Научное объяснение мира и передача знаний следующим поколениям - таково главное предназначение университетов. Сегодня к этому следует добавить инновационную деятельность. Российское образование неустанно реформируется на протяжении уже пятнадцати лет. Не за бездумное копирование западных образцов, но за модернизацию с сохранением явных преимуществ российской системы высшего образования выступали участники форума «Университеты на пути к новому качеству образования», прошедшего 10 июня в Первом учебном корпусе МГУ на новой территории.
Участниками форума стали:
- более 300 ректоров и президентов российских вузов (актив Российского союза ректоров, включая полный состав Учебно-методического объединения по классическому университетскому образованию, к 20-летию которого был приурочен форум);
- ректоры ведущих университетов СНГ, входящих в Евразийскую ассоциацию университетов;
- члены президиума РАН и Комиссии РАН по образованию;
- представители органов государственной власти, в компетенцию которых входят вопросы образования;
- представители Российского союза промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленной палаты, общественных организаций «Деловая Россия», «Опора России»;
- члены Координационного совета по делам молодежи при Президентском Совете;
- члены Ученого совета Московского университета и др.
«Фундаментальность - это присутствие науки в обучении. Наука - признак могущества университетов», - такими словами открыл форум ректор МГУ академик В.А. Садовничий.
Проблем у российского высшего образования много. Поэтому значение состоявшегося 10 июня форума поистине огромно. Фактически впервые на профессиональном уровне в форме открытой дискуссии представители образовательной, научной и деловой среды при участии госструктур обсудили философию образования будущего.
Форум выдался очень жарким по прямоте высказывавшихся точек зрения, по столкновению различных мнений. Самая жаркая часть пришлась на секционные заседания:
- Секция 1. Подходы к формированию системы оценки и контроля качества образования.
- Секция 2. Вопросы фундаментализации образования. Развитие интеграционных процессов в научно-образовательной и инновационных сферах.
- Секция 3. Кадровый потенциал высшей школы. Развитие системы отбора, подготовки и привлечения к научно-образовательной деятельности талантливой молодежи.
- Секция 4. Стратегическое партнерство университетов и бизнес-сообщества.
- Секция 5. Перспективы законодательного обеспечения развития образования.
- Секция 6. Развитие университетов в контексте процессов глобализации.
- Секция 7. Региональная миссия университетов: социально-экономические и культурно-воспитательные функции.
Восполнение, обновление научно-образовательных кадров - вот, пожалуй, одна из наиболее острых проблем российской современности. С 1990 по 2005 год общая численность персонала, занятого исследованиями и разработками в России, сократилась на 58%; наука потеряла более миллиона человек. На 2009-2013 годы разработана концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Ответственными за ее формирование и реализацию являются Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям.
В концепции, в частности, говорится о необходимости усиления роли государства в привлечении современных научных и научно-педагогических кадров в сферу науки, образования и высоких технологий. Несколько странным кажется отсутствие сегодня программной поддержки воспроизводства научных и научно-педагогических кадров со стороны государства, раз уж оно повернулась к науке и образованию лицом. Согласно весьма оптимистичной концепции федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России», к концу 2013 года ожидается снижение среднего возраста исследователей на 3-4 года, увеличение доли профессорско-преподавательского состава высшей квалификации на 4-6%, повышение качества научных публикаций, увеличение числа научных и образовательных организаций, использующих передовой опыт ведущих мировых университетов. Дабы привлечь молодежь в сферу науки, образования и высоких технологий и финансировать государственную систему подготовки научных и научно-педагогических кадров планируется затратить 78,5 млрд рублей. В проекте Концепции долгосрочного развития России предусматривается увеличение вклада государства в образование к 2015 году на 1% ВВП до 4,7%.
«Талантливая молодежь должна оставаться в университетах и стать посредником в воспроизводстве нового научного поколения. Хотя, учитывая их потенциальное финансовое положение…», - рассуждал модератор секции 3, председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга, ректор Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики В.Н. Васильев.
Для улучшения качества образования предлагалось университетам быть более открытыми, брать больше совместителей, к примеру, из РАН, увеличивать мобильность учащихся и преподавателей вузов хотя бы в пределах СНГ, масштабность олимпиадных движений для отбора талантливой молодежи при поступлении в вуз и т. д.
Среди наиболее опасных тенденций в системе российского высшего образования стоит выделить то, что обучение в магистратуре и аспирантуре все больше переводится на платную основу. Где смысл, где логика? Посредством олимпиад при поступлении в вуз отбирается наиболее талантливая молодежь, которую потом хотят видеть в числе профессорско-преподавательского состава, для чего уж точно диплома бакалавра недостаточно, а магистратура с аспирантурой - платные. Учитывая, что проект закона об образовательном кредите в конце мая Госдума отклонила, талантливость будущих магистрантов и аспирантов ставится под сомнение. Отдадим должное рачителям российского образования и напомним, что с 2004 года в двух десятках вузов действует программа образовательных кредитов «Кредо» с выгодными условиями для учащихся, а с этого года 112 вузов нашей страны являются участниками эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов.
Несмотря на резонные замечания, что проблемы российского образования упираются в недостаток финансирования, главная беда высшей школы в настоящее время - это ее доступность. «Сегодня в университете могут учиться все. Главный вопрос состоит в том, как поступить в вуз, - отметил на форуме заместитель министра образования и науки РФ И.И. Калина. - Когда в университете может учиться каждый - это не благо, а обман населения». С 1995 года количество студентов вузов удвоилось, приблизившись к семи миллионам. На 10 тысяч человек в России приходится примерно 500 студентов. По данным Общественной палаты, научные исследования и разработки проводятся лишь в 37% учебных заведениях; в 2006 году 56% выпускников получали платное образование.
Образованию сегодня действительно нелегко. Один информационный взрыв чего стоит: знание замещается информацией, а культура усвоения - культурой поиска. Модель образования для экономики, основанной на знаниях, будет отличаться от прежней модели, главным образом, необходимостью получения образования в течение всей жизни. Ключевым фактором в системе непрерывного образования становится самостоятельная работа учащихся, их доступ к учебным ресурсам и технологиям самообразования.
Корпоративное обучение, роль интеграции науки и образования, автономия университетов - множество актуальных вопросов было обсуждено на форуме. На общем заседании модераторы семи секций изложили результаты работы каждой из них. На основе этих выступлений будет создан доклад-документ, который предстанет перед судом Российской академии наук, Министерства и других органов, чтобы точка зрения вузовской общественности (и не только вузовской, исходя из состава участников форума) учитывалась при модернизации российского образования.
По словам модератора секции 1, председателя Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа и Нижегородской области, ректора Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского Р.Г. Стронгина, «сегодня возникли новые грани требований к выпускникам вузов. Работодатель хочет видеть организаторов, переговорщиков и т. д. Нужны не только процедуры гарантий качества образования, но и собственное желание учащегося». Мотивация создается у людей, когда они видят конкретные примеры.
Взять хотя бы рейтинги ведущих университетов мира. «Рейтинги стали методом борьбы против наших университетов», - уверен В.А. Садовничий. - Существующие рейтинги не учитывают многих параметров. К разработке новой системы рейтингования вузов приступил Институт комплексных исследований образования МГУ совместно с независимым рейтинговым агентством «РейтОР». Необходимо принимать во внимание общественное признание уровня учебной и научной работы, компетентности преподавательского состава, наличие современной материально-технической базы и востребованность выпускников на рынке труда. Особенностью российского рейтинга является ориентация на множественность показателей по каждой характеристике, в результате чего весовой коэффициент каждого из них становится минимальным.
Основой же дальнейшего развития высшего образования является стабильное законодательство. О необходимости повышения социального статуса педагогического работника, законодательного закрепления непрерывного, дистанционного образования, о роли законопроекта о бюджетном учреждении, о пенсионных вопросах работников системы образования рассказал модератор секции 5, председатель Комитета Госдумы по образованию Г.А. Балыхин.
«Как говорил кот Матроскин в известном мультфильме, не денег у нас не хватает, а с умом у нас не все в порядке», - пошутил министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко. Он выделил принципы, которые должны быть заложены в развитие современного образования: конкуренция во всех измерениях («Мы должны отказаться от тянущих вниз структур», - заверил А.А. Фурсенко), реализация нацпроекта «Образование», баланс между фундаментальными и прикладными исследованиями.
Университеты нашей страны всегда являлись мощной силой. Такой и должны оставаться. Недаром говорил А.С. Пушкин, что «одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия». |