|
|
Кризисные эмоции
Кризис подавляет эмоциональное состояние россиян, но не лишает их оптимизма. Задумываясь о будущем, каждый пятый россиянин в ближайшие три месяца ожидает улучшения экономической ситуации в стране. Однако вместе с тем, более половины наших соотечественников признаются, что финансовый кризис отрицательно влияет на их эмоциональное состояние. Более других оказались подвержены негативным влияниям кризиса жители Ливана (79%), Мексики (76%), США (74%) и Кореи (72%). Граждане Нидерландов, Австрии, Италии, Испании и Бразилии пострадали менее всего. Исследовательский холдинг "Ромир" представляет результаты третьей волны международного проекта "Всемирный барометр финансового кризиса". Очередной этап опроса показал, что экономический кризис затронул не только финансовое, но и психологическое состояние людей - более половины (54%) респондентов в мире признаются, что за время экономического кризиса испытали, по крайней мере, одно из перечисленных состояний:
Для сравнения, в России четверо из десяти респондентов временами испытывают тревогу (страх), четверть наших соотечественников признаются, что кризисные времена заставляют их переживать стресс, 17% подвержены депрессиям, а каждый десятый жалуется на бессонницу. Вместе с тем, нельзя не отметить, что в целом потребители постепенно начинают обретать веру в финансовую стабильность своих стран. В течение последних трех месяцев доля пессимистично настроенных респондентов в мире сократилась. Среди россиян с марта 2009 года их доля сократилась на 18%. На момент проведения опроса (июль 2009), более половины (53%) наших соотечественников сказали, что, по их мнению, экономическая ситуация в России в ближайшие три месяца останется неизменной, каждый пятый выразил надежду, что экономику государства ожидает подъем, а без малого четверть (23%) россиян высказали мнение, что экономическое положение в России в ближайшие три месяца ухудшится. Доля респондентов, полагающих, что экономическая ситуация в их странах в ближайшие три месяца ухудшится В мире:
В марте 2009 года мнения практически не изменились. И хотя в рамках третьей волны исследования уже гораздо меньше респондентов выразили пессимистичные оценки экономических перспектив своих стран, выражать уверенность в завтрашнем дне респонденты также не торопятся. Иначе говоря, доля людей, полагающих, что экономическая ситуация улучшится, не увеличилась, просто процент, уверенных, что положение дел существенно не изменится, вырос. Сокращение расходов - третий фактор, который брался во внимание при анализе результатов исследования. В среднем, нынешний (июль 2009 года) показатель не сильно отличается от мартовского (вторая волна). Более того, стабильной оказалась и схема сокращения расходов в каждой из категорий. В среднем более половины (54%) потребителей сократили свои расходы - в основном на одежду/обувь/аксессуары, развлечения, крупные покупки. Сопоставив три ключевых показателя: экономические ожидания населения, эмоциональное состояние людей и сокращение расходов потребителей, можно разделить страны, участвующие в проекте на несколько групп: Страны на диаграмме приведены с разбивкой по трем категориям: оптимистичное отношение к экономической ситуации, снижение расходов и психологические последствия кризиса. Страна может как попадать под все категории, так и не находиться ни в одной из них. Как мы видим, жители Бразилии, Индии и Канады справляются с экономическим кризисом лучше остальных. Это единственные страны, где уровень оптимизма равен среднему или превышает его, а сокращение расходов и негативные влияния на психологическое состояние населения не достигают средней отметки. Хуже всего кризис сказался на Франции, Японии, Мексике, Аргентине и Исландии - показатели этих стран по всем пунктам зарегистрированы на уровне ниже среднего значения. Россия и Китай составили группу стран, население которых, несмотря на негативное эмоциональное влияние кризиса, достаточно оптимистично смотрит в будущее и не очень значительно сократило свои расходы.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|