|
|
Тибетская йога
Татьяна Каширина
ибетская йога - одно из направлений йоги, сформировавшееся в лоне буддийской традиции. Буддизм проник в Тибет из Индии в середине VII века (по крайней мере, так считает большинство исследователей тибетского буддизма) и очень скоро распространился по всему Тибету в форме махаяны - одного из своих основных течений. Буддизм оформился в Тибете в виде ряда школ и направлений. Наиболее известны из них: нингма, карджу, гелуг, ваджраяна. Они имеют свои особые линии преемственности, свои подходы к учению Тантр (1), свои эзотерические трактаты и различаются тем, что в методологии духовного продвижения выделяют тот или иной аспект учения Гаутамы Будды. В то же время, несмотря на имеющиеся различия, все они, в сущности, используют сходные эзотерические практики. Последние и станут основным объектом нашего внимания. Но сначала несколько необходимых отступлений. Тибетский буддизм иногда называют буддийским тантризмом. В действительности, этот термин нельзя применить к тибетскому буддизму в целом, т.к. религиозный мир Тибета очень неоднороден. Условно представителей всех направлений тибетского буддизма можно разделить на две большие группы. К первой принадлежат монахи и миряне, делающие в своем духовном развитии упор на соблюдение нравственные требований буддизма и отправлении культовой обрядности. Во вторую группу входят те, кто использует для своего духовного продвижения также и тантрические методы. Иными словами, в Тибете существует, с одной стороны, буддизм обрядовый, с другой - буддизм тантрический. Термин "тантризм" трактуется неоднозначно. Основное значение слова "тантра" в переводе с санскрита - "активность", "действие". Потому, последователями тантры считаются те, кто идет путем действия, путем непрерывных собственных усилий, путем практики раджа- и буддхи-йоги. Однако, существуют и другие мнения на этот счет. Тантристами иногда также называют: а) всех тех, кто признает Тантры, б) представителей некоторых индуистских и буддийских школ, использующих в своей духовной практике сексуальные формы взаимодействия, в) некоторые буддологи называют тантризмом только ваджраяну - одно из направлений тибетского буддизма (2). Прежде чем перейти к подробному рассмотрению эзотерических методик буддийского тантризма, кратко остановимся на некоторых самых основных буддийских понятиях. В среде некоторых исследователей буддизма сложилось представление о том, что буддизм атеистичен, что он отрицает Бога. Вероятно, это произошло из-за того, что буддисты рассматривают Бога не как какую-то Почтенную Личность, ожидающую поклонения, а как Тотальное Сознание, разлитое во всем (3) и воспринимаемое в виде Ясного Света. Лучшие духовные школы буддизма, в том числе тибетского тантризма, ориентированы на достижение непосредственного постижения Бога. Основная цель их последователей - слияние своего индивидуального сознания с Божественным Сознанием. Эта цель реализуется через длительную, упорную работу по самосовершенствованию, через обретение "трех качеств природы Будды": Совершенного Сострадания, являющегося аналогом христианской, суфийской, индуистской Любви, Совершенной Мудрости, Совершенной Силы. Основной акцент в обретении этих аспектов Совершенства Будды делается на собственные усилия самого адепта, т.к. буддизм считает, что в каждом человеке есть все необходимое для того, чтобы стать Буддой. Одним из обычных терминов в буддийской практике является термин "Нирвана". Он служит для обозначения высших состояний сознания, достигаемых за счет расширения индивидуального сознания в одной из двух высших пространственных мерностей (Говоря языком Бхагавадгиты - на плане Брахмана и Ишвары). Термин "Нирвана" обозначает целый класс состояний, ступеней восхождения - от первого достижения этого состояния до полного утверждения в его высших проявлениях. Это происходит за счет освоения статического и динамического аспектов Нирваны в Брахмане, Нирваны в Ишваре. Но существует также очень большая дистанция между достижением таких состояний и полным овладением ими. В буддийской практике встречается и другой термин "Освобождение". Он означает расторжение всех привязанностей ко всему земному, включая собственное тело и свое "я". Благодаря этому, адепт выходит из вовлеченности в круг рождений и смертей, из колеса сансары (4), как говорят буддисты. Духовная работа в лучших духовных школах Востока и Запада, как показывают основные публикации школы В.В. Антонова [2], ведется одновременно по трем взаимосвязанным направлениям: этическому, интеллектуальному, психоэнергетическому. То же, в целом, наблюдается и в тибетском тантризме. Скажем несколько слов о системе обучения в школах буддийского тантризма. Как правило, в нем отсутствует какая-либо жесткая схема. Духовный наставник, ориентируясь на индивидуальные особенности ученика, в соответствии с этим выстраивает всю программу обучения. В то же время, нельзя не сказать о том, что на тех или иных сходных этапах духовного продвижения учеников наставником используется определенный набор стандартных приемов и техник. В педагогическую систему тибетских лам, как правило, не входят длительные наставления и поучения. Чаще всего ими применяется наглядный метод, предоставляющий ученикам возможность черпать знания из собственных наблюдений и личного опыта. (В этом тибетские ламы очень походят на суфийских шейхов.) Помимо всего прочего, такая форма обучения дает возможность ученику быстро развить способность мыслить самостоятельно. Процесс обучения, очень условно, можно разделить на три этапа: предварительный, основной, заключительный. Подробно рассмотрим каждый. Предварительный этап преимущественно связан с интенсивной работой этического и интеллектуального плана. Неофит посвящает все свое время активному преобразованию своей психоэмоциональной сферы, этическому совершенствованию, изучению различных канонических текстов, рекомендуемых ему наставником. Но помимо этого, начинающий адепт, если он способен к дальнейшему продвижению, проходит курс предварительных психоэнергетических тренировок, готовящих его к основной духовной практике. На этом этапе особенное внимание уделяется этическому направлению духовного развития. Уже на самых начальных ступенях своего духовного пути, часто сразу после инициации, неофит принимает обет Бодхисаттвы. Он заключается в посвящении своей жизни духовному служению и требует развития безмерного сострадания ко всем существам. Обет Бодхисаттвы предполагает обретение таких добродетелей, как: страстная устремленность к Цели, терпение, деятельное служение людям, постоянная медитация, освобождение от ложных привязанностей и желаний, соблюдение всех буддийских нравственных требований, т.е. ахимсы, воздержания от лжи, воровства и т.д. (5) Стремясь как можно быстрее освободиться от этических несовершенств, адепт начинает неустанно работать над искоренением своих пороков и преобразованием своей психоэмоциональной сферы. Он стремится устранить все эгоистические проявления, освободиться от недуховных начинаний и привязанностей, а также постоянно развивает в себе положительные качества и свойства. Процесс этического совершенствования значительно убыстряется благодаря использованию определенных психоэнергетических методов. Одним из них, играющим огромную роль, особенно в первые годы духовной практики, является работа с йидамом. Практика работы с йидамом в тибетском тантризме включает в себя два важных этапа: Эта практика позволяет очень быстро освободиться от всех обусловленных прежней жизнью реакций, стереотипов мышления, избавиться от своего "я" и выработать новое, "магическое" отношение к жизни [4]. Начинающие адепты, по рекомендации своего духовного наставника, могут использовать и другой метод - обряд Чход. Обряд совершается в одиночестве, в уединенном, внушающем ужас месте. Адепт отождествляет свои страсти, пороки, ложные желания с собственным телом и затем, визуализируя различных сверхъестественных существ, отдает им тело на растерзание. Если у подвижника хорошо развита способность к продуцированию образных представлений, он действительно видит свою плоть, терзаемую и разрываемую на части сонмом ужасных созданий... Цель этого обряда - отрешиться от своего "я". Определенная работа совершается на кладбищах, где тела умерших предлагаются на съедение животным. Невольно приходящие в таких местах размышления о смерти, о бренности тела заставляют адепта по-другому взглянуть на запас оставшегося у него на Земле времени, способствуют устранению ложных привязанностей и желаний. Кроме того, такая форма духовной работы может содействовать появлению состояния неразличения между отталкивающими и привлекательными объектами (7). Помимо этих оригинальных практик адепт выполняет массу упражнений, способствующих приведению в порядок тела и его биоэнергетических структур (используются, например, методики сходные с хатха-йогой), установлению "ментальной паузы", развитию способности к совершенной концентрации, визуализации. На этом этапе широко применяются некоторые ритуалы, молитвы, мантры, используются различные психофизические упражнения, дыхательные практики, янтры (символические диаграммы) и т.д. Подробнее остановимся на искусстве визуализации, т.к. это - один из наиболее характерных тибетских тантрических методов. Визуализация - это искусство создания образов. Начинается эта практика с визуализации того или иного мифологического существа, отдельных частей его тела, деталей одежды. По мере того, как растет умение, адепт легко и быстро начинает воспроизводить перед "внутренним взором" весь облик этого существа. Далее следует работа с еще более сложными образными представлениями. В некоторых случаях адепты стремятся к визуализации очень плотных, материальных образов, видимых другими людьми как реально существующие объекты. Визуализация таких плотных форм сопряжена с наработкой огромной личной силы, зачастую довольно грубой. Нельзя не сказать о том, что это - очень опасный путь, полный искушений. Не каждый выдерживает его соблазны и иногда останавливается на достигнутом, переориентируясь на магию, демонстрацию чудес. Правильной же на пути совершенствования в искусстве визуализации является постоянная тенденция к утончению сознания (8). После интенсивного курса предварительных тренировок адепт переходит к основной духовной практике. Цель основного этапа - преодоление двойственности (на санскрите - "двайты") и получение живого опыта работы в многомерном пространстве. Он предполагает дальнейшее оттачивание "граней" искусства визуализации и включает в себя выполнение сложных психофизических упражнений, работу с чакрами, энергетическими каналами и другими энергоструктурами организма. Если проводить параллели, то, в целом, это соответствует той работе, что проводится на ступенях дхараны и дхьяны восьмиступенчатого пути йоги Патанджали. Для многих адептов этот этап оказывается весьма длительным. На его усвоение может уйти 20, 30 лет, вся жизнь. На заключительных ступенях основного этапа, если адепт до них доходит, индивидуальное сознание становится для него реальностью и перед ним открываются новые возможности работы с сознанием (на санскрите - буддхи). Основной этап также предполагает дальнейшее совершенствование психоэмоциональной сферы, ее утончение. Это происходит, в частности, за счет использования искусства визуализации, например, тех божеств тибетского пантеона, которые могут служить эталоном тонкости. Создавая яркий образ того или иного божества, практикующий, путем эмоциональной сонастройки с ним, начинает воспринимать совершенно иной спектр эмоциональных и энергетических состояний. Такая практика, помимо утончения, дает возможность постичь многомерность пространства. Визуализация используется также для очищения и развития чакр, энергоканалов, доведения всех энергоструктур организма до совершенства. Для этого, например, фигура того или иного божества может визуализироваться в нужной чакре. Широко применяется также работа с мантрическими образами, образами таттв (стихий), различных цветов, предметов, процессов и т.д. Методика работы с образными представлениями оказывается высокоэффективной и для регуляции физической работоспособности. Наиболее ярко это демонстрирует техника медитативного бега - лун-гом. В ее основе лежит также использование определенных дыхательных упражнений и мантр. Лун-гом-па (так называется адепт, владеющий этой техникой) начинает, на фоне определенных образных представлений, непрерывно повторять про себя мантру. В соответствии с ней он регулирует ритм дыхания и соизмеряет такт движений. Указанные приемы позволяют лун-гом-па пробегать большие расстояния с большой скоростью, совсем не отдыхая, легко преодолевая все препятствия, встречающиеся на пути. Путешествующим по Тибету европейцам (в частности, супругам Рерихам и Александре Дэвид-Нэль) приходилось несколько раз видеть лун-гом-па. Описания этих встреч можно найти в их книгах [3, 5]. Медитативный бег на фоне непрерывной медитативной работы применяется и другими школами раджа- и буддхи-йоги. Его описания, в частности, можно найти у Карлоса Кастанеды. Оригинальная техника медитативного бега используется школой В.В. Антонова (9). На основном этапе духовной практики используются также некоторые техники, обозначаемые в буддийском тантризме как "Пути Формы". Из них наиболее известны те, что представлены в "Шести доктринах Наропы" - одного из самых известных учителей ваджраяны [7]. Перечислим их в восходящей последовательности, как они даны у Наропы. Это - туммо (техника "психического тепла" или "внутреннего огня"), гийю-лус (практика работы с "иллюзорным телом"), ми-лам (техника сновидений), од-сал (техника достижения Ясного Света), бардо (техника работы в промежуточном состоянии между смертью и новым рождением), пхо-ва (практика перенесения сознания). Рассмотрим те из них, которые актуальны для заключительных ступеней основного этапа. Туммо (техника "психического тепла" или "внутреннего огня") очень быстро позволяет практикующему ее адепту (их называют в Тибете репа, букв, "носящий хлопковую одежду") набрать личную силу, порой довольно грубую. Туммо связано с использованием визуализации, специфических дыхательных упражнений, психоэнергетических приемов, мантр. Применяя свое умение, репа визуализирует образ бушующего пламени в своем теле и постепенно целиком заполняется им. Вслед за этим он стремится к максимальному расширению образа своего наполненного пламенем организма - на всю вселенную... [6] Практика туммо сопровождается одним очень интересным эффектом - генерацией физического тепла, Для многих реп-отшельников, медитирующих год за годом в ледяных пещерах без теплой одежды, этот побочный эффект весьма удобен. Так, достигший определенного уровня развития репа может сидеть нагим всю долгую зимнюю ночь в снегу без каких-либо последствий для здоровья. Александра Дэвид-Нэль в одной из своих книг о Тибете рассказывает о том, как она сама, по требованию учителя, глубокой осенью на высоте около четырех тысяч метров над уровнем моря погружалась в ледяной поток. Потом, не меняя одежды и положения тела, она провела всю ночь в медитации. Каково же было ее собственное удивление, когда после этой процедуры она даже не схватила насморка [5]. Дэвид-Нэль упоминает и о своеобразных тестах на мастерство, которые иногда дают наставники своим ученикам. Один из таких тестов - количество высушенных за ночь обнаженным телом мокрых простыней, другой - измерение площади подтаявшего под сидящим учеником снега. Практика гийю-лус связана с постижением "иллюзорности" всех объектов вселенной и собственного тела, т.е. медитативной проработкой того, что все материальные формы являются лишь "видимыми проявлениями" Божественного Сознания. Работа по методикам гийю-лус может начинаться, например, с созерцания адептом собственного образа в зеркале. Сосредоточив внимание на своем зеркальном отражении, он должен размышлять о нем, как о чем-то иллюзорном, подобном миражу, облаку, сну. Затем адепт настраивается на отраженный в зеркале образ тантрического божества Ваджра-саттвы. Он делает это до тех пор, пока образ как бы не "материализуется" перед зеркалом. Далее следует медитативная проработка этого факта. Благодаря такой практике адепт получает экспериментальные свидетельства того, что за пределами материального мира существует другая реальность, что все материальные объекты являются просто "видимостью", представляя собой лишь "эманации" Божественного Сознания. Через этот непосредственный опыт .адепт обретает состояние, называемое в тибетской традиции "недвойственностью", т.е. такое, когда все "осознается в своей полноте как Единство" [6]. Поясним, что для этого требуется научиться смотреть на все из глубин многомерного мира, как бы глазами Творца. Это, однако, совсем непросто. Эти достижения возможны только для тех, кто прошел уже достаточный путь утончения сознания через другие техники и реально постиг многомерность вселенной. Тесно связана с гийю-лус практика ми-лам. Она также утверждает адепта в "иллюзорности" материального бытия, предоставляя ему возможность пребывания в глубинах многомерной вселенной и в состоянии сновидений. Заключительный этап духовного совершенствования в школах тибетского тантризма, так же как основной, является весьма длительным для тех адептов, которые к нему подходят. Он связан с достижением Нирваны и следованием по ее все углубляющимся ступеням, с созданием ваджратела (алмазного тела). Благодаря ему можно закрепиться навсегда в высшей пространственной мерности за счет "кристаллизации" сознания в ней. Это означает окончательное Освобождение. Для достижения этой цели применяются некоторые техники "Пути Форм", которые еще не рассматривались нами, а также техники "Бесформенного Пути", о которых речь пойдет далее. Практики достижения Ясного Света (од-сал) многочисленны. Имеются специальные упражнения, предназначенные для выполнения в дневное, вечернее и ночное время. Приведем одно из них, для дневного времени, описанное в тибетском тексте "Путь к Ясному Свету" [6]. Последовательность его такова: сначала адепт достигает состояния "ментальной паузы", затем входит в глубокую медитацию. В медитативном состоянии он раскрывает в себе Ясный Свет-Дитя и сливает его с Фундаментальным Ясным Светом, иными словами, Ясным Светом-Матерью. В этих простых словах скрывается глубокий смысл. Они свидетельствуют о постижении Бога через длительную, огромную работу, которая начинается после познания Атмана, первых вхождений в Нирвану и связана с достижением ее высших ступеней. Считается, что некоторые упражнения техники од-сал можно выполнять в состоянии бардо - промежуточном состоянии между смертью и новым рождением. Но нельзя не сказать, что остаться в слиянии с Ясным Светом после смерти тела могут только те, кто еще при жизни на Земле через постоянную йогическую практику достиг "кристаллизации" сознания в высшей пространственной мерности. Техника пхо-ва, "перемещения сознания", дает адепту возможность свободно перемещать свое сознание в пределах одной или разных пространственных мерностей. Это - одна из наиболее ревностно охраняемых тайных практик Тибета. Хотя следует сказать, что секреты и всех остальных упомянутых нами техник "Пути Формы" передаются только изустно от учителя к ученику с большой осмотрительностью и осторожностью. В отличие от практик "Пути Формы", приемы "Бесформенного Пути" не связаны с использованием психофизических упражнений, дыхательных техник, визуализации. Потому, они оказываются приемлемыми лишь для тех адептов, у которых сознание уже в достаточной степени развито за счет наработок в предыдущих воплощениях или в этой жизни. Среди практик "Бесформенного Пути" наиболее известны две: Махамудра (или "Блаженное Переживание Недвойственности") и "Великое Освобождение". Их методологии сходны. Разница лишь в том, что они восходят к разным традициям. Существуют многочисленные сообщения о том, что практикующие Махамудру адепты очень скоро восстанавливают память о своих предыдущих воплощениях (10). Знание опыта прошлых жизней помогает им в быстрейшем достижении всех аспектов Божественного Совершенства. Кстати, именно с этих методов начинал свой путь в последнем воплощении Раджниш (11). Адепты, практикующие методики "Великого Освобождения" исходят из предпосылки о том, что Божественное включает в себя все формы - проявленные и непроявленные, - являясь вместилищем и Нирваны, и сансары. Поэтому, чтобы прийти к слиянию с Божественным Сознанием, адепт медитативно постигает тождественность индивидуального сознания и Божественного Сознания, тождественность своего индивидуального сознания со всеми проявлениями многомерной вселенной. Это приводит его к осознанию того, что Бог един со своим Творением, к пониманию того, что слияние с Богом в аспекте Абсолюта (Творца единого со своим Творением) - единственное средство окончательного Освобождения. Любая йогическая практика, особенно на продвинутых этапах, сопряжена с появлением сверхнормальных способностей (сиддх). В школах тибетского тантризма намеренный поиск таких способностей не поощряется, поскольку может увести от прямого пути к Освобождению. Ученики, обычно, предупреждаются против намеренного культивирования таких способностей и преднамеренного их использования, за исключением случаев крайней необходимости. В отчетах, написанных за двести лет христианскими миссионерами, также в работах современных исследователей Тибета и воспоминаниях путешественников упоминаются различные случаи проявления сиддх. Хотя владеющие ими адепты всячески стараются не обнаруживать их, некоторые способности весьма трудно скрыть. Например, такие как телепатия, ясновидение, пророческий дар. К сверхнормальным способностям обычно причисляются и те эффекты, которые дают практики туммо, пхо-ва, лун-гом. Сведения о тибетском буддизме были бы неполными без упоминания о ваджраяне, которая особо выделяется среди других школ и направлений буддийского тантризма, представляя собой "скоростную" технику духовного развития. Кроме того, она интересна и важна тем, что оказывала и оказывает колоссальное воздействие на все стороны тибетского буддизма. Взгляд в прошлое показывает, что буддизм изначально утвердился в Тибете в форме, включавшей ваджраяну. Все первые проповедники буддизма в Тибете и создатели основных школ и направлений являлись, в основном, прославленными учителями ваджраяны. Это - и Падмасамбхава - основатель школы нингма, имя которого в Тибете почитается на протяжении веков наравне с именем Гаутамы Будды, и легендарные Наропа и Тилопа, о которых до наших дней по всему Тибету ходит множество удивительных историй, и самый почитаемый в Тибете поэт-отшельник Миларепа, и знаменитый проповедник буддизма в Тибете Атиша, и мн. др. И сейчас ваджраяну по праву можно считать ядром тибетского буддизма. Блофельд в своей книге "Тантрический мистицизм Тибета" указывает, что различия в применении тех или иных психоэнергетических методик, которые существуют между тантрическими школами Тибета, в основном, связаны лишь с предпочтением того или иного аспекта ваджраяны [4]. По своим целям это направление ничем не отличается от других. Основная особенность ваджраяны состоит в том, что ее адепты стремятся прийти к своей Цели самым кратчайшим, самым прямым путем. Но этот "Короткий Путь" (так иногда называют ваджраяну) обеспечивает достижение Нирваны и Освобождение именно в этой земной жизни только тем, кто уже имеет высокую психогенетическую продвинутость за счет прошлых воплощений. Все это становится возможным благодаря тому, что ваджраяна: Роль мастера, наставника в ваджраяне неоценима, т.к. в ней отсутствует "устоявшаяся" программа обучения. Задания и наставления, даваемые мастером, зависят только от уровня интеллектуального и психоэнергетического развития ученика. Неофитам, вступающим на "Короткий Путь", предлагается сразу же коренным образом изменить свое отношение к окружающей действительности и к самим себе. Адепт должен научиться воспринимать все как средство для достижения Цели, должен научиться использовать каждый момент своей жизни для духовного прогресса. Буквально все становится объектом его внимания: каждая мысль, каждое слово, ощущение, действие, любые обстоятельства и ситуации. Требования, предъявляемые к адептам ваджраяны, нацеливают их на сохранение незыблемого спокойствия даже в устрашающих и отвратительных обстоятельствах. Они изначально ориентируются духовным наставником на то, чтобы видеть во всем только проявления Бога. Постепенно учась в любых ситуациях сохранять покой, ни от чего не уклоняться, ничем не раздражаться, они очень быстро проделывают колоссальную работу по преобразованию своей эмоциональной и интеллектуальной сфер, по освобождению от ложных привязанностей и желаний, по утончению своего сознания и т.д. По-видимому, имеет смысл сказать также несколько слов об использовании сексуальных форм взаимодействий в тибетской духовной практике. Некоторые тибетские тантрические школы не уделяют сексу особого внимания и даже считают его вредным для использующих эзотерические методы духовного развития. Другие, напротив, придают очень большое значение биоэнергетике половой жизни, сексуальным контактам, рассматривая их как одну из возможностей духовного роста, как один из путей, ведущих к Освобождению. Потому, в таких школах сексуальные взаимодействия используются на тех или иных этапах духовного продвижения. Это становится возможным лишь тогда, когда адепт становится свободным от привязанности к сексу. Подчеркнем, что в отличие от некоторых индуистских тантрических школ, которые ритуализируют сексуальные контакты, придавая им высокий символический смысл, тибетская традиция сексуальные отношения рассматривает не как ритуал, а как эффективную психоэнергетическую работу, значительно ускоряющую процесс духовной эволюции партнеров (12). Отношения между партнерами, движимыми желанием совместной духовной эволюции, строятся на основе абсолютного доверия, взаимного уважения друг к другу. Эти отношения - бескорыстный акт отдавания своей любви другому, без каких-либо условий. Сексуальные взаимодействия используются для проведения совместной биоэнергетической работы, в частности, в рамках основного этапа для совершенствования чакр и биоэнергетических проводящих структур организма, а в дальнейшем для совместного входа в различные медитативные состояния. Эффективность такой работы достигается за счет объединения энергопотенциалов партнеров. Итак, мы кратко рассмотрели наиболее сокровенную часть духовной культуры Тибета - Страны Религии, как называют Тибет его жители. Очевидно, что она несет в себе много оригинального, самобытного. Своеобразные психоэнергетические практики, медитативные традиции Тибета - это огромный вклад в сокровищницу эзотерических знаний всего мира. И все же, духовные пути тибетского тантризма ведут по общим для всех лучших духовных школ мира вехам, которые определяются общими закономерностями духовной эволюции. ПРИМЕЧАНИЯ ЛИТЕРАТУРА
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|