|
|
Соколов Игорь Анатольевич
Собственный корреспондент Сообщества выпускников ВМиК
Когда в 1971 году я приехал в Москву, то хотел поступать именно на этот факультет. Последние два года я учился в математическом классе в Тамбове и одновременно в заочной математической школе МГУ. Поэтому я был абсолютно уверен, что поеду поступать в МГУ. Когда организовался факультет ВМиК, я как раз заканчивал школу и решил, что буду поступать на этот факультет, а не на мехмат: тогда новое направление, связанное с вычислительной техникой, становилось все более популярным и я этим живо интересовался. Живя в Тамбове, про вычислительные машины я мог только читать в журналах «Квант» или «Техника - молодежи». Мне это было очень интересно, именно это и повлияло на мое решение.
На сто процентов и даже больше. Я благодарен судьбе за то, что она повела меня по этому пути.
Факультет ВМиК - мои жизненные университеты. Я провел в стенах МГУ (в прямом и переносном смысле, поскольку проживал в общежитии) восемь лет. Это был период общения с нетривиальными, очень интересными, правильными людьми. Я считаю, что ВМиК - это блестящая школа. Когда я поступал, факультет существовал всего второй год, но уже тогда был понятен масштаб этого научного и учебного центра, у истоков которого стояли такие деятели как А.Н. Тихонов, Ю.В. Прохоров. На факультете был создан баланс фундаментальных и прикладных дисциплин, сформирован уникальный педагогический коллектив, профессиональные качества которого сохраняются и сейчас. Методология преподавания по тем временам была совершенно новая. Например, Николай Сергеевич Бахвалов, преподававший численные методы, практиковал сдачу коллоквиумов с применением средств вычислительной техники. Нам давались тесты, так хорошо известные сейчас, и мы отвечали на вопросы, нажимая кнопочки на ЭВМ. Запомнились спецсеминары Геннадия Павловича Климова. На них было весело, его доказательства порой содержали много юмора, причем это заключалось не в подаче материала, а в самом методе доказательства. Благодаря этому мы понимали, что математика - это не раз и навсегда заданный порядок действий, а поиск новых, абсолютно нетривиальных решений.
Во-первых, Юрий Васильевич Прохоров. Меня поразила его манера принимать экзамены. Это был первый человек, который сказал: мне все равно, что вы будете использовать у меня на экзамене - любые учебники, любые материалы, любые конспекты - пожалуйста. Приносите с собой, если нужно - идите в библиотеку, берите там, то, что вы не смогли принести с собой, а после этого мы с вами побеседуем. И оказывалось, что полученная студентом оценка практически всегда получалась объективной. Это произвело на меня, конечно, сильное впечатление. Что касается личности Юрия Васильевича, то эта тема заслуживает отдельного разговора, но я благодарен судьбе за то, что познакомился с этим человеком и поддерживаю с ним отношения до сих пор. Во-вторых, большое влияние на меня оказал Алексей Григорьевич Сухарев. Первым зачетом в моей жизни был зачет по математическому анализу. Поскольку я учился в математическом классе, где мы изучали элементы интегрального и дифференциального исчисления, пределы, словом все, что в первом семестре и составляло предмет математического анализа, я был абсолютно уверен в своих знаниях. Я раньше всех выполнил задание и раньше всех… получил «незачет». Для меня это было ужасным ударом, поэтому впоследствии все зачеты и экзамены я сдавал только на «пять». Сейчас я понимаю, что это был элемент воспитания. Алексей Григорьевич тогда был еще молодым аспирантом, но он что-то понял во мне и применил правильную методику. Студенты считали его педантом, однако благодаря тому, что ему удалось «вдолбить», именно «вдолбить» в нас эти знания, я до сих пор умею брать интегралы и помню все табличные интегралы. Еще хотелось бы отметить моего научного руководителя Виктора Федоровича Матвеева, который многое дал мне много не только в научном, но и в человеческом плане.
В 1979 году я распределился в НИИ систем связи и управления. Тогдашний министр связи решил, что для его отрасли необходим приток новых специалистов, преимущественно математиков и физиков, и по его инициативе был создан совместный отдел Министерства связи и АН СССР, куда в основном были набраны выпускники мехмата и ВМиК МГУ. В этом отделе я начал работать с интересными и нетривиальными людьми, в частности, с моим нынешним заместителем по научной работе Сергеем Яковлевичем Шоргиным, тоже выпускником кафедры математической статистики факультета ВМиК. Задача состояла в использовании математических методов для анализа и синтеза сетей связи и передачи данных специального назначения, то есть в интересах оборонных отраслей промышленности. Фактически это означало разработку математических моделей, алгоритмов функционирования, протоколов, методов мониторинга сетей связи, нетрадиционных методов управления. Работа была очень интересная: одновременно и научная, и прикладная.
К сожалению меньше, чем хотелось бы, - около десяти. Но у нас тесные научные контакты со многими сотрудниками факультета ВМиК.
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|