|
|
Нобелевский лауреат Джеймс Уотсон: "Всегда имей в друзьях кого-то, кто может тебя спасти"
Уотсон указал кратчайший путь от школьной скамьи до Нобелевской премии Легендарный генетик, открывший структуру ДНК - ее двойную спираль - приехал в Москву и объяснил студентам МГУ, как стать успешным ученымВалерий ЧУМАКОВ - 18.06.2010
КАК СТАТЬ УЧЕНЫМ И ОСТАВАТЬСЯ ИМ В "правилах Уотсона" всего четыре параграфа. Но у каждого - по нескольку подпунктов. Вот они - с разъяснениями самого ученого. Правило 1: Развивайте интеллект в аспирантуре a. Выберите научного руководителя из числа молодых и амбициозных. Даже если они имеют ужасную репутацию. б. Развивайте в себе интеллектуальную смелость, чтобы не испугаться уже в начале работы "Научный руководитель должен быть умным, амбициозным и молодым. Только в таком случае вам не придется тратить время на изучение неактуальной и неперспективной темы. Плохая репутация - это, конечно, ужасно, но ее можно воспринимать как неизбежную плату за будущий успех. Выберите учителя, который по достоинству оценит ваши интеллектуальные способности и интересы. Только в таком случае вы заручитесь необходимой поддержкой и получите дополнительный источник научного вдохновения». По мнению 82-летнего Уотсона, молодой, пусть даже еще не имеющий особых заслуг руководитель, лучше чем заслуженный мастодонт. Лучше уже тем, что он не успел закоснеть в своих взглядах. И не превратился из исследователя в консервативного защитника пары-тройки собственных теорий. Вообще, «большинство ученых не любят молодых коллег за то, что они поднимаются выше своих учителей … Ученый признался, что в школе и колледже вообще практически игнорировал те предметы, которые были ему неинтересны, например, математику. Зато усиленно налегал на биологию и химию. То же он посоветовал и студентам: заниматься всегда тем, что нужно, и не тратить времени на то, что может не пригодиться. А как же сдавать экзамены по неинтересным предметам? Тут Уотсон дал четкий совет: постарайтесь понять, как мыслит учитель и дайте ему тот ответ, который он желает получить. Если что-то не помнишь, о у тебя есть о предмете базовые представления, необходимые знания можно просто вывести: «Чаще всего студентов заставляют запоминать ключевые факты, даты и имена. Но гораздо важнее знать не что произошло, а почему это происходит».
Правило 2: Получайте удовольствие от работы в лаборатории а. Постарайтесь сразу проявить себя, свое имя Вообще, по словам Уотсона, начинающему ученому амбициозность не вредит. В отличии от ученого маститого. Но и некоторая легкомысленность в деле нужна обязательно: «Работать нужно весело. С вами должны трудиться интеллектуально равноценные люди, с которыми у вас есть общие интересы. В таком случае вы можете даже отвлечься на научную чепуху, пошутить и снова заняться делом … Надо избегать занудства. И сами не занудствуйте, и с занудами не водитесь». А насчет воскресенья: «Если не заниматься в это время работой, то что же еще делать?» Правило 3: Делайте науку собственноручно а. Ставьте перед собой большие цели, чтобы ощущать себя большим ученым «Если вы не любите один из предметов - выберите специальность, на которой изучение ненавистной науки сводится к минимуму». Потом, в процессе, может оказаться, что пропущенный предмет все-таки нужен. Так случилось у Уотсона с математикой: в работе над структурой ДНК без нее обойтись было невозможно. Но, поскольку мозги у молодого ученого были настроены правильно, для него это уже было не страшно. Напротив, когда знание математики стало ему необходимо для дальнейшей работы, она вдруг из скучной превратилась в интересную. А посещение нужных лекций и чтение нужных книжек быстро восполнили мешавшие пробелы в образовании. Правило 4: Стремитесь к золоту а. Всегда имей в друзьях кого-то, кто может тебя спасти" Сам мэтр сейчас занят исследованиями в области генетики онкологических и психических заболеваний: «Это крупная тема, и она станет прорывной в течение пяти лет. Вот этим и нужно заниматься в аспирантуре, а потом точно представлять дальнейшие программы исследования. Если бы я сейчас только закончил аспирантуру, то я бы занялся проблемой рака». Если научное чутье подвело, то надо не пугаться, и ломиться упрямо в бесперспективность. «Оперативно смените поле деятельности … У вас должен быть план «Б», которым вы воспользуетесь в случае своего поражения или коммерческой неудачи. Сохраняйте хорошие отношения с людьми, которые могут быть вашими потенциальными работодателями». «У вас должны быть только те друзья, у которых вы можете чему-то научиться. Вот поэтому у меня почти и не было друзей». По словам Уотсона, в скачках на приз ДНК участвовало три лошади, только две из них сошли с дистанции. Вместе со своим соавтором Френсисом Криком он постоянно общался с конкурентами, Морисом Уилкинсом и Розалиндой Франклин. В разговорах они, конечно, не раз выбалтывали лишнее, но такое же «лишнее» частенько вычерпывали и из болтовни соперников. Кстати, нобелевку Уилкинс получил вместе с ним. Возможно, премию дали бы и Розалинде, но ее к тому времени не было в живых: чрезмерное увлечение рентгеновскими лучами не прошло бесследно и она умерла от рака в 1958 году в возрасте 37 лет. А посмертно нобелевская премия не дается. Но были и те, с кем общаться было страшновато и сложновато. Такими были признанные великие ученые, которые часто сами страдали от своей «великости». В случае с исследованиями ДНК пострадал от нее Лайнус Полинг, который, по словам Уотсона, «вел себя как Господь и не терпел никакой критики», в результате чего пошел по неверному пути. В конце Уотсон пообщался с залом. На первый же вопрос, заданный ведущей встречи, о том, какие девушки нравились молодому Уотсону, последний не задумываясь ответил: «Ну-у-у, примерно такие, как вы». Дальше его спросили о том, не видит ли он связи между выбором мужчиной профессии дизайнера или стилиста и его сексуальной ориентацией, на что генетик честно ответил, что связи не видит. А на вопрос, как сделать так, что научный коллектив стал многообещающим, 82-летний лауреат нобелевской премии, автор открытия, признанного ведущими учеными мира главным открытием прошлого века, многолетний директор научного института Колд Спринг Харбор, ведущий генетик планеты, предложил: «Наверное, стоит его хорошенько накормить».
ЛИЧНОЕ ДЕЛО Джеймс Уотсон. Родился 6 апреля 1928 года. В 15 лет поступил в колледж, в 19 получил степень бакалавра зоологии университета Чикаго. В 1951 году в Кавендишской лаборатории Кембриджского университета, где занимался изучением структуры белков, познакомился с физиком Фрэнсисом Криком. Вместе они начали работу над моделированием структуры ДНК и вскоре додумались до двойной спирали. В 1953 году результаты их работы были опубликованы в журнале Nature а в 1962 году они были удостоены Нобелевской премии «за открытия, касающиеся молекулярной структуры нуклеиновых кислот и их значения для передачи информации в живой материи». Тогда Уотсону едва исполнилось 34 года. В начале 1990-х годов он стал первым руководителем международного научно-исследовательского проекта «Геном человека», инициатором которого и был.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|