Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Министр образования Андрей Фурсенко признал ошибки своего ведомства

Вузы начали зачисление абитуриентов на первый курс. Но приемные комиссии многих университетов не уверены, что в числе студентов окажутся главным образом те, кто действительно должен получить высшее образование в данном учебном заведении.

Правила приема по результатам ЕГЭ обрушили на вузы вал из десятков тысяч документов, среди которых значительную часть составляют недостоверные данные о ЕГЭ и поддельные справки о праве на льготы. Невиданные прежде конкурсы в десятки и сотни человек на место кроме неразберихи и нервотрепки породили еще один виток коррупции: родители абитуриентов готовы платить за то, чтобы ребенок с первого захода оказался в заветном списке рекомендованных к зачислению.

Как и предупреждало АНН, плохо проработанная реформа среднего и высшего образования, не решая старые проблемы системы, только добавила новые.

Примеры того, как вузы расхлебывают последствия эксперимента, проделанного над выпускниками 2009 года, приводит «Российская газета». Особенно трудно приходится тем учебным заведениям, которые не проводят дополнительные экзамены и творческие конкурсы, а зачисляют в студенты только по итогам ЕГЭ. В несравнимо более выгодном положении оказались те 24 вуза, которым разрешили проводить свои экзамены. Здесь приемные комиссии не задыхаются от десятков тысяч поступающих и могут распознать тех, кто действительно хочет и способен учиться.

В МГИМО, где есть обязательный дополнительный экзамен по английскому языку, подано 3 тысячи 678 заявлений, а РГГУ, где для поступления на большинство специальностей достаточно свидетельства ЕГЭ, 62 тысячи! На мехмате МГУ, где надо сдавать дополнительные экзамены, конкурс 4 человека на место, а в МЭСИ на получение специальности психолога претендуют 14 человек, статистика - 100 человек, государственного и муниципального управленца - 214!

Газета приводит слова ректора МГЮА Виктора Блажеева, который сказал: «Я даже не знаю, что мы делали бы без вступительного испытания». Сюда подано «лишь» 10 тысяч заявлений.

32 тысячи заявлений прошли через руки ответственного секретаря приемной комиссии МЭСИ Елены Завражной. Ее комиссия работает по 12 часов в день, включая выходные. Превышены все сметы на покупку канцтоваров. «Чтобы абитуриенты не толпились, завели электронную очередь, - рассказывает она. - И все равно задыхаемся от работы. Сейчас одни ребята понесут подлинники, другие будут забирать документы - придется как-то разводить эти толпы». 
Газета отмечает, что провозглашенная с введением ЕГЭ доступность высшего образования для школьников из глубинки оказалась не такой уж и доступной. Копии документов действительно можно отправить по почте, но времени у тех, кто, допустим, поступал на творческие и физкультурные специальности, было очень мало. Уже 5 июля закончился прием документов во ВГИК, ГИТИС, Щукинское, Щепкинское училища, спортивные вузы. 
В Санкт-Петербургской консерватории говорят, что из-за ЕГЭ потеряли в этом году как минимум пятерых очень талантливых ребят. «Творческие люди имеют не совсем обычный склад ума, который совершенно не учитывается ЕГЭ, - приводит слова исполняющего обязанности ректора консерватории Сергея Стадлера газета. - Выходит так, что по-настоящему талантливые люди не могут поступить в консерваторию. У нас кафедра хочет взять талантливого юношу, профессора буквально рыдают - а парень, как выясняется, вообще не имеет права поступать, потому что у него низкий балл ЕГЭ».

Несмотря на обещания министерства образования, есть еще одна причина, по которой иногородние абитуриенты не смогут стать студентами московских и петербургских вузов: катастрофически не хватает мест в общежитиях. В этом году, например, в МЭСИ выделена всего 21 (!) койка для первокурсников, в РГГУ мест в общежитии нет вообще.

Как вузы выбирают студентов из десятков тысяч абитуриентов, задается вопросом издание. В Рособрнадзоре уверены: процедура продумана до мелочей и покажет, какие учебные заведения достойны высоких строк в рейтингах. Лучшие наберут абитуриентов в первой же волне. Однако проректор Владивостокского государственного медицинского университета Владимир Кузнецов возражает: «Определить, насколько объективно оценили знания наших школьников на ЕГЭ, можно будет только тогда, когда они уже начнут учиться».

В вузах о зачислении говорят с тревогой. «Ажиотаж абсурдный - дети просто не знают, куда идти... - приводит слова проректора Воронежского строительного университета Владимира Григораша «РГ». - Ведь когда человек подает заявления на гуманитарный и на ветеринарный факультет, это значит, что ему все равно, чему учиться».

Как быть с теми, кто набрал равное количество баллов, более или менее ясно. Так, можно принять во внимание «портфолио» абитуриента: участие в конкурсах, олимпиадах, учесть оценку по профилирующему экзамену, в конце концов время сдачи подлинника (чем раньше, тем лучше). А вот что делать с льготниками, которые имеют право внеконкурсного зачисления?

Из-за возможности подавать документы в разные вузы и отправлять по почте на некоторые специальности заявлений от льготников больше, чем бюджетных мест. Такая ситуация во многих гуманитарных вузах - социальных, педагогических, юридических. При этом большинство льготников имеют низкие баллы по ЕГЭ. Где гарантии, что они смогут учиться в вузе?

Несмотря на фантастический конкурс, ни один вуз пока не может с уверенностью сказать, что выполнит план набора и найдет сильных студентов, констатирует «РГ». 
Итак, что показали новые правила приема? Высокий конкурс 200-300 человек на место не отражает реальной ситуации: многие вузы могут остаться без студентов. Вузы не готовы к многотысячному наплыву абитуриентов: приемные комиссии вынуждены работать в авральном режиме. Абитуриенты подают документы по принципу «хоть куда, лишь бы на бюджет». Неясно, как быть с льготниками, которые имеют право на внеконкурсный прием. Вузы не могут обеспечить всех иногородних студентов общежитием. 
И как же реагирует на ситуацию Министерство образования и науки? 
23 июля Рособрнадзор вывесил на своем сайте итоги проведения ЕГЭ в 2009 году. В документе много цифр.

Сдавали ЕГЭ 995 295 выпускников школ 2009 года и выпускников прошлых лет (в 2008 году - 1 095 781 человек). Большинство участников ЕГЭ согласились с полученными результатами, но 56 335 человек подали апелляции в региональные конфликтные комиссии и почти треть из них была удовлетворена.

Вопреки опасениям СМИ, подчеркивает ведомство, без аттестатов остались только 2,7 % выпускников. 100 баллов по разным предметам получили 2 336 выпускников и абитуриентов (в 2008 году - 1080), что составляет 0,2 % от общего количества сдававших ЕГЭ в 2009 году. 
Рособрнадзор перепроверил 370 работ, за которые школьники получили 100 баллов: 74, 6% результатов подтвердились. Участвовали в проверке свидетельств о результатах ЕГЭ вузы и ссузы. Они пользовались Федеральной базой свидетельств о результатах ЕГЭ, в которую было загружено 2 284 996 свидетельств за 2008-2009 годы. 
Среди нарушений Рособрнадзор отмечает только то, что некоторые участники ЕГЭ разместили в Интернете в период проведения экзамена варианты экзаменационных работ, но благодаря технологическим возможностям были быстро выявлены и наказаны.

В целом в 2009 году ЕГЭ прошел в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, отмечает ведомство. И хотя комиссиями Рособрнадзора, комиссиями субъектов РФ, общественными наблюдателями выявляются отдельные нарушения, по ним принимаются меры предупредительного и профилактического характера, направленные на ликвидацию указанных нарушений.

«В настоящее время Рособрнадзором проводятся работы по углубленному содержательному анализу полученных результатов ЕГЭ…и подготовке к проведению работ по интерпретации полученных результатов ЕГЭ…», заключает ведомство.

За скобками отчета, по понятным общественности причинам, остался низкий уровень (ниже всякого приличия) минимального балла по отдельным предметам, массовое использование на экзаменах мобильных телефонов, «дублеры», сидящие в соседних комнатах и решающие за выпускников КИМы, взятки за то, чтобы заранее получить контрольно-измерительные материалы, полное отсутствие ответственности учителей за подготовку детей к ЕГЭ, сегодняшние проблемы вузов, не справляющихся с потоком абитуриентов, «поступающих» одновременно в несколько учебных заведений…

Все это осталось не только за скобками отчета ведомства перед общественностью, но и за скобками отчета перед главой государства. 
Но совершенно неожиданно, вероятно на фоне новых скандалов, связанных уже со вступительными экзаменами в вузы, и вопреки намерениям Рособрнадзора, который еще только готовится «к проведению работ по интерпретации полученных результатов ЕГЭ…», их 29 июля интерпретировал министр образования и науки Андрей Фурсенко.

Есть откровения, услышать которые из уст министра прежде, нельзя было и помыслить. 
В интервью «КП» он заявил: «Мы (по итогам ЕГЭ - АНН) достигли главного: получили полную картину того, что происходит в образовании в России. И картина эта не очень радостная: уровень образования сегодня, к сожалению, очень низкий. Плюс еще и то, что сейчас называется коррупционной составляющей».

Министр подтвердил, что у министерства «есть вся информация о результатах ЕГЭ по разным предметам». Знает он и о том, «как в регионах проходили олимпиады школьников» и «сколько разных справок о льготах выдали в том или ином регионе». «Еще раз повторю: мы теперь знаем реальную ситуацию. И знаем, как ее исправлять».

То есть, если сказанное министром образования перевести на простой русский язык, то получится примерно следующее: не признавать очевидного мы больше не можем, и в силу своих возможностей будем ситуацию исправлять. 
Что еще признал министр? 
1. Что «неправильно идти по пути предоставления льгот». «Я могу сегодня уверенно сказать, что часть справок об инвалидности, с которыми в этом году поступали в вуз, не связана с реальным состоянием здоровья ребят. Не может за год в несколько раз увеличиться количество серьезно больных людей! Я думаю, мы придем к тому, что будут введены определенные квоты на обучение льготников. Скорее всего, порядка 25 - 30% от количества бюджетных мест в каждом вузе». 
2. Что «главная проблема - недобор в большом количестве вузов по большому списку специальностей». «Это означает, что уже в этом году большое количество вузов останется без студентов». 
3. Что нынешняя ситуация позволит серьезно «зачистить» вузы, уровень преподавания в которых не соответствует современным требованиям. «Однозначно. Я противник жестких административных решений…Но если вуз не набирает студентов, если от вуза осталась одна оболочка, если студенты бегут из него - я считаю, что наша задача закрепить де-юре то, что сложилось де-факто. Если вуз не может набрать студентов, это означает, что он должен быть реорганизован или присоединен к более сильному. В предельной ситуации - закрыт». 
4. Что многие бюджетные места займут абитуриенты, которые не смогут учиться в дальнейшем. «Действительно, сложность первого года проведения ЕГЭ - как сделать так, чтобы максимальное число ребят, которые не пользовались никакими хитростями, честно сдавали экзамены и сдали их неплохо, смогли поступить в вузы на направления подготовки, соответствующие уровню их знаний». 
5. Что были регионы с масштабными нарушениями правил проведения ЕГЭ. «Сейчас мы проводим достаточно серьезную проверку, результаты которой будут доложены правительству и президенту. Кроме того, ее выводы будут доведены до сведения всех руководителей регионов - как оцениваются результаты сдачи экзаменов у них в республике, области, крае…У нас есть абсолютно четкая картина - где есть реальные лидеры, а где - реальные отстающие. Псевдолидеров определить очень просто. Например, республика - лучшая в ЕГЭ по математике, а информатику сдали едва ли не хуже всех. Не может быть, чтобы в республике, имеющей высокий уровень подготовки по математике, были провальные экзамены по ИКТ. В другой республике очень высокие баллы по ЕГЭ, но, например, нет даже финалистов олимпиад по тому же самому предмету. Все это всплывает, будет серьезно проанализировано и сделаны оргвыводы. Я буду предлагать губернаторам решить кадровый вопрос в тех регионах, где были нарушены процедуры при проведении ЕГЭ. Мы договорились с правоохранительными органами, в том числе с прокуратурой, проверить нарушения законности во время сдачи ЕГЭ. Мы проведем совместные расследования. Информацию об обнаруженных нами нарушениях мы в компетентные органы уже передали».

Уф, не прошло и полугода с начала замечательного эксперимента под названием ЕГЭ, как сам его организатор признал на финише то, что было очевидно многим на старте. Плохо проработанная реформа дала такие же результаты. Впрочем, ничего удивительного в этом нет. У нас, россиян, менталитет такой: сначала создаем себе трудности, а потом их героически преодолеваем. Жаль, что по такому принципу живут не только простые обыватели, а и государственные мужи. 


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 03.08.2009  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100