|
|
Мифы Древнего Китая: Восемь бессмертных. Часть 2
Стать бессмертным, наверное, хочется каждому на земле, и некоторым это удается. Следующий бессмертный, почитаемый в Китае - Ли Те Гуай, один из самых популярных героев «Ба сянь» (Восемь бессмертных).
Этот бессмертный чаще всего изображается хромым нищим, опирающимся на железную клюку. В правой руке он держит тыкву-горлянку, в которой хранится снадобье, обладающее волшебной силой, с помощью которого можно отделить душу от тела. По преданиям, он был высоким человеком с темным лицом и большими глазами, с курчавой бородой и курчавыми волосами, схваченными железным или золотым обручем. Нефритовый император даровал ему бессмертие за его благородные поступки и излечение людей от болезней. Он 40 лет постигал Дао в горах Чжуннаньшань, а потом, оставив в хижине тело, отправился странствовать. Тело растерзал тигр, а вернувшаяся душа вселилась в плоть умершего хромого нищего. Рассказывают, что Ли мог уменьшаться так, что ночевал в своей тыкве- горлянке, на базаре он продавал чудотворные снадобья, излечивающие от всех болезней. Ли Те Гуай считался покровителем магов, астрологов, волшебников и чародеев, а также врачей, и его изображения служили знаком аптекарских лавок. Однажды он оставил свое физическое тело в пещере Даньшань, в провинции Анхой, на попечение ученика и отправился к Лао Цзы , предупредив ученика, что, если он не вернется через семь дней (алхимический цикл превращений), то ученик должен будет уничтожить его тело. Через шесть дней ученик узнал о болезни матери и , не дожидаясь окончания положенного срока, сжег тело учителя и ушел домой. Вернувшись, Ли Сюань обнаружил, что его тело сожжено. В это время недалеко умер хромой нищий, и Ли вошел в его тело. С тех пор он приобрел вид хромого нищего и стал Ли Те Гуаем. Затем он явился в дом ученика, оживил его мать, а спустя 200 лет взял ученика на небо. Однажды он захотел сделать бессмертным одного из своих учеников, Чаоду, и приказал ему следовать за ним в горящую печь. Чаоду принял Ли Те Гуая за обыкновенного нищего и отказался последовать за ним. Тогда Ли бросил в воду лист бамбука и предложил Чаоду переплыть на нем реку. Тот снова отказался. Тогда Ли Те Гуай сказал: «Ты слишком заботишься о земном и не сможешь стать бессмертным». После этого он вскочил на лист бамбука и переплыл реку.
Его имя от рождения было Люй Янь. Родился он около 796 года ( в эпоху династии Тан), в уезде Цзынжао, в современной провинции Хунань. В даосизме его называют Патриархом Люй, сам он себя называл Мастером Чистого Ян (Чуньян-цзы). Согласно преданию, в момент зачатия комната матери наполнилась благоуханием, раздалась небесная музыка и на кровать с неба спустился белый аист, который затем внезапно исчез. Младенец родился весьма странным - с шеей аиста, спиной обезьяны, туловищем тигра и щеками дракона. Когда эти чудесные атрибуты исчезли- история умалчивает. В юношеском возрасте в его внешности уже почти не было ничего необычного - глаза его напоминали глаза птицы феникс, брови густые, плечи широкие, нос слегка горбатый, кожа бледно-желтого цвета, около левой брови виднелась черная родинка. С детства Люй обладал необычными способностями - мог ежедневно запоминать по десять тысяч иероглифов, тем не менее к 20 годам он дважды не смог сдать экзамен на чиновника, но был удостоен ученой степени цзиньши и служил в управе в области Техуа Люй Дунбинь поставил вариться кашу из желтого проса и решил подремать. Тогда Чжун Ли предложил ему свою подушку для отдыха, на которой Люй увидел удивительный сон, как будто он выдержал экзамен на чиновника, получил важную должность и стал заместителем министра. Он женился на дочери уважаемого человека, у него родились сын и дочь. Потом он дослужился до премьер- министра, но завистники стали обвинять его в должностных преступлениях, он вынужден был уйти в отставку. Жена его обманула, детей убили разбойники и он потерял все свое состояние. Умирая нищим, он вдруг проснулся. Сон занял всего несколько минут, пока варилась каша, но во сне прошло 18 лет. Чжунли Цюань объяснил ему, что через сон ему показали всю тщетность и пустоту повседневной жизни. Прозревший Люй становится даосским отшельником. Сюжет этот сложился в Танскую эпоху и известен с 8 века по новелле Шень Цзи Цзи «Записки о случившимся в изголовье». Затем он разрабатывался другими китайскими драматургами. Другая анонимная пьеса «Сновидение Дунбиня» обычно разыгрывалась в храмах в день рождения одного из верховных даосских божеств Дун Ван Гуна. Но вернемся к Люй Дунбиню. Под руководством Чжунли Цюаня Люй стал изучать тайны магии, алхимии, научился готовить эликсир жизни и узнал способ превращений элементов в золото. Он также изучил искусство фехтования, искусство становиться невидимым и другие многочисленные техники. На горе Хэ после многократных проверок его стойкости, Люй получил посвящение. Потом Люй Дунбиня обучили секретным формулам даосской школы Высшей Чистоты (Шанцин) и в 50 лет он достиг бессмертия.
При посвящении Люй Дунбинь получил меч «чудесного могущества» ( его часто изображают с этим мечом за спиной) и четыреста лет он странствовал по свету с этим мечом, избавляя людей от горя и зла, заклиная демонов, убивая драконов и тигров. Существует буддийское толкование его искусства владения мечом как «Отрубающем все страсти и земные стремления». В народных верованиях Люй - святой подвижник, познавший в мирской жизни страдания и решивший служить людям. Однажды Люй пришел в местечко Юэян под видом торговца маслом. Он хотел сделать бессмертными всех честных людей, а это те, которые не будут домогаться выгоды при покупке масла. Целый год он продавал масло, встречая только жадных покупателей, и только одна женщина не требовала больше, чем ей причиталось. Люй Дунбинь пошел к её дому, бросил ей в колодец рисовое зернышко и вода в колодце превратилась в вино, и старая женщина, торгуя им, выручила много денег. Рядом с Люй Дунбинем часто встречается его ученик Лю (ива), из остроконечной головы которого растет ветка ивы ( это дух старой ивы-оборотня, которого Люй обратил в свою веру). Иногда Люй изображается с мальчиком на руках - пожелание иметь много сыновей, и за это качество чадоподателя его почитали китайские ученые. Люю также приписывалась способность указывать людям путь к излечению или спасению. В позднем даосизме Люй Дунбинь почитался как патриарх целых пяти даосских школ.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|