|
|
«Персона грата»: Руслан Гринберг
Английский философ Френсис Бэкон был мастером афоризмов. Он писал, например, что нацию можно назвать великой и благоденствующей, если у нее есть плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров. Соответствует ли этому определению наша страна? об этом - беседа Виталия Ушканова с директором Института экономики Русланом Гринбергом. - Не вызывает сомнения только первая составляющая формулы: плодоносной почвы у нас в достатке. Правда, провизии при этом импортируем на многие миллиарды… Гринберг: Да, но продовольствие импортируют многие страны. - А что касается остальных составляющих? Гринберг: Мы живем в глобальном мире. Еще 20 лет назад трудно было себе представить, что Россия станет такой открытой страной. Скоро мы вступим в ВТО, и когда это произойдет, будет еще труднее оградить от вмешательства сектора экономики, которые мы хотели бы еще оживить. Страна сейчас на распутье. Мы имеем удивительное сочетание хороших факторов для развития экономики. Я имею в виду мощный приток нефтедолларов, которые можно было бы использовать для структурных преобразований, для того, чтобы приостановить длящуюся последние 15 лет примитивизацию экономики. Мы хотим модернизировать экономику, обновить обветшалую инфраструктуру, и для этого понадобились бы деньги, которые прибывают. Но одновременно нужно думать, как распорядиться деньгами, которые есть у государства. - Как вы думаете, будущие поколения будут благодарны больше нам за набитые деньгами фонды или за то, что мы благоустроим страну? Гринберг: В вашем вопросе заложен ясный ответ. Совершенно очевидно, что потомки, конечно, будут благодарны, если нам удастся модернизировать экономику и сделать ее цивилизованной. В этом контексте у меня вызывает сомнение сама идея фонда будущих поколений. Могу себе представить, что она актуальна для обустроенной, с хорошими доходами и хорошим образованием Норвегии. Но в нашей стране полно проблем. Пока мы не можем похвастаться диверсифицированной экономикой: в последние 6-7 лет она стремительно растет, но рост это однобокий (некоторые называют его ростом без развития). Мы серьезно развили сферу услуг, и это очень хорошо, но что касается промышленности, здесь мы имеем серьезный провал реформы. Поэтому первые ласточки - создание судостроительного и авиационного холдингов - очень кстати. Нужна комплексная стратегия, стратегия структурных преобразований. Нацпроекты с этой точки зрения очень хороши, но это только начало пути. - Бюджет на предстоящие 3 года утвержден правительством. Его как только ни называют: и инновационным, и бюджетом устойчивого роста, и будущего. Вы готовы подписаться под этими определениями? Гринберг: Я прежде всего готов подписаться под тем, что переход на трехлетний бюджет - факт положительный. Если вы хотите что-нибудь развивать в долгосрочном плане, вы должны оперировать не одним годом, а двумя-тремя. Но сама структура бюджета говорит о высоких традиционных расходах, на безопасность, например. Это, конечно, важно, но в бюджете нет ясной структурной политики, не видны приоритеты. Это меня смущает. Хотя, конечно, социальная составляющая в этом бюджете больше, чем в прошлые годы. - Но и промышленная политика там внятно обозначено, тем же судостроением… Гринберг: Да, это очень важно. Но на этом нельзя останавливаться. Проблема вот в чем. СССР был сверхразвитой страной, но он был в изоляции. Однако того, что имеешь, никогда не ценишь, всегда хотелось заграничного… И когда возникли предпосылки к тому, чтобы иностранные наклейки получать, то мы быстро либерализовали экономику. Грубо говоря, раньше у нас были хорошие пылесосы, правда, шумели, как сумасшедшие и не были красивыми, как импортные. Теперь мы их вообще не производим, а раньше производили. Или фотоаппараты, или часы. Сейчас все закончилось, и это грустно. Мы не можем производить лишь 10-12 товаров топливной ориентации и вооружение. Скажем, без собственного сельского хозяйства большим державам трудно. Люксембургу, может быть, и не нужно собственное сельское хозяйство, но мы-то как?.. Хотя бы половину своего продовольствия мы должны производить сами. А это всегда проблема выбора. Ясно, что государство не может поддерживать все отрасли, которые были в Советском Союзе, некоторые из них должны умереть в том смысле, что перестали бы быть системными интеграторами. Скажем, мы могли бы развивать автопром по линии отверточного производства, за этим иностранные инвесторы к нам приходят. А вот что касается грузовиков, надо быть самим хозяевами. Вообще, многие специалисты говорят о том, если бы мы провели серьезную экспертизу оставшегося советского научно-технического потенциала, могли бы сделать много интересного. То есть надо оставить 5-6 приоритетов и их финансировать. Досье
|
Дизайн и поддержка: Interface Ltd. |
|