|
|
Кризис легитимности
Гостья программы - Ольга Викторовна Крыштановская, генеральный директор Института прикладной политики, социолог, специализирующийся на изучении элит. Согласно некоторым данным, дед Ольги Крыштановской являлся старым большевиком, членом партии с 1917 года, и всю жизнь проработал на ответственных партийных постах. (Запись этой беседы слушайте в аудиофайле) - Прочитал одну из ваших публичных лекций; вы говорили об элитах. Давайте пройдем по ключевым позициям этой лекции. В старых представлениях элита - люди воспитанные, образованные, аристократичные и отягощенные генеалогическим древом. А что представляет собой сегодняшняя элита? КРЫШТАНОВСКАЯ: Сейчас слово "элита" стало расхожим. Но в обиход русской речи оно вошло сравнительно недавно: в советское время это слово не жаловали, - считалось, что никакой элиты у нас нет. Сплошной народ и гегемония пролетариата... А элитными могли быть сорта пшеницы или племенные животные. Но в науке это понятие активно развивалось с начала XX-го века. Существует несколько течений. Одни эксперты считают, что под элитой нужно понимать властвующую группу. Другие полагают, что это - наиболее выдающиеся специалисты в каждой профессии, то есть профессиональная элита. Есть также понятие "социальная элита", то есть люди, которых уважает все общество и считает образцами для подражания. Если интересна моя точка зрения, то я придерживаюсь первой позиции; я занимаюсь изучением властвующей элиты, правящей группы общества, - изучаю феномен людей, принимающих общегосударственные решения. Мне интересны люди, которые аккумулируют в своих руках собственность и власть. Это наиболее богатые и властвующие люди. Многие граждане нашей страны считают, что люди, обладающие властью, то есть властвующая элита России, не могут считаться самыми уважаемыми. В социологии это называется кризис легитимности: народ полагает, что правящая верхушка общества не может считаться образцом для подражания. Поэтому в адрес нашей правящей элиты из народных уст зачастую можно услышать весьма неприятные определения. Для меня в данном случае морально-этическая сторона не играет совершенно никакой роли. Это просто функциональная группа, она выполняет функцию управления государством. С этой точки зрения они меня и интересуют, будь они хорошие или плохие... - Ваш дед ведь тоже относился к элите? КРЫШТАНОВСКАЯ: Наверное, когда он занимал пост первого секретаря Семипалатинского обкома... Во время сталинских репрессий ему чудом удалось избежать ареста: его заранее предупредили, и он успел бежать из Семипалатинска. Уже в Москве он был исключен из партии. Впоследствии его восстановили в партии, дело было прекращено, но к сталинским репрессиям он всегда относился очень болезненно... - Изучая современные элиты, вы проводите аналогии с элитами прошлого? Скажем, те были такими, а сегодняшние - вот эдакие... Или же ничего общего вы не видите? КРЫШТАНОВСКАЯ: Знаете, я не уверена, что мой дед был типичным представителем той элиты. У нас дома собиралось множество людей, работавших вместе с дедом, и все они отличались невероятным романтизмом, верой в дело Ленина и идеалы коммунизма. Конечно, по нынешним меркам, это были наивные люди, действительно верившие в идеалы. Они поголовно были аскетами, - их абсолютно не интересовали блага, которые они могли иметь. И когда начался распад этой системы, они невероятно болезненно воспринимали цинизм, появившийся и в комсомоле, и в партии. Это уже была эпоха позднего застоя, последние годы правления Брежнева...
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|