Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Первая пара моторных полей

(цикл о телесно-ориентированной психотерапии Дэвида Боаделла)

«Жизнь тела - жизнь ощущений и эмоций. Тело чувствует истинный голод, истинную жажду, истинную радость на солнце или в снегу, истинное наслаждение от запаха роз или взгляда на сиреневый куст; истинный гнев, истинную печаль, истинную нежность, истинную теплоту, истинную страсть, истинную ненависть, истинное горе. Все эмоции принадлежат телу, ум их только признаёт».

Английский писатель, философ и искусствовед Д. Лоуренс. Любимое выказывание в ТОП.

Итак, этой статьёй мы начинаем (а если быть педантичными - то продолжаем) цикл статей, посвящённых разбору девяти моторных полей Боаделла-Бернштейна.

Напомню определение моторного поля, данное Николаем Бернштейном, взятое психотерапией на своё вооружение из физиологии движений человека - биомеханики.

Моторное поле - это большая или меньшая часть геометрического пространства, освоенная человеком в результате осуществления им телодвижений.

Сначала приведу очень яркий пример-метафору.

Психотерапевты говорят - движение показывает проблему. Мы знаем, что танец и движение - это одно и то же. Как же танец может показать проблему?

А вот как. Вы наверное знаете, что в традиционных ирландских танцах танцуют только ноги. Корпус же и руки остаются неподвижными. Для человека не привыкшего к ирландским танцам это выглядит диковато. Многие сразу замечают это и задаются вопросом: «А почему так?»

А всё потому, что в своё время англичане, вмешиваясь в национальную политику и даже культуру ирландцев, просто запретили им танцевать, размахивая руками. Вот они и танцуют только ногами, с тех самых пор, превратив этот эпизод истории в особый вид искусства - ирландский стэп.

Некоторые наши движения (к которым мы сами привыкли) со стороны выглядят так же диковато, как и ирландские пляски без участия рук. И сторонний наблюдатель сразу замечает это и задаётся вопросом: «А почему так?».

А что мы ответим стороннему наблюдателю?

Итак.

Первая пара моторных полей

Эта пара моторных полей - самая первая из восьми парных паттернов, то есть, паттернов, существующих в паре, но однако, противопоставленных друг другу. Любая (из восьми) пара моторного поля представляет собой два полюса одного и того же принципа движения . Как «да - нет». Как «люблю - ненавижу». Как «Дай - возьми».

Первая пара моторных полей Дэвида Боаделла называется:

Поле сжатия - поле расширения

(Вариант более наукообразного наименования того же самого: поле флексии (сжатие) - поле экстензии (расширение))

Эти поля отвечают (это очень важно!) за то - как человек располагает себя в пространстве .

Поле сжатия

помогает человеку «собрать себя», сгруппировать, уменьшить занимаемое им естественное пространство. Примерно этому движению обучала Лиса Жихарку, когда он не помещался на лопате, чтобы засунуть его в печь. Умение «помещаться на лопате» признак гибкости и грации, а стало быть и здоровья. Недаром в сказке этим умением наделено животное, а не человек. Человека этому надо учить...

Поле сжатия бывает естественным и патологическим.

Естественное поле сжатия дарует человеку ресурс безопасности , достигаемый умением собрать себя в один момент.

Патологическое поле сжатия встречается у очень тревожных людей и движения, производимые человеком при создании ТАКОГО поля, уже отнюдь не напоминают движения лисички...

Это скорее «сталь между пальцев, сжатый кулак...»

Человек не «сворачивает» себя, а «съёживает» и «скукоживает». Разница при этом видна не вооружённым глазом.

Итак. Обратите внимание на то, как Вы лично строите своё индивидуальное поле сжатия, поле флексии. Вы - лисичка? Или затаивший ненависть Карла из сказки Пушкина «Руслан и Людмила»? Как Вы сжимаетесь при случае?

Преобладает ли у Вас поле сжатия над полем расширения? Или поле сжатия находится у Вас в полном балансе с полем расширения? (о расширении речь пойдёт ниже)

Пока сами ответьте на эти вопросы и примите решение о самостоятельной коррекции всех выявленных «перекосов» путём применения различных упражнений, известных и полезных Вам. Специальные техники и упражнения ТОП здесь не являются приоритетными. Всё в Ваших руках.

Поле расширения

Поле расширения даёт человеку возможность к увеличению своего собственного жизненного пространства (экспансии) в случае такой необходимости. Ещё поле расширения показывает воочию нашу "открытость миру".

Поле расширения создают руки. Как пелось в старой песне: "Руки, вы словно две большие птицы"...

Танец рук показывает окружающим нас людям три вещи о нас:

  1. насколько мы чувствуем себя свободными и сильными,
  2. как мы обычно контактируем с другими людьми,
  3. (важно!) как мы контактируем со своими чувствами.

Однако же, самое главное: открытость и свобода человека - вот что показывает поле расширения.

Многие в принципе догадаются, о чём говорит недостаток жестов, организующих поле расширения. Но не многие знают, о чём говорит ИЗБЫТОЧНОСТЬ поля расширения (избыточность этого поля в ущерб другим полям).

Так вот, внимание: когда у человека преобладают движения, относящиеся к полю расширения (когда он машет руками во все стороны) это может говорить о двух вещах:

  1. человек не может, не умеет адекватно выразить свои чувства.
  2. Он проводит чересчур жёсткое наступление (экспансию) на мир, что может не нравиться окружающим, не умеет "блюсти границы чужого пространства".

Как правило, обе вещи бывают тесно взаимосвязаны.

Встречается это у юношей, собирающихся "покорить мир", и не так страшно, как недостаток открытых жестов.

В следующей статье мы рассмотрим вторую пару моторных полей Дэвида Боаделла.

Присмотритесь к себе. Потренируйтесь делать то, чего не делали раньше.

 


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 25.10.2010  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100