни парадоксально, неолиберальный по сути проект "Сколково" придумали русские националисты. (Вообще, это тема для отдельного разговора о том, как на другой стороне монеты, где изображен мультикультуральный неолиберализм, оказался отчеканен прогрессистский национализм.) Это они мечтали о "другой России" под руоводством "другой власти" с "другими людьми", выращенными в "русских пробирках" national building. Михаил Ремизов и его друзья с АПН, эксперты и политологи. Но "отвар" из этих пробирок не получается "обеззаразить". В рабочую культуру проникают бациллы из атмосферы - и защитный колпак не справляется. Потому что, возможно, тот же самый колпак-нейтрализатор строили в авральном порядке русские прорабы трудолюбивыми руками гастарбайтеров на оставшиеся после распилов средства.

Это не я придумал сравнивать "Сколково" и КХЛ. Это в сегодняшнем, 7 сентября 2011 года интервью газете "Спорт-Экспресс" вице-президент лиги Владимир Шелаев так выразился. Он, правда, имел в виду создание при аппарате лиги структур по научному обеспечению тренировочного процесса и системы подготовки кадров, а также обеспечению модернизации хоккейной инфраструктуры. Но, я думаю, и всю КХЛ можно было бы вполне назвать нашим спортивным "Сколково". Так что трагедия Ярославля - это не только удар по "спортивной демократии" - вере руководства страны и "Единой России", да и не только их, что публичные массовые успехи в спорте помогут сделать стране рывок вперед. Это удар по идее локальной модернизации. Удар по неолиберальному оптимизму. Импортной идее о том, что можно двигаться вперед на "прорывных направлениях", а об остальной стране можно временно забыть.

Но забыть о ней не получается. Она напоминает о себе трагедией с "Булгарией". Невыведенными на орбиту спутниками. И разбившимися вполне современными самолетами. Да, "Булгария" должна была утонуть. Но сверхсовременные спутники и сверхнадежные самолеты не должны были падать. Но они упали.

Когда случается закономерное, в целом ясно, что нужно делать и как жить дальше. Но когда систематически происходит то, чего происходить не должно было ни при каком раскладе - это симптом того, что мы не знаем, что с нами творится. Мы больны, но не знаем чем. Ведь техника лучше, чем природа чувствует болезни общества и подает сигнал. Сможем ли мы его расшифровать - вот вопрос.

Вячеслав ДАНИЛОВ


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 12.09.2011  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100