Вход Регистрация
Контакты Новости сайта Карта сайта Новости сайта в формате RSS
 
 
Новости для выпускников
МГУ им.Ломоносова
SUBSCRIBE.RU
 
База данных выпускников
 
 
Рассылки Subscribe.ru
Выпускники МГУ
Выпускники ВМиК
Долголетие и омоложение
Дайв-Клуб МГУ
Гольф
Новости психологии
 
Рассылки Maillist.ru
Выпускники МГУ
Активное долголетие, омоложение организма, геропротекторы
 

Нежный гендер

Политический журнал
Татьяна КРАВЧЕНКО

 

 

  Мы, как всегда, опоздали. К началу 90-х, когда в России случился всплеск активности женских движений и появились феминистские организации - клубы, центры поддержки, когда устраивались первые (они же и последние) женские форумы, на Западе вопрос о феминизме был не то чтобы закрыт - просто исчерпан. 

Квота на равноправие

Наши мужчины никак не поймут: если женщина сознает себя личностью, ей не надо ничего давать - она сама возьмет то, что ей необходимо. Включая и места в Государственной думе. Если не берет - значит, пока не очень и надо. В нашей теперешней Думе из 450 депутатских мест всего 43 принадлежат женщинам, и Александр Вешняков решил исправить ситуацию, предложив ввести норму, по которой 30% мест в партийных избирательных списках выделят «для дам».

Реакция последовала неоднозначная. С одной стороны, Алевтина Федулова, председатель Совета женщин России, как в добрые советские времена, выразила председателю ЦИК глубокую признательность: ведь даже ООН рекомендовала «государствам, где нет фактического равноправия среди мужчин и женщин, ввести такую квоту». С другой, Анна Зайцева, и.о. казначея движения «Российские радикалы», в ответ предложила ввести «ограничительную квоту на идиотов при занятии должностей в системе государственной власти нашей несчастной страны». Вот вам завоевание феминизма.

Понятно ведь, что не в квотах дело. Не важно, сколько номинально женщин в Думе, важно, какие. Собственно, ни Хакамаду, ни Слиску не проводили по квотам - сами прошли. Многие яркие, неординарные женщины идут не в политику, а в бизнес и занимают там ключевые посты. Еще десять лет назад такие примеры были единичными, теперь привычны. Сегодня никому (кроме разве что Жириновского) и в голову не придет приводить в качестве аргумента профессиональной несостоятельности принадлежность к слабому полу.

Мужики - сволочи, бабы - дуры, а счастье - в труде

Именно так можно описать гендерную ситуацию в России до начала перестройки. Казалось, стоит только перестать разрываться «на два фронта», уделять все внимание мужу и детям - и жизнь наладится... Не наладилась. И вот тут-то в России случился всплеск феминизма.

Собственно, главная цель феминистского движения - воспитание самосознания. Женщинам в России нужно было, во-первых, преодолеть традиционную разобщенность. Во-вторых, воспринять себя как некую общность, а для этого на определенном этапе необходимо сколько-то обособиться, создать свою культуру, противопоставленную «мужской культуре». Этап промежуточный, но, как показал западный (особенно американский) опыт, необходимый для последующего ведения диалога между женщиной и мужчиной на равных.

В России сделать так было трудно еще и потому, что это шло вразрез с национальными традициями. Русские женщины никогда не стремились к созданию специфически женской культуры, которая противопоставляла бы себя мужской: ни в конце XIX в., когда боролись за право на образование, ни в 1920-е гг., когда пропагандировали сексуальную революцию и теорию «стакана воды», ни в конце 70-х - начале 80-х, когда в диссидентском альманахе «Женщина в России» впервые подняли тему ложной эмансипации советских женщин. В 1990-е это произошло впервые. Тогда заговорили о «женской культуре», появилась специфическая «женская литература».

Сейчас не важно, что большинство феминистских клубов самораспустились, не важно, что женские форумы давно не проводятся. Не важно, потому что в нужное время дело свое они сделали, возможность диалога стала реальной. Путь, который западные феминистки осваивали почти 30 лет, наши прошли за 10, пользуясь их наработками и учась на их ошибках, - спасибо им за это большое. Но...

Верните Верочку!

В День защитника Отечества по ТВ в очередной раз прошел фильм Станислава Говорухина «Благословите женщину». Ключевой эпизод фильма: «Ты должна... - говорит юной Верочке муж, и дальше следует длинный список, что именно должна. - А я имею право...». «А у меня какие права?» - робко интересуется Верочка. «Только одно - быть любимой. Тебе мало?» Нет, Верочка счастлива: она же живет за мужем, за настоящим мужчиной, не то что эти современные и самостоятельные (пример в фильме тоже явлен - подруга Маша, стихийный борец за женское равноправие: сын спился, дочь без присмотра, семьи нет, в общем, полная разруха).

Что интересно: Говорухин не только воссоздает «ушедший идеал советской эпохи» (фильм, понятное дело, «ретро»). Этот идеал сливается с тем, что предлагает сегодня в качестве модели будущего и официальная церковь: любой батюшка объяснит молодой девушке, что ее главная задача - создать семью, слушаться мужа и выполнять его решения, не переча и не обсуждая. Дело женщины - дом, дело мужа - мир. То есть происходит попытка возрождения мифа о «счастливой домохозяйке», как будто и не было ни мирового, ни нашего опыта! Между прочим, на Западе еще в 60-е гг. вышла книга Б. Фриден «Загадка женственности», развенчивающая этот миф. Фриден писала даже о «психопатологическом синдроме домохозяйки», характеризующемся тяжелой депрессией. И у нас эта книга, кстати, переведена и издана.

К сожалению, Верочка - не фантазия режиссера и не реликт ушедшей эпохи, их в провинциальной России и сейчас множество. Однако жизненные воплощения экранной Верочки совсем не так благообразны и далеко не так счастливы - они влачат жалкое существование, целиком подчинясь и завися от мужа, который и пьет, и бьет. Но они не уходят, потому что «нельзя разрушать семью», надеясь, что «муж исправится», и панически боясь потерять то, что имеют.

Главная задача феминистского движения сейчас - решить проблемы таких вот Верочек. Поэтому во многих городах создаются и работают (на общественных началах) центры помощи женщинам - жертвам насилия в семье. Их цель - не только защитить законодательно и помочь материально. Главное - то самое воспитание самосознания, без которого ситуацию в корне не переломить. Потому что, пока Верочка не поймет, что за ее судьбу отвечает не муж и не государство, а в первую очередь она сама, вряд ли Россию можно будет назвать цивилизованной страной.



  Рекомендовать »   Написать редактору  
  Распечатать »
 
  Дата публикации: 11.03.2005  
 

     Дизайн и поддержка: Interface Ltd.

    
Rambler's Top100