Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Осторожная экспансия

Российский рынок все еще остается привлекательным для иностранных ритейлеров, однако масштабной экспансии транснациональных розничных сетей ожидать уже не приходится, считает управляющий партнер Berkeley Capital Partners Виктор Беляков, один из ведущих российских экспертов в области ритейла.

- Как вы оцениваете перспективы активного вхождения крупных игроков на рынки продовольственной торговли Москвы и Петербурга?

- В Москве и Петербурге вполне могут появиться еще несколько крупных игроков. Многие иностранные розничные компании активно присматриваются к России. Впрочем, хотя рынок не закрыт для новых компаний, на нем существуют барьеры, которые делают вход не очень простым.

- О каких барьерах вы говорите?

- Во-первых, крупные корпорации в большинстве своем довольно инертны. В частности, первые несколько лет после кризиса 1998 года многие из них даже не хотели обсуждать вопрос о входе на российский розничный рынок.

Во-вторых, западных ритейлеров многому научил печальный опыт освоения Польши. Сети стали активно выходить на польский рынок с 1995 года. В 2000−м там уже работали порядка 17−20 розничных операторов из Западной Европы. Однако они переоценили потенциал рынка и вскоре предложение превысило спрос. В результате одни западные сети начали активно консолидировать свои активы, другие - сворачивать бизнес в Польше. Очевидно, теперь они опасаются, что подобная история может произойти и в России. К тому же если компании уже потеряли часть денег на новых рынках, то перспектива еще несколько лет работать без прибыли (ведь в российский рынок надо инвестировать средства) их пока не привлекает.

И наконец третьим сдерживающим фактором для западных сетей является то, что российский рынок уже достаточно развит: на нем работают компании с миллиардными оборотами, поэтому немногие новые игроки могут составить серьезную конкуренцию нынешним лидерам рынка. Повторюсь, однако, что в течение ближайших пяти лет в России могут появиться несколько новых розничных компаний.

- Каких крупных игроков, на ваш взгляд, стоит ожидать?

- Думаю, в среднесрочной перспективе в числе вероятных претендентов - кто-то из мультиформатных сетей, например Carrefour, в долгосрочной перспективе - жесткие дискаунтеры, такие как Aldi и Liddl.

- Попытки развивать в России формат жесткого дискаунтера уже предпринимались, но не были особо успешными. Какие условия должны сложиться, чтобы этот формат прижился на российском рынке?

- Главное условие - жесткая конкуренция. Показательно, что Aldi начал входить в Польшу только сейчас, когда конкуренция там достигла пика. В такой ситуации ценовое преимущество жесткого дискаунтера становится более заметным. Другие условия для успеха этого формата - наличие земельных участков для строительства стандартных магазинов, низкая стоимость капитала и относительно дорогая рабочая сила. В жестком дискаунтере вместо, условно говоря, 15 человек будут работать пятеро. Соответственно, разница в издержках этого формата и его конкурентов будет весьма заметной.

- Распространение дискаунтеров - это общеевропейская тенденция? Могут ли они в перспективе серьезно потеснить другие форматы?

- Дискаунтеры активно развиваются и наращивают свои доли лишь на определенных рынках. Все зависит от особенностей потребительского поведения в конкретной стране. Например, в Германии, где цена является одним из главных критериев выбора места покупки, дискаунтеры контролируют около 27% рынка, а в Италии, где потребители больше ценят качество продукции и ассортимент, их доля - всего 4%.

В России достаточный потенциал для развития дискаунтеров, но есть потенциал и для других форматов. В частности, в Москве пока плохо представлен формат магазина «у дома». Ассортимент в подобном магазине должен быть шире, чем в дискаунтере. Магазинов «у дома» для такого мегаполиса, как Москва, нужно очень много, но этот формат достаточно сложно развивать с операционной точки зрения.

Впрочем, пока ни один из существующих форматов в России окончательно не оформился в силу недостаточно высокой конкуренции на рынке. С ростом конкуренции начнется процесс оптимизации форматов, поскольку игрокам придется работать с гораздо более низкой, чем сейчас, рентабельностью.


  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 15.07.2007  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100