Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Брянские дети заполнили МГУ

Павел АНОХИН

Как сказывается национальный проект «Образование» на качестве обучения в регионах? Для ответа на этот вопрос мы выбрали довольно типичную во многих отношениях Брянскую область, где нашим собеседником стал директор областного департамента общего и профессионального образования, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ Иван ГЕРАЩЕНКОВ. Отметим, что Брянская область выбрана не случайно - она традиционно входит в десятку лучших регионов страны по качеству образования.

- Сразу же хочу отметить: найдена очень удачная форма развития российского образования в нынешних условиях, - сказал он. - Учителя почувствовали себя востребованными. Школы, которые выиграли гранты, стали еще сильнее. Но и слабые школы не стоят на месте - начали тянуться за сильными: улучшать материально-техническую базу, обновлять учебно-наглядные пособия. Появился дух соревнования,  к образованию повернулись лицом и власть, и общественность.

- Иван Алексеевич, могли бы все это изложить языком цифр и фактов?

- Их предостаточно. Благодаря национальному проекту консолидированный бюджет области, то есть совмещенные федеральный и областной, увеличен на 25 процентов. Это дает возможность вложить больше денег в образование, в учителя и ученика, без чего сложно говорить о развитии образования.

В качестве примера могу сообщить: все школы Брянской области - а их 789 - подключены к Интернету. Компьютеризация проводилась централизованно, за счет федеральных средств и была стопроцентно завершена к августу 2007 года. У нас в городе один компьютер на каждые 20, а в селе - на каждые 14 учеников. Сейчас мы наращиваем компьютерную сеть. Серьезно занимаемся компьютерной переподготовкой учителей. В 2001 году открыли Интернет-центр в Брянске, где еженедельно проходят курсы по 40 учителей. Такие же курсы действуют и в районных центрах.

- А какие-то конкретные результаты налицо уже есть?

- Я назвал бы лицей №1 города Брянска, в котором обучаются не только городские дети, но и со всей области. Естественно, наиболее одаренные. При лицее построено общежитие-интернат на 160 мест. Представьте себе, что сегодня только в МГУ на всех его факультетах очно учатся 220 выпускников одного этого лицея. Между ним и МГУ заключено соглашение, к нам по этому поводу часто приезжает ректор Виктор Садовничий. И лицей №1 не является исключением. В 2006 году ряд областных школ вошли в десятку лучших школ России.

- Мы с вами все больше говорим о достоинствах национального проекта, но, наверное, вы как профессионал-практик видите его слабые места, какие-то проблемы, которые надо устранить?

- Я понимаю, что нельзя охватить все сразу, но, на мой взгляд, в национальный проект следует включить учреждения дошкольного, а также дополнительного образования. Мы на областном уровне все это поправили и наряду с федеральными национальными проектами ввели по всем этим направлениям свои, губернаторские.

- Какая сегодня, скажем, для вас самая больная школьная проблема независимо от национального проекта?

- Сельские школы… Они все больше становятся малокомплектными. В нашей Брянской области, например, 66 процентов образовательных учебных заведений имеют менее ста учеников. По федеральному закону, школы переходят на нормативное подушевое финансирование, и те, которые имеют менее ста учеников, финансируются по факту. Вот и болит голова, как быть?

Лишать сельское население школ никак нельзя, особенно сегодня, когда мы вновь озаботились возрождением села. Школа для села - это еще и очаг культуры, духовного развития. Сейчас самая главная задача - не погубить сельскую школу, сохранить ее, пусть будет малокомплектной. Если сегодня допустим уничтожение сельской школы, то потом не восстановим никогда.

Я в свое время, в 60-е годы, ходил в 8-9-10-е классы за 10 километров - туда и обратно. И, как видите, выбился в люди. После школы окончил институт, академию, стал кандидатом наук, академиком. В сельских школах учителя такие же квалифицированные специалисты, как и в городских. В Брянске работает Институт повышения квалификации, где в равной мере регулярно обучаются и сельские, и городские преподаватели.

- Нередко приходится слышать нарекания о том, что в российских школах мало работает молодежи и мужчин…

- К сожалению, такие проблемы есть, и на них нельзя закрывать глаза. Действительно, у нас на Брянщине лет 10 назад работали более 20 процентов мужчин, а сейчас - 16. Отток наяву, многие уезжают работать в Москву, где больше платят. Существенно увеличился в школах и процент учителей пенсионного возраста. Эти проблемы в первую очередь затронули опять же сельские школы. Да, сельский учитель за одно и то же количество часов получает зарплату на четверть больше, чем в городе, получает компенсацию за коммунальные услуги. Но надо решать жилищный вопрос.

Раньше мы строили дома в сельской местности для учителей, и квартиры их там держали. Сегодня квартир нет, ипотека - неподъемная. Как закрепить учителя в селе? Почему бы законодателям серьезно и вплотную не заняться решением этого вопроса?

- Наверное, вскоре займутся. Как заявил министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Соколов, в марте он внесет на рассмотрение концепцию развития образования в сфере культуры и искусства. По его словам, законодательство не учитывает всех особенностей художественно образования в школах.

- Эстетическое образование - одно из направлений нашей деятельности, которому мы уделяем пристальное внимание. Но в этом вопросе нам в большей мере должна помогать культура. Сейчас детские школы искусств находятся в основном в ведении культуры, но мы забираем их в систему образования.

Еще одно направление - обеспечить школы музыкальными инструментами. Ведь еще многие помнят, как в каждой школе был свой духовой оркестр. Мы в Брянской области думаем возобновить эту традицию. Духовые инструменты - дорогая роскошь, но мы постараемся приобрести их, хотя бы для больших школ. Надо еще найти специалистов, которые создадут школьные оркестры.

- Еще одна проблема - физкультура и спорт. Они, как считает Председатель Государственной Думы Борис Грызлов, «перестали быть очевидными приоритетами для молодежи». И предлагает ввести в школах по четыре урока физкультуры в неделю.

- В Брянской области более двух третей школ занимаются физкультурой по три часа в неделю, хотя по федеральному базисному плану предусматривается два. Однако там, где материально-техническая база не позволяет, осталось два часа. У нас, к сожалению, есть школы, в которых нет спортзала. Но проблема, похоже, сдвинулась с мертвой точки. В области начали строить физкультурно-оздоровительные комплексы - таковые сейчас одномоментно возводятся в восьми районных центрах. Поставлена задача - каждому району иметь хороший плавательный бассейн, и они также строятся.

На мой взгляд, чтобы физкультура и спорт сегодня стали массовыми, надо увеличивать количество инструкторов, методистов, которые будут заниматься непосредственно с детьми во дворах. Чем больше такие инструкторы будут заниматься с детьми, тем больше ребят приобщатся к здоровому образу жизни, а значит, и духовному здоровью.

- А вот Русская православная церковь путь к этому видит в преподавании Основ православной культуры в школе.

- Одно другому не вредит. Мы, кстати, закоперщики в этом деле: заключили договор с епархией о сотрудничестве, и вот уже третий год преподаем Основы православной культуры в начальной школе - один час в неделю. А чтобы не ущемлять права тех, кто не хочет этого, оценку не ставим. К тому же Основы православной культуры идут в расписании первым или последним уроком, и те, кто не желает, могут не ходить на него.

Однако скажу: у нас эти занятия посещают примерно 96-97 процентов учеников. В средних и старших классах Основы православной культуры изучаются факультативно и опять же добровольно. Мы такое решение приняли сами и считаем, что сделали правильно. Пришло время эту проблему решать на государственном уровне. Мы же не говорим, что надо вводить Закон Божий или какие-то религиозные ритуалы.

Школа должна быть светской, но основы христианства и других традиционных религий современный молодой человек должен знать. Школа должна воспитать юных сограждан надежной опорой Отечества. Путь к этому один - приобщить их к источнику духовных и культурных традиций предков, и здесь наши цели с Церковью совпадают.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 05.03.2008  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100