Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

"Белая книга" ЕГЭ

Ах, это высшее образование

Наталья Иванова-Гладильщикова

Факультет журналистики МГУ выпустил вторую книгу «Единый государственный экзамен.  Белая книга» . В отличие от первого тома, увидевшего свет осенью 2008 года, второй том опубликован пока лишь в электронном варианте.

В новой книге представлены выступления о ЕГЭ, появившиеся в российских СМИ, на новостных ресурсах Интернета, в блогосфере, в конце 2008 - начале 2009 года, то есть  после  принятия закона о Едином экзамене. Именно в этот период резко увеличилось число критических материалов о ЕГЭ, изменился и тон заголовков:  «ЕГЭ - контрольный выстрел в российское   образование»; «ЕГЭ: ошибка или преступление?»; «Высшая мера для высшей школы»; «Как объЕГЭрить   государство»; «Аттестат незрелости»; «Капканы для ректоров», «Поколение для экспериментов»; «"ЕГЭ: коррупция сдвинулась с вузовского уровня на школьный"«  и т.д. и т.п.

Большинство критиков ЕГЭ основывают свои отзывы на негативных  реалиях , которые выявились в ходе вступительных экзаменов в вузы этого года, а кроме того - на удручающих показателях проверочных заданий (например, по русскому языку и математике). Так, диктант, который вот уже много десятилетий дает поступившим на первый курс кафедра стилистики журфака МГУ, обескуражил преподавателей. Из более чем 200 первокурсников, писавших работу, лишь пятая часть студентов сделали 8 и меньше ошибок на страницу текста. Остальная масса, включая 15 отличников, поступивших на журфак со стобалльными результатами ЕГЭ, допустили в среднем по 24-25 ошибок. Бывали и такие, кто в одном слове ошибался 3-4 раза.

По словам декана факультета журналистики Елены Вартановой, интервью с которой опубликовано в «Белой книге»: « уровень грамотности оказался заметно ниже, чем раньше. Ошибок очень много! Некоторые орфографические перлы студентов уже разошлись на цитаты: «рыца» (рыться), «поциэнт», «генирал», «через-чюр», «оррестовать» «.

В материале приводятся и некоторые ошибки из диктанта:

за пол ночь - за полночь

небезисвесный - небезызвестный

двух яросная - двухъярусная

мащеная - мощенная (булыжником)

лекведирована - ликвидирована

софетских - советских

сезд - съезд

щетаца - считаться

сверх изысканный - сверхизысканный

непросуществовал - не просуществовал

Поразили критиков ЕГЭ и сенсационные успехи некоторых регионов страны. В Карачаево-Черкессии, например, число стобальников в четыре раза выше, чем по стране в целом, и на порядки опережает число победителей олимпиад…

Существуют две точки зрения на ЕГЭ. Первая: «ЕГЭ совершенствовать невозможно. Отменить!». И вторая: «ЕГЭ совершенствовать. Невозможно отменить!» Эти два варианта и обсуждаются в первых двух разделах книги. В последующих пяти рубриках рассматриваются другие аспекты Единого экзамена.

Симптоматично, что ЕГЭ стал одной из центральных тем, обсуждаемых в СМИ за последнее десятилетие. Перед началом 2010-го года «Новая газета» опубликовала итоги «Конкурса слов» года предыдущего. Оказалось, что слово ЕГЭ заняло второе место. По мнению члена-корреспондента РАО Александра Абрамова, « можно уверенно утверждать и доказать с помощью простейшего частотного анализа, что тема ЕГЭ, начиная с года своего рождения - года 2000-ого от Р.Х. - единственная тема, непрерывно и остро обсуждающаяся в прессе ». Александр Абрамов объясняет и причины этой популярности. Их три.

«Во-первых, ЕГЭ придано поистине судьбоносное значение. Выпускные (за школу) и вступительные (в вузы) экзамены в советское время, безусловно, глубоко волновали и учеников, и родителей. Но правила игры  были стабильными, а процедуры испытаний - разнообразными. ЕГЭ резко дестабилизировал ситуацию.

Предельная формализация и процедур, и заданий потребовали массовой спецподготовки по принципиально новым схемам. Резко повысились ставки: от двух-трех экзаменов (а не десятка, как ранее) зависит и получение аттестата (или неполучение, что равносильно вручению нового пожизненного волчьего билета), и поступление в вуз.

Во-вторых, возникла классическая неприятная ситуация: «Хвост виляет собакой». Оказалось, что выбранные средства достижения вроде бы благородных целей (Качество! Эффективность! Доступность!) привели к чудовищным деформациям вечных целей образования. Школа - важнейший человекообразующий и народообразующий институт на глазах превращается в инструмент натаскивания на дурацкие задания по дурацким правилам. Поскольку при этом решительно все участники процесса заинтересованы лишь в высоких результатах, создана атмосфера, развращающая все общество.

Наиболее явные отрицательные последствия новой «передовой» методы видны в резко упавшем уровне подготовки по базовым предметам - русскому языку и математике. Именно эти предметы ответственны в наибольшей мере за развитие языка и мышления, т.е. качеств, отличающих Homo Sapiens от других субъектов как растительного, так и животного мира».

Конечно, далеко не только ЕГЭ виновен в глубоком кризисе отечественной системы образования. Но с введением данной системы ситуация обострилась: решаются не подлинные, а мнимые, надуманные проблемы.

Кроме того, в «Белой книге» утверждается, что «командное» введение ЕГЭ выявило куда более важную проблему нарастания отчуждения власти от общества. Можно и нужно спорить о достоинствах и недостатках ЕГЭ. Но все дело в том, что мнение профессионалов, а также общественное мнение было проигнорировано. Закон о ЕГЭ был последовательно протащен вопреки многочисленным протестам через Госдуму, Совет Федерации, и прочие высшие инстанции.

Учителя не участвовали и в работе независимой Комиссии по ЕГЭ при Президенте РФ. Поэтому и надежды общества на «независимые» выводы этой комиссии не оправдались. В то же время, в этой Комиссии работали и министр образования и науки Фурсенко, и руководитель Рособрназдора Глебова и зам. министра Калина... А вот учителя - нет. Результат работы Комиссии «ЕГЭ - быть» был предопределен изначально поставленной задачей совершенствования Единого Государственного Экзамена. Де-факто сказано: « Незамедлительно приступить к совершенствованию - сокрушительному и неотвратимому! ».

P.S.: Книгу «Единый государственный экзамен.  Белая книга» . М., Факультет журналистики МГУ, 2008. можно посмотреть на сайтах

http://www.journ.msu.ru/downloads/2009/ege_book.doc;

http://petrovitskaya.lifeware.ru/files/ege_book.doc


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 19.01.2010  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100