Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Путь наверх

Марина Галушкина

Тридцать процентов нынешней российской элиты воспитано в одном вузе страны - МГУ. Такой концентрации, похоже, нет нигде в мире. Почему элита должна выращиваться только в Москве? Чем плохи Владивосток, Омск, Новосибирск и прочие?

 

В дискуссиях последних месяцев по поводу модернизации российского образования, развернутых в том числе самим Министерством науки и образования, практически не звучит тема образования элитного. На первый взгляд она кажется неактуальной и даже неприличной. Обсуждать проблемы элиты на фоне бедственного положения массового образования? Как можно! Но если учесть роль элит в обществе, то такое пренебрежение их интересами покажется неразумным. Немецкий социолог Карл Мангейм считал, что элиты выполняют критическую для существования общества функцию, и при этом замечал, что "существование элиты определяется не жаждой к власти отдельных индивидов, а общественной потребностью в исполнении стратегических функций особо квалифицированными людьми". То есть нет элиты - нет общественной стратегии. И не столь важно для нас, что элита сегментирована на экономическую, политическую, государственную, военную, творческую, интеллектуальную etc., сколь важно, что представители широкой элиты страны - это люди, которые набрались смелости ставить и обсуждать принципиальные вопросы. Кто мы? Откуда мы пришли? Куда мы идем? Чего мы хотим? Кто наши друзья и враги? Какова судьба нации и нашего государства? Люди, которые набрались окаянства брать на себя риск и ответственность за конкретные действия, последствия которых значимы для них самих и многих других людей.

Достойное будущее страны, будем ли мы связывать его с инновационной экономикой, боеспособностью армии, предпринимательством или еще с чем, в значительной степени определяется интеллектуальным мастерством элиты, способной создать инновационную экономику, боеспособную армию, дееспособное предпринимательство и проч. А задача элитного образования - "поставлять" элиту, точнее, формировать среду масштабно и глубоко думающих, культурных, интеллектуально мобильных людей, из которой элита и выдвинется. И если мы по каким-то причинам отказываемся специально отстраивать в стране систему элитного образования, то должны отдавать себе отчет в том, что и качество элиты будет "какое получится".

Мы не сводим проблему попадания человека в элитные круги только к качеству полученного им образования. На формирование человека и его путь влияет огромное число факторов - семейные, психофизиологические, карьерные. Большую роль может сыграть встреча с конкретным человеком. Но несомненно, что роль образования велика, и так же несомненно, что повышение качества элиты напрямую связано с повышением качества образования, будущей элитой получаемого.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 21.03.2005  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100